Серия градостроительных
симуляторов Caesar — одна из
немногих, чья армия поклонников
готова терпеливо ждать новую часть
целых восемь лет. Знаменитая студия
Impressions Games давно исчезла, зато
появилась Tilted Mill, где обосновались
знакомые творцы. Четвертый Caesar,
облаченный в царственное
трехмерное одеяние, не обращает
никакого внимания на долгий
перерыв и ветер перемен. Он уверен в
победе, и снисходительность ему не
присуща, несмотря на детский ESRB-рейтинг
«E». Экономика и планирование
пока не доросли до высот SimCity 4:
Rush Hour, однако легко
справляются с недавно вышедшими
конкурентами. Впрочем, Glory of the
Roman Empire и CivCity: Rome в
состоянии показать «истинному
наследнику» несколько трюков и
прозрачно намекнуть на его
старомодные повадки. Другое дело,
что из частностей так и не вырос
полноценный зубастый соперник.
Возвращение на трон
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2.5 Гб на винчестере
Описать основную цель сложно, но
не потому, что она чересчур
оригинальна. Напротив, мы столько
раз в этом году рассказывали о
великой Римской империи, ее
огромных территориях и нужде в
грамотных наместниках, что не
повториться невозможно. Судьба в
лице Сената и императора снова
отправляет губернатора по
европейским, североафриканским и
ближневосточным провинциям,
поручая строить и приводить к
благоденствию древние города.
Прибыв к месту назначения, он
получает в свое распоряжение
скромные «подъемные» и
девственный ландшафт, частично
изрезанный дорогами. Выбор тактики
и застройки традиционно свободный (в
разумных пределах); хвастун «без
царя в голове», начавший с
элитных кварталов и закупки
предметов роскоши, обречен на
разорение.
Кампания разбита на три этапа по
6-7 сценариев в каждом. «Kingdom» —
по сути, обучающий модуль.
Пропускать его нежелательно: тут
есть новации, которые стоит изучить
как можно раньше. В «Republic»
экономический гений пробует силы,
вникая в тонкости. Ну и под конец
открывается «Empire» — вотчина
настоящих знатоков. А на десерт —
внутренний редактор.
Деление на экономические и
военные миссии осталось, но
различие между ними не столь четко.
Например, в сугубо мирных землях
могут появиться злобные варвары,
уже в те далекие времена освоившие
понятие «крыша». Поначалу,
конечно, проще откупиться, невзирая
на приличные суммы. Однако
нахальные соседи, заглядывая на
огонек, привыкают к подачкам и в
дальнейшем не отказывают себе в
частых посещениях. Так что
повоевать придется.
Заботы ожидают и агрессивных
военачальников, чье сердце радуют
северные колонии с ледяными
ветрами и снегопадами. Едва они
окинут довольным взглядом
новенькие казармы, сторожевые
вышки и стены, как Сенат, по
достоинству оценив прогресс, потребует выслать отряд на подмогу
или отдать жизненно необходимое
вооружение. Ему безразлично, что
опустевший поселок быстро станет
добычей захватчиков. Ушедшие на
войну когорты зачастую не
возвращаются, и весь прок от
обслуживания имперских запросов —
скупая благодарность да подросший
губернаторский рейтинг.
Кстати, о рейтинге. Игра
скрупулезно учитывает достижения в
5 областях: культура, общественная
безопасность, уровень процветания,
личный статус (favor) и текущая
численность населения. На заре
карьеры требования смехотворно
малы; верх мечтаний деревеньки Arretium
— 500 поселенцев. А вот в
заключительной Nicomedia должно
проживать не менее 10 тысяч человек,
и все параметры следует довести до
фантастической отметки «100».
Даже на «Easy» третье задание в
«республике» сопоставимо с
финалом CC:R (помимо
повседневных хлопот, предстоит
ежегодно делиться со столицей
динариями, одеждой, вином и посудой,
а заодно тратиться на охрану одним
из двух упомянутых способов).
Главное окно — вид на
раскинувшийся город. На глобальной
карте устанавливаются торговые
маршруты с другими поселениями (крайне
важная составляющая, ибо от удачных
сделок зависит многое). Третий
ключевой элемент интерфейса —
советники. Колоритный «ареопаг»
из 12 помощников непременно
поделится тоннами подробнейшей
информации и даст доброе
напутствие.
Основополагающие принципы
оставлены в неприкосновенности.
