Мускулистые ноги — орудие победы
не только в приставочных файтингах,
что доказал в 1996-м остряк-самоучка
Дюк Нюкем. С появлением
относительно честной физики
важность умело приложенной пятки
возросла многократно; теперь пинок
и впрямь заставляет гадов летать.
Подкрался, пнул — и любуешься
полетом тела в бездну. Лепота!
Мутации Бонифация
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2.6 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 7.3 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 3.2 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 7.3 Гб на винчестере Интернет-доступ (от 128 Kbps)
На самом деле лионская Arkane Studios
поначалу ваяла не боевик, а RPG —
приквел к Arx Fatalis. Купила у
Valve Software лицензию на движок Source Engine,
расширила коллектив и погрузилась
в работу… пока ее не приметили в
Ubisoft. Богатые земляки предложили
отправить AF2 во вселенную
Might & Magic, которая тогда готовилась
к «перезапуску», и сместить
акцент на сражения.
Благо, особых усилий не
потребовалось. Arx Fatalis и Might
& Magic принадлежат к одной и
той же разновидности фэнтези, где
злодеи непременно хотят стереть в
порошок сразу всю галактику, в
городах живут люди и эльфы, в
пещерах — гномы и гоблины, а
пространство между ними заполняют
драконы, орки, циклопы и вонючая
нежить.
К AF подошел бы и сценарий,
написанный для «Мессии»
идеологами возрожденного M&M-сериала.
Сарет, молодой ученик мага Фенрига,
прибывает в крепость Стоунхелм для
участия в раскопках
могущественного предмета «Череп
Теней». В помощь юноше волшебник
призывает дамочку по имени Зана и
внедряет ее тому в мозг.
Непрошенная гостья нудит,
кривляется, как пять Элексис
Синклер, пытаясь соблазнить своего
«носителя», и раскрывает
истинные намерения в первый же час
знакомства. Правда, по-деревенски
наивный Сарет, в отличие от
зрителей, нескоро почует подвох.
Вообще, фанаты Heroes 5
наверняка раскусят интригу по
прочтении руководства — именно там
берет начало Dark Messiah.
Просто внимательные граждане, не
балующиеся пошаговыми стратегиями,
сообразят, что к чему, к четвертой
главе — столь незатейлива завязка DMoMM.
Позже и те, и другие сядут в тележку
и поедут кататься по штампам экшен-жанра
и фэнтези в целом, от «дерни N
рубильников» до тайны личности
героя (похожий поворот встречался в
одной культовой RPG 1990-х).
Оч. умелые ножки
Дабы вы не заскучали в дороге,
авторы сохранили в Dark Messiah
некое подобие ролевой системы.
Классы отсутствуют, однако по древу
умений нетрудно сообразить, на
какие архетипы намекает Arkane: воин,
маг и убийца. Вкладываясь в «боевку»,
персонаж разучивает
немногочисленные суперудары,
получает право отбивать атаки
щитом; к услугам «снайперов» —
аналогичная «линейка» для лука
(арбалетов нет). Тем, кто любит
контактные разборки с недругами,
рекомендую укрепляющий здоровье
«Endurance», который, в свою очередь,
ведет к недешевому «Health
Regeneration».
Такая же цепочка для запаса маны
есть у колдунов, в чьем
распоряжении — четыре попарно
сплетенные ветки заклинаний.
Негусто по меркам CRPG, но для «гибрида»
хватит (кстати, спеллы, бестиарий,
ключевые фигуры и локации отсылают
к Heroes 5). Самые популярные —
режим «ночного видения» (как в
очках Сэма Фишера, даром, что все
синее) и самолечение.
Наступательная школа магии
тяготеет к поджариванию, будь то
пламенный болт, молния или
импровизированный огнемет.
Основной недостаток — долгое время
«перезарядки» и раздражающе
броская анимация отдельных трюков.
Нелегко следить за событиями, когда
половину экрана закрывают руки,
удерживающие в воздухе оранжево-желтый
шар!
В числе не слишком лобовых
фокусов — заморозка. Противник
поскальзывается и падает или,
случись залпу попасть точно в тушку,
застывает, открываясь для
добивания клинком. Если полоска
адреналина (модное клише
современных FPS) забита до отказа,
бедняга замерзнет навеки. Прочие
эффекты «озверения» выдержаны
в том же духе: враги тотчас сгорают,
взрываются кровавым фонтаном или
теряют «запчасти».
Нашлось в Dark Messiah и место
для подлостей. Weaken ослабляет жертву,
из-за чего та наносит одну единицу
урона, Charm переманивает оппонента
под наше знамя (чертовски хороши
некроманты, переходящие вместе с
вызванными ими зомбоскелетами) на 30
секунд, телекинез — сказочный «грави-ган».
Камни, бочки, ящики — меткий бросок в
темечко любым предметом намертво
сваливает зазевавшихся тварей.
Барахло можно швырять руками, но
это не так больно.
Что приятно, дизайнеры не
загоняют нас в рамки, позволяя
взять наиболее выгодное сочетание
талантов. А вот на раздаче баллов,
необходимых для приобретения
способностей, они крепко держат
лапу: мы зарабатываем очки за
продвижение по сюжету и выполнение
редких побочных квестов. Ограничен
сценарием и колюще-рубящий арсенал.
Мечи под несколькими соусами,
посохи, топоры, парные кинжалы… и
все. К счастью, здесь полно
зачарованных модификаций, особенно
если помнить о скоротечности DMoMM
— 8-12 часов в зависимости от
сложности.
