Чем знаменит Древний Рим?
Ценитель кинематографа помянет
«Гладиатора» с неподражаемым Расселом
Кроу, историк — походы Юлия
Цезаря и «Гражданский
кодекс», позаимствованный Наполеоном
в качестве базы для нового
законодательства Франции. Эстеты
искренне восхитятся культурой,
впитавшей красоту Греции и Востока,
а политики скажут, что под знаком
Римской империи развились
общественные и государственные
формы Западной Европы. Что касается
разработчиков из Haemimont Games, то они
своеобразно поняли значение слова
«glory», засунув его в название
своего творения.
Semper idem1
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 940 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 940 Мб на винчестере
Glory of the Roman Empire —
очередной градостроительный
симулятор, посвященный будням
древнеримских поселков городского
типа. Сходство с Caesar 3
настолько явно, что волей-неволей
вспоминается именитый
«старичок» (разумеется, за
вычетом более свежей трехмерной
графики). Цель — заложить с десяток
городков, разбросанных по Европе:
от Лондона (Londinium) на севере до
Сиракуз на юге и от Толедо до Кельна
с запада на восток. В течение
кампании их предстоит навещать
почти в произвольном порядке, но в
новую миссию переходит все, что
сделано в предыдущих. Поэтому
планирование носит глобальный
характер, а ранние ошибки дорого
обходятся впоследствии.
Как водится, поначалу в нашем
распоряжении несколько жалких
хибарок, кучка рабов и, если
повезет, пшеничное поле. Забудьте о
мировой известности Флоренции или
Рима, тут они — обычное захолустье.
Весело хрюкают свинки, вместо
«транспортных магистралей» —
широкие тропы, о военных подвигах
никто и не помышляет, а предел
мечтаний чумазых подданных — хлеб с
мясом на ужин и кусок ткани на
тунику.
Ресурсов немного. За питание
отвечают полдюжины построек,
производящих зерно, мясо, вино и
рыбу, лавки мясника и булочника
снабжают готовой едой, а для добычи
материалов мы загоняем трудяг в
леса, шахты и глиняные мастерские.
Оливковые рощи и фермы,
выращивающие лен, завершают
пасторальную картину.
Развитие традиционно:
обеспечиваем прирост населения,
возводя дома, и повышаем жизненный
уровень жителей, улучшая
инфраструктуру. Со временем из
домиков с соломенными крышами
вымахают «casas», «domuses» и
верх роскоши — виллы. Процветание
начинается с колодцев и алтарей
(ощутили ностальгию по «Цезарю»?).
В богатых кварталах даже таверны и
захудалые магазинчики приобретают
элегантный облик.
Привычна и тактика, согласно
которой сооружения надо
располагать так, чтобы область их
влияния оптимально охватила
нуждающихся. Планировка и
размещение зданий выше всяких
похвал; нет жесткой привязки к
дорогам, можно строить везде, где
есть ровная земля, и основывать
автономные поселения на всей карте.
Пронырливые аборигены шмыгают меж
домами и без проблем находят
кратчайшее расстояние между
населенными пунктами, сигая
напрямую через лес и игнорируя
«правильный» окружной путь.
Помогает и чрезвычайно удобная
внешняя камера, вращаемая под любым
углом (под «горячие клавиши»
отведена значительная часть
клавиатуры, но можно управиться и
одной мышью).
На производствах и в сфере услуг
вкалывают свободные граждане,
перетаскиванием грузов заняты
невольники. Последние покупаются
исключительно за золото, а
продвинутые полководцы получают их
из числа пленных. Для рабов следует
отстраивать и склады, и жилища для
отдыха неподалеку. Измотанные
работники собираются в шумные
толпы и бегают по улицам, поджигая
все, что встретится, включая
собственное пристанище.
Застройка реалистична. Сперва мы
дожидаемся доставки глины, дерева и т. д., причем один человек тащит на
себе 1 единицу сырья. Когда закрома
опустеют, он перейдет к добывающей
деятельности. Порой неспешное
действо раздражает, впрочем, создавая необходимую атмосферу.
Желающие могут переключить
голосовые и текстовые сообщения на
чистую латынь (!). Что до
установления приоритетов для
отраслей и регулировки товара на
продажу и для внутреннего
потребления, то сюда это не попало.
Разрешено лишь отключать отдельные
сооружения.
Настроение туземцев зависит от
нескольких факторов. Триумфальная
арка, философская академия, храмы,
статуи, сады и театры —
замечательно, но здоровье дороже.
Сытый патриций придет в ярость, не
увидев поблизости аптеки или
дружественных деревушек,
славящихся лекарями. Вид больных
впечатлит и закоренелых циников —
бедняги надсадно кашляют и
горестно вещают о скорой кончине.
Если же дела идут хорошо, на свет
появляются дети, оживляющие
пейзажи. А сорокалетние медленно
бродят с палочками, старчески
согнувшись и намекая, что они свое
уже отпахали.
