Знаете, куда уходят мамонты
игрового мира? Идеи, некогда
взволновавшие тысячи людей, а после
списанные в утиль? Да в Россию. То и
дело на свет появляются «гоблины»,
«викинги»
и прочие «роджеры
вилки» отечественного пошиба.
Но все это мелочи по сравнению с
ажиотажем вокруг легендарного The
Neverhood. Философия
пластилинового шедевра в былые
времена считалась уникальной в
своем роде. До тех пор, пока мы не
решили высказать гордое «фе!».
В погоне за мамонтами
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1 Гб на винчестере
«Пластилиновый сон»,
«Операция „Пластилин“»,
«Пластилиновая Кама-Сутра»…
Пытаясь выехать на приятных
воспоминаниях и повальной любви к
свойствам лепного материала,
разработчики за четыре года
выпустили с десяток низкопробных
поделок, а кое-кто даже прибегнул к
неуклюжей стилизации. Особенности
национального бизнеса…
Я не ждал «Таниту» (между
прочим, Plasticine Dream на Западе).
Положительные отклики с E3 больше
смахивали на умиление русским
колоритом. Сомнительное достижение…
Когда же по экрану поползли первые
кадры, напоминающие цветастые
гавайские открытки, разум ожил. А
пять минут спустя автор, откинув
тревоги, с радостной улыбкой
прочесывал глиняные просторы
приключения «для детей младшего
и среднего школьного возраста».
Талантливая (чего уж там) студия
Trickster Games в кои-то веки нащупала дух
оригинала. Уже вводная картинка с
высящимся посредине выдвижным
телескопом окутывает нас дымкой
ностальгии. Сумасбродная
воображаемая страна, в которую
попала задремавшая фантазерка,
восхитительна! Подробные антуражи
в высоком разрешении (вплоть до
1280x1024) таят в себе множество
сюрпризов; каждый листик, каждая
травинка или стрекомушка вылеплены
с любовью и без малейшей попытки
схалтурить. Плывущие по небу облака
причудливой формы, глазастые
прямоходящие цветы, летающая рыба,
рыгающие вулканы — «честная»
пластилиновая анимация коснулась
самых мелких деталей. Возможно, я
скажу непозволительную пошлость,
но на фоне «Морского
приключения» порой меркнут
и три тонны неверхудовщины…
По морям, по волнам
13 энтузиастов из Питера, в том
числе профессиональный скульптор,
трудились без устали, о чем
многозначительно повествует ролик
из серии «за кадром» (еще один
кивок в сторону гения DreamWorks).
Главное в подобных проектах —
создание целостного, в меру
бредового окружения и
сопутствующей атмосферы. Ребята
это понимали, а посему
задействовали сразу несколько
сильных ходов.
Расточать комплименты
графической составляющей можно
бесконечно, и ссылки на скриншоты
все равно не дадут представления о
творящемся внутри монитора
сумасшествии. Здесь не принято
зацикливаться на чем-то одном;
дизайнерская фантазия
катапультирует Таниту с чудо-острова
на океанское дно, заставляет
рассекать водную гладь на дырявой
ванне и карабкаться по высоченной
крепости, замуровывает в лабиринте
из комнат и всасывает в водосточную
трубу… Этакий детский вариант The
Neverhood, приправленный Gobliiins
и Льюисом Кэрроллом (Lewis Carroll).
Волны плещутся у берега. По песку
пробегают крабы, щелкая клешнями.
Трава шелестит, бутоны
распускаются, в воздухе кружит
мошкара. Проведите по «задникам»
курсором (бьющейся рыбкой, плавно
трансформирующейся по законам
«smart cursor») — и откуда-нибудь
обязательно выглянет щебечущая
пташка или квакающая лягушка. «Интерактивные»
локации охотно идут на контакт;
кормить вылезающую из земли руку,
молча требующую морковки, или
превращать героиню из девочки в
улитку, а после — в куриный окорок,
безумно весело. Неужто российские
разработчики нашли подход к
ребенку?
Куда хочу? Куда лечу?
Действительно, насколько
приятнее экспериментировать с
вычурным пейзажем, нежели
разбираться в тонкостях
повествования. Нынешней истории
уделено совсем немного внимания. Ее
обрывки изредка встречаются на
пути в виде фотографий или туманных
короткометражек, не давая
затухнуть интересу к путешествию.
Однако никаких острых углов и
резких поворотов для зрителей не
припасли. Линейный, банальный сюжет,
перипетии которого мы узнаем в
самом конце из монолога
единственного говорящего
персонажа, не разочаровывает. Его, в
общем-то, и нет. В головах маленьких
девочек, как правило, теории
заговора возникают крайне редко.
Да, вы не ослышались — опять же, в
соответствии с канонами «жанра»,
вся толпа (включая Таниту) мычит,
рычит, хрюкает, хмыкает, но ничего
членораздельного не выдает.
Солянка из всевозможных звуков
очень кстати дополняет чудаковатый
дух игры. Не сразу понимаешь, что за
дуновением ветра, выстрелом пушки
или «пукающим» кактусом
кроется… обычный человеческий
голос. Буквально каждая
доносящаяся трель сорвалась с губ
развеселых авторов; чего стоит, к
примеру, дурачащееся у причала
радио!
Праздник может омрачить лишь
странная (подчас) логика заданий. В
отличие от своего предка, «Танита»
оперирует вполне стандартными
предметными пазлами. Но чтобы
вникнуть в них, иногда приходится
мысленно перебираться на место
пеппиобразного несмышленыша.
Согласитесь, непросто адекватно
воспринимать все время меняющийся
мир, в котором из семян
выращиваются живые приспособления
для колки кокосов, на деревьях
растут именинные пироги, а
сумасшедших роботов обезвреживают
шаманские пляски. Нить постоянно
ускользает, да и некоторые вещи не
поддаются распознаванию.
Хуже всего оказались вставные
задачки и аркады, обязательные для
прохождения. Если тир или вымерший
в советские времена «Морской бой»
(тот, где торпедами топили корабли)
почти не обращают на себя внимание,
то головоломка на память, заурядные
«пятнашки» и совсем неудачная
забава «быки и коровы» венчают
список самых заезженных клише в
истории компьютерных развлечений.
Обидно видеть и без того
опостылевшие загадки в столь
оригинальном и свежем проекте, да
еще без возможности заполучить
готовое решение. Мы же о детях тут
печемся, не правда ли?
Лучшее — детям, что похуже — их
родителям!
Вы, должно быть, уловили сквозящий
намек? Я поясню: у Trickster Games вышла не
безупречная адвенчура для малышей,
а чертовски удачное семейное
приключение, местами
несбалансированное, кое-где
сыроватое и не доведенное до ума,
однако невероятно юморное и
разгильдяйское! Икающий The
Neverhood наконец прописался и у
нас, попутно помолодев и похорошев.
И только симпатяга Клеймэн был куда
милее нынешней девчонки с улыбкой
до ушей и ранцем за плечами. А ведь
на его обаянии игра фактически и
выбралась в свет…
P.S. Интегрированная
система подсказок представлена
ангелоподобным телевизором при
крылышках, выплывающим из-за кулис
в наиболее острые моменты.
Транслировать решения головоломок
он, как замечено выше, не обучен,
поэтому запасайтесь терпением!
P.P.S. Лучшая
отечественная адвенчура за последние
несколько лет. Чем не событие?
1171 Прочтений • [Рецензия на игру Tanita: Plasticine Dream] [21.04.2012] [Комментариев: 0]