The Guild 2, как и ее
предшественница Europa 1400: The Guild,
вряд ли обретет многомиллионную
армию поклонников, но останется
подлинным шедевром. Оригинальный
сплав экономической стратегии и
средневекового life-симулятора
наделен редкой глубиной, полной
свободой действий и множеством
вариантов прохождения. Заносчивый
политикан, степенный земледелец,
прожженная аферистка,
добропорядочный гражданин и еще
целая охапка типажей могут
реализоваться на всю катушку.
Единственная серьезная проблема
серии — она слишком похожа на
настоящую жизнь; тот, чье
существование уныло, и здесь не
найдет ничего интересного.
Обыкновенная история
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2.3 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.8 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 2.3 Гб на винчестере
Основа и значительная часть
геймплея — те же, что в Europa 1400.
В одном из европейских городков
начала XV века герой пытается
«выйти в люди» за счет личных
качеств. Социальное положение
нулевое, денег даже на легкой
сложности кот наплакал, семьи нет,
зато навалом энергии и непомерных
амбиций. На выбор предложено 4
режима: «династия»,
соревнование на время или
выбывание и «миссия». Главный
из них — первый, там бразды
правления переходят к супругам и
потомкам (если заранее подумать об
их появлении), а «сюжет»
растягивается на десятки лет.
Генерация подопечного привычна:
немного произвольных добавок к 10
ключевым характеристикам, плюс
выбор пола, имени, внешности, знака
зодиака и вероисповедания. Особое
внимание уделено классу,
определяющему судьбу. «Patron»
мирно выращивает и продает
продукты питания, а также владеет
тавернами, где комнаты порой
занимают сомнительные типы.
«Craftsman» специализируется на
промышленных товарах, уважаем в
обществе и благодаря этому
получает почетные должности.
«Scholar» — ученый и
непревзойденный дипломат, при
желании с головой окунающийся в
церковное служение или
хитросплетения политики. «Rogue»
олицетворяет преступный мир, не
гнушаясь самыми темными его
сторонами.
Пресловутая «экспа» растет
вместе с достижениями; на
заключительном, десятом уровне
доступны все навыки, необходимые в
борьбе за благоденствие и
безопасность. На высоте и
стратегический элемент,
заставляющий прижимистых скряг
сутками напролет сновать по своим
заведениям, наплевав на сон и
личную жизнь. Успешные деятели
доживают до глубокой старости и
титула баронета1, умирая в
окружении отпрысков и домочадцев. В
чем же смысл?
Алан Прескотт и его женщины
Алан Прескотт приехал в Лион
ранним утром. Поселившись в жалкой
хибарке и открыв крохотную лавочку,
он начал с торговли травяными чаями
и целебными микстурами. Хозяйство
развивалось, пришлось тратиться на
защиту от разбойников. Впрочем,
талантливый алхимик давно забыл о
бедности. Ему не давала покоя мысль
о продолжении рода. Что толку в
роскошном особняке и налаженном
деле, если их некому передать по
наследству? И он занялся поиском
невесты.
Сперва его заинтересовала
Мелисса Смит, однако ухаживание
упорно буксовало — избранница не
собиралась отказываться от
развлечений. Недели складывались в
месяцы, месяцы — в годы… Прескотт
понял — так можно остаться в
одиночестве.
Все, что ему было известно об Анне
Слогар (следующей «цели») — она
умна и красива. А еще, невзирая на
незначительный чин, ей удается
постоянно выигрывать судебные
тяжбы. Из серой вереницы кандидаток
ее выделяло разросшееся, как на
дрожжах, состояние. Новый роман
длился недолго: энергичная
красотка влепила обожателю пару
пощечин и осыпала насмешками. Он
вернулся домой и погрузился в
размышления, мрачно приглядывая за
растущим производством.
Целыми днями пропадая на работе,
Алан не замечал соседскую девчонку.
Десятилетие спустя она
превратилась в симпатичную
барышню, и герой нашего рассказа
походя сделал ей комплимент —
просто от хорошего настроения. Кэт
покраснела и поблагодарила видного
горожанина. Ее кротость и добрый
нрав покорили холостяка, к тому же у
позднего брака обнаружились свои
плюсы. Недешевое образование для
детей не повлияло на бюджет, а к
совершеннолетию каждому достался
отдельный домик. Когда главный
судья Лиона Алан Прескотт погиб от
ножа убийцы, его дело подхватил
преуспевающий семейный клан.