Panem et circenses!2
Дебютные миссии изрядно удивят
даже начинающих градоначальников.
Каждая из них посвящена
возведению… одного типа строений.
По сложности весь набор влезает во
второе задание в Caesar 3,
зато тут предусмотрена полезная
кнопка перехода в ускоренный режим.
А вот потом на нас обрушиваются две
напасти: непрерывно бунтующий
народ, каким бы гениальным ни был
правитель, и злобные варвары.
Северные витязи постепенно
становятся очень враждебными.
Однако за масштабной войной надо
идти в Rome: Total War, ибо в Glory
of the Roman Empire — мелкие стычки и
войска им под стать.
Армия представлена префектами
(хотя их главная задача — защита от
пожаров), сторожевыми вышками и
казармами, выпускающими 5 видов
воинов, от скромных «militamen» до
грозных капитанов. Примитивная
служба военачальника давно
известна ветеранам: отправьте
отряд в оборону, и он будет воевать
самостоятельно. Приятная новация —
нападение на вредных соседей и
захват в числе трофеев ценной
рабочей силы. Атака также сводится
к единственной команде в духе
«kill'em all!».
В итоге ближе к занавесу мы
получаем вольготно раскинувшееся
на большой карте поселение,
состоящее из разрозненных районов
и рудников у черта на куличках, и
между всем этим обязательно
оказываются агрессивные северяне.
По кварталам проносится народный
гнев, полыхают пожары, а на
восстановление былого благолепия
уходят ресурсы. В таких условиях
трогательно выглядит основное
поручение: например, отгрохать
шикарный Колизей и устроить
феерическое представление. Первые
шаги изумляют простотой, но к
финишу процесс набирает обороты.
Кампания соседствует с
комплектом сценариев для
свободного развития (только в нем
есть выбор уровня сложности) и
«challenge mode», позволяющим
ознакомиться со следующим этапом
прохождения. Зачем к сугубо
одиночной игре прикручен
онлайновый рейтинг,
совершенно непонятно.
О достижениях и катаклизмах
извещают всплывающие пиктограммы и
советник. Слева размещена
информационная панель, содержащая
общие экономические сведения.
Режим стройки изящен: по щелчку
мыши на пустой земле вылезает
меню-«цветок» в стиле HoMM 5. Подменю сделаны так же, и добраться
до нужного пункта легко. В то же
время целый ряд операций требует
поиска определенного здания. Для
покупок или продаж необходимо
пройти в соответствующее
учреждение, о настроении
окружающих можно узнать в таверне,
а отключение осадков происходит
на… алтаре.
Кстати, о погоде. «Позиций» у нее две:
«ясно» и «льет как из
ведра». По умолчанию включена
смена времени суток, но поскольку электролампочки еще не изобретены, и
ночью царит почти кромешная тьма,
стоит поблагодарить разработчиков
за возможность ограничиться
солнечными днями. Оформление не
поражает утонченностью, а вот
анимация людей выполнена достойно.
Ходят, молятся, ругаются, работают и
дерутся они вполне убедительно.
Растительность колышется на ветру,
мелькают дикие зверюшки, летают
птички, водные просторы ласкают
взор. Климатические зоны
реалистичны, особенно красива
Картахена с ее тропическими
пальмами. Glory of the Roman Empire
обладает собственным, грубоватым
очарованием, и была бы очень
симпатична… если бы не плеяда
«пожилых» конкурентов.
В нынешнем виде игра вызывает
множество вопросов. Раз уж это клон,
то где ревнивые боги, которых надо
ублажать храмами и празднествами?
Где гуляния, способствующие
всеобщей радости горожан? Куда
исчез вечно недовольный император,
взимающий дань в самый
неподходящий момент и повышающий
нас в случае успеха? А управление
рабочими? Почему не видно торговых
караванов? Почему ресурс,
появившийся на одном складе,
мгновенно становится доступным
повсеместно? А ведь все, чего так не
хватает в Glory of the Roman Empire,
мы наблюдали еще в 1998 году в
неоднократно упомянутой Caesar 3.
Конечно, отсутствие серьезной
экономической модели — недостаток
не для всех любителей жанра. Кому-то
такой облегченный вариант придется
по душе. Хуже другое: ни о какой
имперской славе речи не идет, и
громкое имя ярко противоречит
содержанию. То, что авторы гордо
именуют мегаполисами, de facto
является обычными поселками.
Житье-бытье местного владыки
наполнено повседневными
проблемами вроде дефицита зерна,
театра без артистов и солдат без
оружия. Настоящая же победа — когда
за день ничто не сгорело, на фермах
полно тружеников и нет перебоев с
пищей, мясо по недосмотру не уходит
на экспорт, а префектуры не
страдают от нехватки огнеборцев.