Специализация — основа
современного способа производства.
Однако когда речь заходит о
создании компьютерных игр,
положительное свойство может
обернуться однообразием. Desert
Rats vs. Afrika Korps, 1944: Battle of the Bulge, D-Day, «В тылу врага»,
«Блицкриг 2», Codename:
Panzers, Moscow to Berlin — поток
тактических RTS по мотивам Второй
мировой войны не иссякает, но лишь
единицы достойны мгновений нашей
жизни.
От Ленинграда до Берлина
Системные требования
Pentium III/Athlon 1.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.8 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 4 Гб на винчестере
Первая же миссия Rush for Berlin
несказанно порадовала. Не столько
геймплеем, сколько географией —
ведь нам предстоит восстанавливать
«Дорогу победы», связывающую
осажденный Ленинград с остальной
страной. А затем — расстрел немецких
лодок в Севастополе, освобождение
Беларуси, помощь партизанам в
Белграде. Сплошные виктории. Хотя
это не повод переписывать историю.
Два красноармейца, угостившие
трусливо удирающего к
припрятанному самолетику Гитлера
порцией раскаленного свинца —
сильный ход. Даже голливудские
акулы не опускались до такой
пошлости.
СССР здесь — так, для затравки.
Воевать на Западном фронте в любом
случае гораздо сложнее. Минимум
ресурсов, максимум врагов,
заковыристые карты, коварные
скрипты… Rush for Berlin не
стремится к оригинальности,
предпочитая смелым экспериментам
самокопирование (все же за плечами
Stormregion неплохая Codename: Panzers)
и обдуманное заимствование у
конкурентов. Техника, которую
разрешено безнаказанно угонять,
полезные «перки» у офицеров,
«прокачка», возможность
перетаскивать полюбившихся юнитов
из миссии в миссию, всевидящий
снайпер, тележка с амуницией…
Трудно удержаться от непрошенных
ассоциаций.
Впрочем, интересный дизайн не
даст заскучать; наличие
необязательных и секретных заданий
вызывает желание переиграть
некоторые сценарии. Оборона
позиций станет легче после
обнаружения в лесу массивной
гаубицы, а за вовремя подбитый танк
вы, помимо медали, получите парочку
БМ-13. Дополнительный стимул —
видеовставки, живые и по-настоящему
кинематографичные. Увы, не обошлось
без традиционной «карты с
голосом». Когда разработчики
добрались до французского
Сопротивления, силы окончательно
покинули их. Зато с филологической
точки зрения полный порядок, гансы
и иваны не будут пугать нас
характерным «прононсом».
Представители каждой нации
разговаривают на родном языке,
обходясь ненавязчивыми субтитрами.
Следующая особенность
воспринимается уже не так
однозначно. В Rush for Berlin
нарушено золотое правило
тактических стратегий — никаких
заводов и казарм. Упомянутые домики
нельзя строить (и на том спасибо), но
можно захватывать и использовать в
корыстных целях. До добычи «тибериума»
не дошло. Абстрактные «у.е.»
прямо со старта висят на нашей шее.
Медленный темп сборки
компенсируется широким
ассортиментом и отсутствием
тикающего над ухом таймера. Пехота
вылупляется в специальной палатке,
боевую технику собирают на заводах.
Подобный подход не хуже
подкреплений из «Блицкрига 2».
Симпатичная графика несколько
притупляет остроту проблемы. Одно
дело таскать по экрану стада
невнятных тараканов, и совсем иное —
руководить взводом аккуратненьких
Т-34. Полыхающие развалины Берлина
или омываемые дождем колхозные
поля хочется увековечить в масле.
Модели, анимация, эффекты сделаны
на высочайшем уровне. А вот
разрушаемость подкачала. О какой
реалистичности мы говорим, если
здания наделены обыкновенной
полоской здоровья?
Слепая угроза
Прежде чем отправлять ребят в
последний бой, советую чуть-чуть
поразмыслить. Грубо вылепленный
баланс работает идеально. Пулеметы
хороши только против пехоты,
пушки — только против
бронированных объектов,
дальнобойные орудия (включая САУ)
одинаково лихо уничтожают всех
подряд… при условии, что «мишени»
не двигаются с места. Не
подкопаешься. Вопреки названию
игры, танковый (равно как и любой
другой) «раш» заранее обречен
на провал. Магнитные мины и «Панцерфаусты»
быстро превратят агрессора в
дымящуюся кучку вторсырья. Давить
вредоносную мелюзгу запрещено (верное
решение!). Когда главнокомандующий
пытается играть в Carmageddon (см. War on Terror), это попахивает
откровенным маразмом.