* * *
В светской болтовне, бальных
танцах до упаду и толпе преданных
воздыхателей Мелисса Смит
чувствовала себя как рыба в воде.
Увы, это требовало немалых
расходов, а наличные у нее не
задерживались. Зато не нашлось бы
другой красавицы, умеющей так
очаровать. Со временем в ее сети
угодило большинство мужского
населения, в том числе совершенно
ненужные кавалеры вроде заумного
чудака Прескотта.
Небольшие ткацкие мастерские
приносили скудный доход, что ничуть
не смущало ветреную кокетку.
Заигрывания с высокопоставленными
мужчинами позволили ей к 60 годам
переехать в приличный особнячок и
даже устраивать в нем скромные
балы. Правда, внимание молодежи уже
ускользнуло, а семья так и не
появилась. Как-то вечером
восьмидесятилетней Мелиссе
показалось, что ей смертельно
скучно. «Пожалуй, я подумаю об
этом завтра», — решила она. Наутро
аристократичная старушка
скончалась.
* * *
Больше всего на свете Анна Слогар
мечтала о власти и богатстве,
придерживаясь нехитрого принципа:
миром правят деньги, которые проще
отнять, чем заработать. Молодая
мошенница основала воровской
притон и наняла карманников.
Расставив наемников в людных
местах с подкупленной стражей и
обеспечив тем самым стабильную
прибыль, она сосредоточилась на
мэрии, искусно используя подручные
средства.
Чиновники, утонув в честном
взгляде юной пробивной леди,
механически брали кошельки и
словно завороженные голосовали за
нее на заседаниях. Исчезновение
несговорчивых никого не тревожило —
ходили упорные слухи, что
благосклонности Анны добивается
сам градоначальник (вообще-то все
было наоборот). Она тратила финансы
только на необходимые связи, ведь
уволить недовольных и набрать
голодных безработных нетрудно, а
дружба с элитой — дорогое
удовольствие.
Как назло, мэр оказался морально
устойчивым и ни за что не
соглашался на выгодный брачный
союз. Однажды известный грабитель
подарил ей мешочек, туго набитый
золотыми. Безошибочная логика
девушки подсказала, что лучше
предпочесть синицу в руке, и вскоре
одиозная пара сыграла свадьбу.
Наследники продолжили фамильный
бизнес, а опытная преступница,
наслаждавшаяся роскошью, лишь
изредка возглавляла рискованные
операции. Например, убийство
популярного в народе судьи Алана
Прескотта.
Не своя колея
Смысл The Guild 2 в том, что
здесь легко прожить собственную
жизнь и трудно, почти невозможно —
чужую. Мирному семьянину
гарантировано спокойное, но
несколько нудное существование.
Зато ярким личностям, склонным к
предпринимательству и авантюрам,
будет привольно. Особенно в
мультиплеере при наличии
оппонентов с чувством юмора.
Если статистика не обманывает,
отчаянные «Анны Слогар»
составляют не более десятой части
общества. Здравомыслящее
большинство никогда не ввяжется ни
в настоящую, ни в игрушечную войну с
другими семьями, включающую
грабежи, похищения людей, шпионаж и
клевету. Покопавшись в виртуальной
мастерской, такие игроки пальцем не
пошевелят, чтобы поставить
примитивные решетки на окна и
обзавестись стражей. Скучая, они
покинут игру, не подозревая, что
практически не видели ее. The Guild
2 многолика, и каждому
входящему демонстрирует итог
выбранного жизненного пути не
менее жестко, чем средневековая
реальность.
Уяснив суть уникальной идеи,
можно простить мелкие недостатки. А
вот провальные… Притчей во языцех
стали хронические вылеты в Windows
независимо от происхождения диска
и установленной версии (именно в
затяжных боях с этой напастью
оценка лишилась десятка
баллов и почетного знака «Наш
выбор»). Столь же печальная слава
у автоматического менеджмента, чьи
экстравагантные решения разозлят
самых сдержанных управленцев.