Загрузив очередную карту и
поставив игру на паузу, мы вдумчиво
осматриваем территорию, размещаем
начальные объекты и запускаем
процесс. Толпы заполоняют улицы,
разбегаясь по обретенным жилищам. У
толкового мэра дома на глазах
превращаются в роскошные постройки.
Если же неумелое управление довело
до краха, подданные эмигрируют,
всячески ругаясь. Проигрыш венчает
знакомое зрелище непобедимых
римских легионов, явившихся снять
горемыку с должности.
Уже на этой стадии заметно
новшество, характерное для
четвертой части. Граждане поделены
на три класса: бедняки заняты
черновой работой; интеллигенция
учит, лечит, развлекает и т. п.;
патриции умудряются приносить
пользу, бездельничая: наряду с
магазинами они платят самые
высокие налоги. Принципиального
отличия в таком разделении, конечно,
нет. Просто сейчас под определенный
район подбирается соответствующий
тип жилья. Кроме того, необходимо
предупреждать дисбаланс в
численности социальных групп,
поскольку иногда при недостатке
рядовых тружеников возникает
переизбыток среднего класса, и
наоборот.
Вновь прибывшие неимущие тащат
пожитки на себе, богачи же
приезжают в повозках, доверху
набитых барахлом, и категорически
не желают обживать грязные
индустриальные трущобы (область
влияния зданий действует как
всегда эффективно). Но и те, и другие
неравнодушны к декоративным
украшательствам. Даже виллу,
воткнутую между глиняной
мастерской и складом, можно
обустроить. Достаточно прилепить
рядом фонтан, садик или деревца и
водрузить какой-нибудь пафосный
памятник. Массовое помешательство
на красоте, удивительное на фоне
более сдержанного предшественника,
ощутимо помогает при расселении
придирчивых иммигрантов.
Увы, хорошие новости не коснулись
извечной дорожной проблемы. Здания,
не примыкающие к дороге, не
обслуживаются и не функционируют,
постепенно разрушаясь или сгорая.
Правда, для фортов, некоторых
водных сооружений, полей и пастбищ
сделано исключение. Число
направлений увеличилось вдвое (теперь
угол составляет 45 градусов), но это
мало утешает по сравнению с GotRE:
там отсутствие тротуаров и
площадей никого не волнует.
Производственные цепочки вроде
«глиняный карьер + гончарная
мастерская = посуда» формируются
исходя из имеющихся и закупаемых
ресурсов. Организация прибыльной
торговли — залог успеха. Благо, для
нее предоставлены все возможности.
Непростой менеджмент отчасти
компенсирован внушительным
набором дополнительных средств.
Производства замораживаются на
уровне отдельных строений, а
специальные фильтры наглядно
иллюстрируют положение дел во всех
отраслях, от инженерной службы и
водоснабжения до развлечений.
Доступен и наиболее мощный
инструмент — произвольно
определяемые приоритеты для сфер
деятельности.
Глас народа
Пресловутое «народное счастье»
— смысл существования уважающего
себя правителя, и горожане любят высказываться на сей счет, отпуская множество ядовитых реплик в
зависимости от степени бытовых
неурядиц. Слушать их, впрочем, ни к
чему, поскольку стратегия
подчинена единственному вопросу
«Как добыть денег?», ответ на
который элементарен. Доход состоит
из экспорта и налогов, взимаемых с
аристократии и торговых заведений.
О них мы и заботимся в первую
очередь (хорошая идея — зайти на
сайт с онлайновым рейтингом и
скриншотами городов-рекордсменов,
чтобы подсмотреть удачную
планировку).
Настроение подданных поднимает
продвинутая инфраструктура, а
также низкое налоговое бремя,
солидное жалованье и наличие монет
в казне. Иначе популярность
властителя стремительно падает,
ведь работники остаются без
зарплаты. Зато они готовы вкалывать
в глуши (это означает принципиально
разную тактику с CC:R, где
расселение вблизи работы настолько
важно, что осуществляется из
внутренних меню фабрик, магазинов и т. п.). Фестивали улучшают
общественное мнение, но стоят
дорого и оплачиваются из
собственного кармана, не считая
закупок вина и золота. Свой «оклад»,
как в былые годы, либо отправляется
в подарок вышестоящим боссам (да-да,
взятки в обмен на благосклонность!),
либо уходит обратно в казначейство.
Религиозная система привычна.