Приходится действовать по уставу.
Без поддержки пехоты могучий «ИС-2»
не протянет и минуты. Городской бой
требует от игрока самурайского
терпения. Впереди бегут разведчики,
сзади плетутся танки, в отдалении
смиренно выжидают своего часа
минометчики… Сильный контраст с 1944:
Battle of the Bulge и аналогичными
поделками. Универсальные солдаты
живут в кино, а в Rush for Berlin
найдутся занятия для всех,
независимо от цены и «бесполезных»
умений.
На фоне «Блицкрига 2»
и Codename: Panzers «автопарк»
удивляет скромными размерами. «Средний
танк», «тяжелый танк», «САУ»,
«бронетранспортер», «джип»…
Дабы не путать новичков,
разработчики оперируют «архетипами»,
избегая повторений и нюансов (согласитесь,
мало кто слету ответит, чем «Ягдпантера»
отличается от «Хетцера» или
«Насхорна»). Нетрудно было бы
вообще обойтись без имен, но разве
не за «историзм» (пусть и
мнимый) мы любим игры, подобные Rush
for Berlin?
Впрочем, одними гусеницами сыт не
будешь. Припечет — и в ход пойдут
даже белоручки-офицеры, которые,
как и положено, влияют на свойства
соседних подразделений.
Бесконечные боеприпасы,
автоматический ремонт, улучшение
морально-психологического
состояния личного состава (поклонники Close Combat зря проснулись, все
упирается в ТТХ) и внеплановый удар
артиллерии не могут кардинально
изменить течение битвы, но лишними
точно не будут. Набор опыта юнитами
ограничен строгими рамками. На базе
стандартного отряда нельзя
сколотить диверсионную группу,
однако разница между новобранцем и
ветераном прекрасно видна в окошке,
где отображается уровень
наносимого урона.
Каждое достоинство принято
уравновешивать смачным минусом. В
его роли выступил искусственный
интеллект: фатальная близорукость
врагов угнетает. Ведомые
компьютером идиоты и не подумают
проверить, кто же бьет по ним из
зловещего «тумана войны».
Снайпер, не спеша отстреливающий
уши канонирам, покажется сущей
безделицей по сравнению с тремя «Королевскими
Тиграми», торжественно издохшими
на пороге Рейхстага из-за того, что
не увидели противников.
Неприятельские генералы стараются
подгадить по мелочам. Подгулявшая
компания «зольдатен» обожает
взрывать оставленные без присмотра
грузовички с запчастями или
залезать в «Катюшу»,
предварительно избавившись от
экипажа.
Лишь мультиплеер позволяет
оттянуться на полную катушку, хотя
удовольствие портит смехотворно
малое количество спарринг-партнеров.
На момент написания статьи
активные сервера можно было
пересчитать по пальцам.
Еще пару процентов выторговали
очаровательные детали.
Провалившийся под лед танк,
поврежденное на мине колесо, «тактическая»
пауза, удобный интерфейс — вроде бы
ерунда, но для кое-кого и это
является высшей математикой.
Погоня за потребителем
Stormregion продолжает гнуть свою
линию. Перед походом в магазин
желательно поточнее определиться с
тем, что именно вам нужно от военной
стратегии. Rush for Berlin имеет
такое же отношение к реальности,
как «Звездные войны» — к
научным работам астрофизиков.
Весело, динамично, местами
неимоверно сложно или до
отвращения элементарно, но в целом
весьма и весьма интересно (особенно
на фоне RTS от Monte Cristo). Если Codename:
Panzers и «Блицкриг 2»
нашли лазейку в вашем сердце, если
тема не вызывает у вас отторжения,
если вы готовы мириться с
недостатками AI и не гонитесь за
достоверностью… Не слишком ли
много «если»?
982 Прочтений • [Рецензия на игру Rush for Berlin] [21.04.2012] [Комментариев: 0]