Бенуа Сокаль (Benoit Sokal),
известный художник, автор
знаменитой адвенчуры Syberia
и основатель студии White Birds Productions,
удостоил визитом КРИ 2006. Мэтр
приехал научить российских коллег
искусству создания воображаемых
миров. Тему он выбрал подходящую:
«Разработка adventure-игр следующего
поколения на примере Paradise».
Греясь в лучах софитов на стенде
«Нового Диска», мсье Сокаль
раздавал интервью, охотно
фотографировался с посетителями и
явно наслаждался собственным
детищем. Мол, вот он, пресловутый
«некст-ген», только протяни
руку! Архаичное разрешение 800х600,
пустопорожний сценарий с
помноженными на ноль персонажами,
головоломки из категории «шоб
были» и навигация, которая
поставила бы в тупик Шерлока
Холмса… Кто-нибудь желает в рай?
Paradise lost
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2.5 Гб на винчестере Windows 2000/XP
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.5 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2.5 Гб на винчестере Windows 2000/XP
Paradise и Syberia
схожи лишь внешне. Пререндеренные
фоны, темноволосая 3D-героиня,
собранная из штампов страна… Тогда
была постсоветская Россия с
обязательными памятниками
соцреализма и заброшенным
космодромом, сегодня — африканская
республика с озлобленным
диктатором, богатыми дворянами и
наложницами, диковатыми
аборигенами и вечно недовольными
революционерами. На мысли о Кейт
Уокер наводит и знакомый
вертикальный инвентарь, но это,
пожалуй, все; Paradise не
досталось главного — хороших
сценаристов, дизайнеров и
программистов.
История о гражданке Швейцарии,
чей самолет разбился в джунглях
раздираемого войной государства,
возможно, стала бы основой шедевра,
возьмись за нее талантливый
писатель. От удара девушка лишилась
памяти и, очутившись на попечении
жен местного принца, взяла имя Энн
Смит — так звали
женщину-исследователя, книга
которой лежала в ее рюкзаке. Она
хочет одного: вернуться домой, в
Женеву, однако столичный аэропорт
захвачен повстанцами, а иного
быстрого способа покинуть
негостеприимную Маранию нет.
Хозяин гарема готов отпустить
упорную европейку, если та заберет
с собой черного леопарда, что сидит
в клетке в саду, поедет к южной
границе и выпустит его на волю. Энн
соглашается исполнить странную
просьбу — то ли от безысходности, то
ли оттого, что ощущает непонятную
связь с большой кошкой.
Толковый ответ мы никогда не
узнаем. Сокаль и компания не
захотели посвятить игроков во
внутренний мир персонажей, но и
поверхностного взгляда хватает,
чтобы понять: мисс Смит, назойливый
майор Гудмонинг, интеллектуальный
главарь бунтарей, мрачный король
Родон, нелепая злодейка Дада —
фигурки из папье-маше в театре
литературного поноса, пихающие
вперед трехколесный сюжетный
велосипед. К концу путешествия Энн
стоит на том же отрезке
эмоциональной шкалы, где и была в
самом его начале, и потому
финальная1 сцена
воспринимается не как кульминация
драмы, а как вымученная попытка
шокировать клюющего носом зрителя.
Что бы Энн ни видела, куда бы ни
попала, ее душевный багаж всегда
закрыт от любопытствующих глаз. Ни
словом, ни действием она не
выказывает свое отношение к
происходящему вокруг.
C приветом от Cryo
А происходит многое. Трупы
валятся штабелями. Леопард
регулярно сбегает, оказываясь в
неожиданных местах (вот что,
скажите, мог забыть усатый хищник в
недрах изумрудной шахты? неужели в
саванне закончилась пища?). На пути
возникают надуманные препятствия,
заставляющие нас пересекать по 20-30
экранов. Решение здешних проблем —
занятие не более увлекательное, чем
ловля шариков душистого перца в
глубокой тарелке супа.
И речь не столько о
«пиксель-хантинге», хотя он и
впрямь ужасен; выходы с локаций
обычно завалены грудой деталей, а
полезные предметы никак не
выделяются из обстановки.
Попробуйте найти лестницу, ведущую
на нижний ярус в деревне дикого
племени, что обитает на — оцените
клише — кронах исполинских
деревьев, или жилище начальника
замаратского прииска, не прощелкав
двери всех домов. Раздражает и
курсор: неуклюжий значок то
«залипает», то отказывается
мутировать при наведении на нужный
объект.
Основная беда Paradise — в
отсутствии четко поставленной
цели. Дизайнеры обращаются с
игроком в худших традициях Cryo:
бросают его в одиночестве без
намеков на то, что надо сделать,
травят корявой логикой,
подталкивая к методу «научного
тыка», вынуждают лишний раз
метаться от одного NPC к другому,
включая «триггеры» в
разговорах. Любимая жена Принца не
расскажет о том, какой густоты
должен быть пар в ее сауне, пока вы
не побеседуете со смотрительницей
гарема. Сумерки не наступят, если
Энн не: а) увидит через телескоп
бутон ночного цветка в саду; б)
заглянет на террасу; в) вернется в
свою комнату и уснет.