Большие и маленькие храмы
посвящены пяти богам, ревностное
служение вознаграждается
покровительством небес. Благодаря
Марсу оружие изготавливается
быстрее, Меркурий ускоряет
движение грузов, и т. д. Правда,
никакие божественные силы не
спасут, если изнеженная знать
страдает без парикмахеров, бань,
форумов, цирков, библиотек, театров,
кучи заморских яств/специй и других
вещей. Головоломка в поисках
свободного «местечка под Колизей»
выдержана в лучших традициях, и
куцая армия не воспринимается как
недостаток: волнений хватает и без
нее.
Полководцы, лелеявшие робкую
надежду на модернизацию ратных
действий, опять будут разочарованы.
Четыре вида войск, жалкий набор
команд и формаций, изменчивый
боевой дух, развитие воинов до
грозной элиты, да мелкие сражения,
смахивающие на стычки, — вот и все.
Погоняв новобранцев годик по
походам и дальним экспедициям,
градоначальник обзаводится
отрядами ветеранов, отлично
защищающими от нападений.
Прожорливый форт способен
содержать лишь 20 вояк, хотя польза
от военных несомненна: население
меньше нервничает, отпор вечно
голодным захватчикам гарантирован.
Да, и на определенном этапе дома
перестают расти без городских стен
и сторожевых башен.
Творческим деятелям из Tilted Mill
присущ своеобразный юмор. В случае
острой нехватки посуды из Рима
запросят именно партию горшков и
плошек. После судорожного
возведения пары-тройки нужных
заводиков разгневанный Юпитер
пригвоздит молнией один из них,
иезуитски проигнорировав соседние
районы. Огонь перекинется на второй,
а тушить его будет некому, потому
что префекты разбежались, не желая
жить у фонтанов, брошенных
инженерами, которые лишились
злополучной кухонной утвари…
Замкнутый круг какой-то. В
заключение о бедах прослышат
окрестные вымогатели и прибудут за
данью аккурат перед вторичной
установкой мастерских, когда денег
уже нет. Значительная часть
процесса состоит из приключений
подобного рода; фирменное отличие
серии стало еще ярче, и это,
возможно, наибольшее ее
достоинство.
Красиво жить
Высокая детализация — выпад в
сторону GotRE и CC:R.
Богатство настроек впечатляет;
обладатели скромных конфигураций,
убрав спецэффекты и зависнув как
можно выше, все равно получат
приемлемую картинку. По-настоящему
же игра расцветает при включении
графических опций на максимум и
переводе обзора в режим Snapshot Camera. С
такого ракурса приятно любоваться
отражениями в реке, залитыми
дневным солнцем площадями и
статуями, багровыми закатами,
нежными рассветами и звездным
небом с непременной Луной (смена
времени суток ни на что не влияет и
при необходимости отключается).
Живописный городской шум был
исключительно хорош в Caesar 3,
и здесь он тоже очаровывает. Какие-то
звуки перенесены почти без
изменений, однако многое и
добавлено. Деревья и кустики
раскачиваются на ветру, кучки
водорослей медленно колышутся в
воде, особенно красив переход от
солнечной погоды к ненастью. От
дождя набегают лужи, а при грозах
сверкают молнии и грохочет гром.
Романтично смотрятся первые
снежинки, тихо кружащие над полями
и лесами, и жаркие тропические
побережья. Пожары, землетрясения,
крушения выглядят и звучат на
редкость убедительно.
В погоне за внешностью авторы не
забыли о насущных нуждах.
Содержимое складов и портов
различимо издалека, да и большинство
из примерно сотни имеющихся
построек распознается невооруженным глазом.
Перемещения горожан реалистичны,
будь то работяги с тележками, или
толпа патрициев, дружно хлынувшая в
новый магазин. Последние, к слову,
сбивают с толку, перетаскивая на
своем горбу не только специи и
украшения, но и банальные покупки
типа хлеба и мяса, не говоря уже о
емкостях с водой. Единственный [спорный]
минус — двадцатитысячный «городок»
заставит заикаться ваш компьютер,
каким бы мощным он ни был. Caesar 4
отличается размахом и оформлением
«на вырост».
* * *
Сложность и глубина исторических
градостроительных симуляторов,
вышедших в этом году, соответствует
хронологическому порядку. Сначала —
относительно простенькая Glory of
the Roman Empire, чуть позже — CivCity:
Rome с ее маленькой революцией и
заимствованием бонусов из Civilization.
Четвертому «Цезарю»
пророчили лидерство, и оно
неоспоримо. По крайней мере, до
выхода Heart of Empire: Rome от
создателей Tycoon City: New York.
978 Прочтений • [Рецензия на игру Caesar 4] [21.04.2012] [Комментариев: 0]