Гнетущий антураж средних веков
сопровождают надлежащая атмосфера,
высокая детализация и…
просачивающиеся сквозь друг друга
прохожие и телеги. Страшноватые
физиономии горожан и мешковатые
фигуры не вызывают ни малейшего
желания бегать за ними с
комплиментами и лобзаниями.
Политкорректность явно
зашкаливает: охранницы и матроны в
городском управлении еще терпимы,
но назначение на посты палача и
тюремщика собственных дочерей — уже
перебор.
Запутанный интерфейс осваивается
долго и муторно, хотя потом можно
будет дотягиваться до поселенцев в
считанные секунды. Хорошо помогает
переключение скорости: на паузе
удобно изучать сводки и строить
планы, на максимуме — коротать время
до серьезных событий. Что до
экономики, то она не перегружает
мозги и служит единственной цели —
добыче денег. Звонкая монета
отпирает любые двери (а кое-кому и
тюремные ворота) и является
важнейшим ресурсом. Методы
достижения благополучия и
временные затраты различны. Пока
сельский труженик, уставший
сражаться с ИИ, вручную командует
повозками и рабочими, жулик наскоро
раздает лаконичные поручения и
отдыхает.
При изменяющихся ценах товар
всегда востребован, будь то железо
и древесина или поэтические опусы,
так что экономические кризисы не
грозят. Деятельность управляющего
сводится к рутинному найму
персонала, налаживанию
бесперебойных поставок, расширению
производства, ремонту/модификации
старых зданий и покупке новых.
Личные отношения предельно
схематичны. Не окольцованная особа
открывает специальную книгу, где
скрупулезно перечислены
подходящие женихи/невесты
(увлечение неподходящими чревато
вышеупомянутыми конфузами), затем
следует ворох подарков,
комплименты, объятия, поцелуи,
соблазнение — и пора свататься.
Кавалер встает на колено, дама,
хихикнув, дает согласие, ячейка
общества готова к воспроизводству.
Если же наоборот, то женщина
ухаживает и… просит руки жениха
таким же образом.
Изготовление детей — самое точное
определение интимного действа. Для
начала надо пригласить жену (мужа)
провести вместе ночь. Пара стыдливо
скрывается за дверью, к утру
супруга уже беременна. Отпрыск
займется делом после 16-летия, а его
мать примется за работу
непосредственно по окончании
родов. Впрочем, курьезным
условностям не под силу искоренить
потрясающую увлекательность G2.
Существенный недостаток —
отсутствие позитива, не считая
честно накопленных капиталов.
Взятки, взятки и еще раз взятки…
если не берут, арсенал разрастается
до угроз, нападений и убийств. Есть
масса способов повысить статус,
устранить конкурентов и укрепить
генеалогическое дерево. А душевно
потолковать с родными или
поддержать друзей — не выйдет.
Обидно, ведь диалоги NPC на деловых
встречах остроумны и разнообразны.
Может быть, авторы находят помощь
окружающим излишней и
бессмысленной для той эпохи?
* * *
Заурядная на первый взгляд
средневековая стратегия таит в
себе удивительную по сегодняшним
меркам глубину. Особые познания в
экономике или общественных
взаимоотношениях не нужны,
достаточно обычной житейской
логики. Тут важна способность войти
в несвойственную роль. Иначе
получится трусливый бандит,
который застенчиво грабит повозки
на дальних маршрутах и носа не
показывает в мэрию, или забавный
священник с громкой, но дурной
славой, не вылезающий с большой
дороги. Масштаб The Guild 2 и ее
влияние осознаются постепенно…
при условии, что вы совладаете с
бесконечными вылетами.
1Мы тоже знаем, что титул
баронета был введен в Англии в 1611
году, т.е. спустя добрых двести лет
после начала игры, и никак не мог
появиться в XV веке, тем более во
Франции или Германии. Но поскольку The
Guild 2 не претендует на
историческую достоверность,
оставляем этот факт [почти] без
внимания.
741 Прочтений • [Рецензия на игру Guild 2, The] [21.04.2012] [Комментариев: 0]