Дабы достать ящик с динамитом,
почему-то висящий под потолком, г-жа
Смит устраивает целое шоу абсурда,
закидывая изумрудами летучую мышь
полополо. После третьего броска
жирная тварь садится на тару, и на
нее тотчас прыгает леопард, сбивая
конструкцию на пол. Вероятно, наша
студентка обладает даром
предвидения, коли заранее знала,
что из сотни безопасных уголков
затюканный уродец выберет именно
его.
Как прогнать трех полуголодных
мартышек, перекрывших коридор на
корабле? Ни за что не догадаетесь.
Необходимо пойти на камбуз, открыть
банку с консервами и подогреть
обезьяний обед на плите. По
забавному совпадению, незадолго до
этого заботливая девушка, не двинув
бровью, утопила артель работников,
ковырявших камни на 1075-м уровне
забоя.
За семь часов общения с Paradise
в голове скапливается огромный
снежный ком дурных впечатлений, и
среди них — классический
«кривогенный» сюрприз. Героиня
собрала капкан, намотав пару
километров, и идет его
устанавливать. Добравшись до
парящей в воздухе платформы, она
внезапно оступается, из кармана
вываливается крюк от ловушки и
падает вниз. (Не иначе, штаны
прохудились — там же килограммы
барахла!) Можно было бы выклянчить у
туземцев крепкую веревку и
спуститься, но Аня легких путей не
ищет. Ей придется опять
сходить в противоположный угол
деревни, заодно отыскивая самые
потайные «хот-споты», взять в
одной из хижин восемь (!) больших,
спелых кокосов, а затем отправиться
в другую часть села, где стоит
машинка, превращающая кокосовое
молоко в резиновые канаты для
прыжков вниз. И, конечно, вернуться
обратно. Тик-так, тик-так… Авторы
отняли у вас еще час жизни.
Merde! Merde!
Техническая сторона провалена с
оглушительным треском. Картинка —
гордость французских
разработчиков — ужасает сочетанием
уродства и красоты. Только пейзажи
радуют любовью к деталям и приятной
палитрой, хотя фоновой анимации не
наскрести и на полкадра из Myst 4.
Остальные «задники» выглядят
так, будто их изготовили в 3D-пакете,
распечатали на цветном принтере,
помалевали карандашами и перевели
в «цифру» с помощью дряхлого
сканера, последние десять лет тихо
умиравшего в темном чулане. О
сравнении с Syberia, Nibiru
и Keepsake лучше не заикаться —
им продукция White Birds «сдает» бой
всухую.
Кстати, панорамы иногда занимают
по несколько экранов, посему не
ленитесь щелкать по краям. О том,
что изображение продолжается вбок,
адвенчуры нового поколения
предупреждать не обязаны. И
подсвечивать точки выхода по
нажатию кнопки или заботиться о
таких банальных вещах, как pathfinding,
тоже. Вы зовете Анюту вправо, а та,
помявшись, показывает туго
обтянутую задницу и дрейфует влево,
порой убегая в соседнюю зону.
Хуже этого — эпизоды из серии
«Night of the Leopard». Представьте себе
глухую ночь. По полностью
трехмерной местности, собранной из
двухсот буро-коричневых полигонов,
ковыляет остроугольная кошка со
скоростью 5-10 fps. Куда и для чего мы
понукаем животное «тормозной»
стрелкой — невероятно сложная
загадка. Qu'est-ce que c'est, мсье Сокаль?
Зачем понадобилось внедрять в игру совершенно
никчемные куски (отключаемые, к
счастью, по приказу Esc)? Позлить
утомленного пользователя?
Застращать народ «next-gen»
графикой эпохи Riva TNT?
Деньги и время, убитые на прогулки
под луной, стоило потратить на
переписывание диалогов и
обслуживающей их системы. За
актеров обидно — стараются, с
выражением зачитывают скучные
тексты… А в итоге жители Марании
напоминают сборище душевнобольных:
рявкают, аки цепные собаки, в ответ
на попытку коснуться уже
исчерпанной темы, и меняют гнев на
милость в мгновение ока, когда мы
поднимаем новый вопрос. Эту бы
ярость — да против ленивого
композитора, изваявшего жалкую
горстку пресных мелодий на костях
саундтрека Syberia!
Para(MUST)dise
Есть надежный способ избежать
треволнений, шишек на лбу от частых
ударов о письменный стол и стонов
«Экая тупость!», которые вы
непременно получите, связавшись с
говорящей куклой Энн Смит и ее
хвостатым спутником. Проходя в
магазине мимо коробки Paradise,
просто уберите кошельки подальше.
1Не исключено, что последует
сиквел, ибо развязка чересчур
коротка.
511 Прочтений • [Рецензия на игру Paradise] [21.04.2012] [Комментариев: 0]