Компьютерные игры могут вызывать
целую гамму разнообразных эмоций.
Ярость, азарт, раздражение, любовь,
любопытство заставляют нас тратить
драгоценное время. Благодаря «Викингам»
я испытал жалость поистине
вселенского масштаба. Жалость к
разработчикам, стесненным
нищенским бюджетом. К издателю,
которому нужно это безобразие
продавать. К игрокам, соблазненным
яркой обложкой. И, разумеется, к
самому себе.
Нестандартные топоры
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.5 Гб на винчестере
Согласно «Credits», над
сценарием не покладая рук корпели
четыре человека. Подозреваю, что я
единственный, кто оценил их
титанический труд — читать (да-да,
никакой озвучки!) пространные байки
из жизни скандинавских богов так же
занимательно, как решать
интегральные уравнения. Выдаваемая
крошечными порциями история про
убийство и чудесное воскрешение
Фрейра начисто лишена интриги и
неожиданных поворотов. Изобилие
непроизносимых имен и заунывная
стилизация «под миф» усыпляют
не хуже снотворного. «Приветствую,
Вафтрундир, — молвил Один. — Пришел
постичь познанья твои, все ли ты
ведаешь, мудрый»? «Кто это в дом
мой пришел и слова в меня мечет? —
Вафтрундир ответил. — Не покинешь ты
дом мой, коль не победишь,
состязавшись со мной». «Гагнрад
мое имя. Долог был путь мой»… И
еще тридцать страниц в том же духе.
Впрочем, кое-чем интересным и
уникальным игра отличается. «Викинги»
— представитель редчайшего
поджанра «indirect control strategy». Тут
нет формаций и зеленой рамки.
Управление подчиненными
осуществляется опосредованно. К
примеру, не приглянулась нам
вражеская деревушка. Заходим в
специальное меню, выбираем, кому из
воинов идти в бой, прикидываем
финансовую составляющую и лихим
командирским пинком вышвыриваем
армию на боевой простор. Основное
«ноу-хау» — наличие двух типов
оплаты. Все в лучших традициях
российской интернет-торговли.
Можно заплатить наемникам сразу и
получить скидку, а можно — после
рейда (деньги снимают, только если
он был удачным), однако и стоимость
заметно возрастет. Арифметика
элементарна. Чем больше викингов
«в деле», тем меньше добычи
осядет в бездонных карманах вождя.
Тотальное уничтожение противника
необязательно и порой даже
нежелательно. Живые всегда подкинут золотишка, а с покойников-то что взять?
Перед отправкой в заграничные
турне неплохо бы отстроить крепкий
тыл. Жилые дома, спортивные
площадки, кафе-рестораны, бани и
прочие полезные в хозяйстве
сараюшки способны скрасить будни
северных пиратов. У игрока есть
логичный резон баловать подопечных.
Каждый из них наделен столбиками
счастья и лояльности; когда они
опустеют, свежеиспеченный
диссидент поспешит эмигрировать к
соседям (за нового бойца надо
платить повторно). Оригинально?
Ничуть. «Викинги»
бессовестно копируют идеи у более
успешных коллег-конкурентов — Majesty
и Medieval Conquest. Точнее,
отечественный проект является
беспощадно кастрированной версией MC.
Любые сравнения оказываются не в
пользу «Викингов». В Majesty
наши подданные зарабатывали
трудовую копейку и спускали ее в
принадлежащих государству
магазинах, покупая мечи и свитки.
Здесь же валюта почти не нужна.
Проапгрейдили кузницу? Отлично,
параметр атаки у солдат
автоматически вырос на три у.е.
Минимум расходов и «лишней»
беготни. Как и в Medieval Conquest,
общественно-физиологические
потребности виртуальных
человечков растут пропорционально
толщине их бицепсов. «Новорожденному»
норманну для душевного спокойствия
требуется крыша над головой да
котел с манной кашей во дворе, а с
приобретением опыта в заморских
походах его начинает тревожить
нехватка увеселительных заведений
и выпивки.
Пришел, увидел, наследил
Три десятка скучнейших миссий
окончательно ставят крест на игре.