Наконец, третий путь развития —
ставка на скрытность, за которую
отвечает кольцо-индикатор,
торчащее прямо по центру. Опытный
киллер прячется в тени, неслышно
ходит и устраняет «проблемы»
ударом в шею. Он отыскивает бонусы и
«секретки» за счет Alertness (обязательная
вещь не только для воров) и ломает
замки на ящиках, встречающиеся реже,
чем вы думали, выбирая этот дорогой
навык. Впрочем, рано или поздно ему
придется сменить призвание — по
мере приближения к финалу вы чаще
сталкиваетесь с опасностью лицом к
лицу. Одних обманете, от других
убежите, остальных же извольте «мочить».
Он к вам приедет, он вас отпи(нае)т
Тут-то и пригодится ньютонова
физика. Не важно, как вы вооружены и
какими штуковинами набит инвентарь,
— Великий Пинок работает всегда и
везде. Главное: поймать миг и не
переусердствовать, поскольку
каждый взмах ногой отнимает у
Сарета толику сил. Еще энергию
растрачивают плавание под водой и
спринтерские забеги, когда камера
мотается так резко, что «морская
болезнь» одолевает даже здоровых
людей.
Поэтому стоит пользоваться
ловушками, количеству коих
позавидовал бы отец Григорий из Half-Life
2. Шипы на стенах,
выкатывающиеся сверху бочки,
склянки с очень скользким (и притом
горючим!) маслом, костры,
раскачивающиеся бревна на подвеске…
Творчески настроенная публика
придумает немало красивых методов
борьбы со злом, хотя вы, вероятно,
найдете удачный прием лишь после
смерти всех обитателей комнаты.
Если бы Dark Messiah целиком
состояла из открытых,
интерактивных «песочниц», где
можно подолгу ставить веселые
эксперименты, она бы вошла в
пантеон Absolute Games. Увы. Увесистый
шматок геймплея — кишкообразные
лабиринты, темные туннели и
подземелья, отягощенные
навязчивыми «акробатическими
пазлами». Готовьтесь крутить
головой в поисках доски, куда опять
просят воткнуть веревочную стрелу,
сигать над пропастями и
карабкаться по полуразрушенным
лестницам. Интересно? Ни капли.
Зрелищно? Тем более, ибо обзор от
первого лица в такие моменты мешает.
Нежелание вынуть оператора из
башки Сарета отравляет батальные
эпизоды. О да, нам разрешают
любоваться на обувь и хитрые пассы
руками, но они, равно как и
постоянная тряска, не создают
пресловутого «эффекта
присутствия». Корявые прыжки не
добавляют убедительности: иногда
тяжело понять, влезет наш протеже
на выступ или сорвется. Соблюсти
хрупкий баланс пока сумела только
Raven Software в Heretic 2 и Jedi
Outcast: стрелять действительно
удобнее «из глаз», а драки на
мечах лучше созерцать со стороны.
Dark Messiah оставляет в душе
сумбурные чувства. Сотни часов,
вложенные в добротную анимацию,
симпатичные модели, отличные
текстуры и грамотное HDR-освещение,
подпорчены антиэпической
постановкой сцен и пресной
структурой карт. Бывает, нырнешь в
шоу, проникшись великолепным
звуком и приятной, в меру пафосной
музыкой, и… иллюзия растворяется. И
дело даже не в том, что программный
код до сих пор требует патча, что
уродливые полотнища неба — бельмо
на фоне остальной графики, что
концовки — коллекция невыносимо
банальных роликов. Линейный дизайн,
скучный сюжет, прущий из кожи вон,
чтобы казаться насыщенным и
эмоциональным, засилье ненужных
элементов… Вот над чем надо было
корпеть французам.
Battlefield of Might and Magic
Мультиплеер, замахнувшийся на то,
что не вытянул убогий шутер Legends
of Might and Magic, далек от рая. В 2001-м
New World Computing попыталась перенести в
свою вселенную идеи Counter-Strike.
Сегодня их соратники из Kuju Entertainment,
корпевшие над сетевым компонентом DM,
слепили клон Battlefield 1942.
Набор умений из «сингла»
размазан по пяти классам — assassin,
warrior, priestess, mage и archer. «Crusade» —
многопользовательская мини-кампания,
где люди и некроманты делят пять
земель, захватывая в каждой
стратегические точки. Команда,
одержавшая верх в раунде,
углубляется в неприятельскую
территорию, повторяя процесс до
полной победы. В следующий матч
переходят и «прокачанные»
аватары.
Для тех, кто жаждет развлечений
попроще, Kuju заготовила стандартный
дефматч. Еще одна покусанная молью
забава — Capture the Flag — явится с патчем
до v1.02. Он же, надеемся, раздавит
ошибки синхронизации, «тормоза»
и иные родимые пятна
высокобюджетных проектов 2006 года.
Dark Mess(iah)
И все же, несмотря на синяки и
порезы, «Мессия»
живет и дышит. Пусть он лишен
технического лоска, густой
атмосферы и увлекательного
повествования, зато смачно лягнуть
врага, насадив его на колья,
затолкав в огонь или кинув в речку —
редкое нынче удовольствие. Уж
повеселее прицельного метания
унитазов…
842 Прочтений • [Рецензия на игру Dark Messiah of Might and Magic] [21.04.2012] [Комментариев: 0]