Разработчики могли превратить «Викингов»
в сносную RTS на пару вечеров, но это
противоречило бы принципу «грандиозности»,
поэтому на полное прохождение вы
легко угробите несколько дней.
Вопрос не в сложности (на «харде»
нет непреодолимых проблем) или
нестандартном геймплее, а в
ужасающе медленной скорости.
Отправив армию в противоположный
угол карты, можно пропылесосить
квартиру, сварить суп, причесать
кота, полить фикус и… обнаружить,
что головорезы едва-едва
подобрались к «таунхоллу». Три
режима («пауза», «нормально»
и «быстро») смахивают на
изощренную шутку. Такое «быстро»
не встретишь и в бородатых
анекдотах про эстонцев.
Нельзя проигнорировать вопиющий
схематизм заданий. Алгоритм
продвижения неизменен: строим базу,
«прокачиваем» народ в мелких
стычках и поочередно разбираемся с
главными оппонентами. Большинство
зданий изначально закрыто, что
чертовски раздражает. Игрок,
желающий максимально развить свой
поселок, всякий раз расквашивает
нос о строгую надпись «недоступно
на данном уровне». Новинки
возникают в час по чайной ложке (в
среднем один домик на две
пройденные карты).
Тактика? Извините. Великие
генеральские замыслы упакованы в
краткую форму «сходите,
пожалуйста, туда-то». Количество
и качество врагов не является
тайной за семью печатями, «туман
войны» в глаза не лезет,
местность и погода тоже ни на что не
влияют, а значит, для успеха
операции атакующий отряд
необходимо сделать чуть-чуть
сильнее обороняющегося. Нормальное
разделение по классам отсутствует (бывалые
ратоборцы самовольно пользуются
арбалетами, но это совсем другая
тема). Помимо огромной кучи
близнецов-с-ножами, под нашим
крылом сидят врач и дипломат,
которого авторы почему-то нарекли
священником. С первым и так все ясно
(немного лечебных пассов на поле
боя никому не повредят), а «министерство
иностранных дел» помогает
наладить отношения с соседями…
конечно, при условии, что
сочинитель брифинга предусмотрел
подобный фокус. Сразу оговорюсь,
что воевать гораздо дешевле.
Затраты на организацию
дружественного визита могут
улететь далеко за границы
формальной логики и здравого
смысла.
Жульнический AI вызывает закономерную
зависть. Противник не возводит
полноценный городок, не
подлавливает проходящие мимо
караваны и не завоевывает
благосклонность богов (она
выражается в процентном
эквиваленте). Все бесплатно
возникает из воздуха.
Внешний вид не добавляет игре
очков. Графика способна привлечь
лишь закоренелых ретроградов и
патриотов. Фиксированный «зум»
и своевольно скачущая по буеракам
камера стараются оградить нас от
худшего — примитивной анимации,
моделей в стиле «ручки-ножки-огуречик»
и доисторических спецэффектов (художники
поскупились даже на цепочки следов
и ветер, раскачивающий елки). На
фоне современных RTS «Викинги»
выглядят чересчур убого.
Финальным аккордом стал
фирменный программистский «юмор»,
до сих пор терзающий рожденные на
территории СНГ проекты. Доктор
Извращенный, Эдик Безбашенный и
гениальный «гейм-дизайнер»,
скормивший уникальные имена
всеядному генератору, надолго
застряли в рядах моих кумиров.
«Сатурну больше не наливать»
Многочисленные «Петьки»
уже не удовлетворяют сотрудников
«Сатурн-плюс». Руки отчаянно
чешутся, так и тянет смастерить что-нибудь
громкое и нетленное, но попытка
экспансии в другие жанры неизменно
встречает серьезное сопротивление.
Кошмарное «Пограничье»,
увы, не потушило творческий пожар в
груди воронежских поэтов.
Справятся ли с этой задачей «Викинги»?
Вряд ли. Бюджетные игры убыточными
не бывают.
1193 Прочтений • [Рецензия на игру Викинги] [21.04.2012] [Комментариев: 0]