Стратегическая серия Anno
прокладывает путь к сердцам
покупателей с поистине немецкой
последовательностью и педантизмом.
Кто-то еще не понял основную идею?
Повторное изучение азов
гарантировано. В моде графические
трехмерные красоты и «живая вода»?
Все добротно построено и тщательно
отполировано, а что до морского
прибоя и волн, то, возможно, даже на
реальных Карибах они выглядят не
столь убедительно. Интеллектуалам
отгружена зубастая экономика и
недремлющие соперники. Перед таким
натиском не устоит ни один мирный
бюргер. И не только…
Фруктовый вкус
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2.2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 3.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 3.5 Гб на винчестере
Незатейливый вступительный ролик
повествует о кратких, но успешных
переговорах брутального
мореплавателя с королевой
неназванного европейского
государства в начале XVIII века.
Конструктивный диалог свелся к
банальному принципу «покажите
мне деньги, и все получится».
После того, как нахальный визитер
расписал в красках грядущую
несусветную прибыль,
повелительница сдалась и отправила
его покорять Карибские острова.
Знакомство с экзотической
местностью и нравами наводит на
мысль, что авторы давным-давно
прошли курсы кройки и шитья белыми
нитками. Ландшафты произвольно
генерируются от миссии к миссии (и
правда, кого волнует география?), а
развесистая клюква вместо
исторических реалий уже не
удивляет. Уверенный дрейф в сторону
сказки усиливают насыщенное, почти
детское оформление и игрушечный
интерфейс. Другое дело, что под этой
оберткой лежит матерая стратегия,
повергающая в ступор неофитов,
привлеченных «радугой фруктовых
ароматов».
Сторилайн заканчивается чуть ли
не там же, где начинается. Получив
королевское благословение, герой (или
героиня) отчаливает в далекие края,
а точнее, в меню одиночной или
сетевой игры. Тут никаких роликов и
развития истории нет. Взамен
кампании — десяток отдельных миссий.
Набор сценариев использует все
доступные уровни сложности и
приятно разнообразен — то бездарный
родственничек завалил хозяйство, и
мы изображаем кризисного
управляющего, то главный бандит
испытывает нас на прочность, и т. д.
Продравшегося через непростое
строительство и военные стычки
победителя навещает королева,
дарующая независимость его
маленькой, но гордой стране.
Поклонник серии Caesar лучше
кого бы то ни было оценит
интересный нюанс: здесь можно
отбиться от флота недовольной
власти и завоевать вожделенный свободный статус. Причем его дадут сквозь зубы, признав свое поражение, что доставляет дополнительное удовольствие.
За впечатляющим обликом
скрывается та же суть, что и в 1503
A.D.. Обосновавшись на первом
островке, мы исследуем либо
покупаем карту архипелага и
начинаем ползать по ней, отыскивая
недостающие ресурсы. То, что не
растет поблизости, надо изыскивать
в округе; скажем, изголодавшиеся по
бананам северяне вынуждены
посылать корабли на юг. Конечно,
никто не мешает закупать
необходимое у соседей… если при
виде цен челюсть не упадет на пол, а
руки не зачешутся объявить войну
наглым спекулянтам.
Грамотная организация
производства и торговли — залог
баланса, и без вдумчивого
планирования не обойтись.
Традиционная головоломка — поиск
места — осталась неизменной:
заснеженный север, средняя полоса и
тропический юг в равной степени не
способствуют вольготному
расселению. Чудовищный минус —
отсутствие вменяемой статистики.
При том, что микроменеджмента в
избытке, территории разрозненны, а
от изобилия товаров глаза
разбегаются. Зато в периоды
благоденствия приплывают гости
(«honor guests»), на время своего
пребывания дающие солидные бонусы.
Уяснив производственные цепочки
и область влияния зданий (или
просто вспомнив 1503 A.D.),
можно приступать к созданию
крохотной империи. В ход идет
безудержная экспансия,
подкрепляемая искусной
дипломатией и бесхитростной
демонстрацией силы. Экономические
связи скрепляют шмыгающие повсюду
торговые суда, которые с
определенного уровня надо охранять.
Злобные пираты и не думали никуда
уплывать, перебравшись в новую
часть в полной боевой готовности.
Островитяне
Растущее население со временем
превращается из грубоватых
первопроходцев в изнеженную
аристократию. Пять социальных
слоев, требующих возведения
некоторых строений, сохранены.
Дерево технологий подпитывают
школы и университеты, выдающие кучу
полезных изобретений. Дабы народ (и
игрок) не расслаблялись, иногда мир
сотрясают всяческие стихийные
бедствия. И если можно
одолеть пожары за счет продуманного
размещения огнеборцев или избежать вулканической активности, вовремя убравшись из опасной зоны,
то чума, землетрясения и ураганы
убивают в прямом и переносном
смысле. Наблюдая за
непредсказуемым вихрем,
пересекающим город и легко
поднимающим в воздух дома и деревья,
остается молиться или материться,
чтобы он не задел дорогостоящие
постройки.
Последние отличаются
многообразием и забавными деталями.
Например, кошки проживают в
особняках вместе с элитой, тогда
как верные собаки появляются
намного раньше и честно разделяют с
хозяевами неурядицы (вообще фауне
уделено особое внимание). Вид
городка изменяется по мере роста.
Свободно вращаемая камера
подчеркивает симпатичную
наружность 1701 A.D., благо,
картинки при минимальных и
максимальных настройках разнятся
несильно.
Посмотреть есть на что — 8
миллионов евро, потраченные на
разработку, отработаны на отлично.
Графика великолепна; океан так
хорош, что хочется экспортировать и
заливать его цистернами в проекты
конкурентов и смежные жанры заодно.
Отражения, игра света и тени и
надлежащая детализация цепляют
стальной хваткой. Плоды усилий Related
Designs, студии из Майнца, впечатляют. А
ведь в Castle Strike, America: No
Peace Beyond the Line и No Man's Land
ничего выдающегося не назревало и
не предвиделось.
Колонисты живо реагируют на
происходящее, радостно гогоча «на
камеру», когда все тип-топ, и
оглашая окрестности критическими
возгласами, когда что-то не ладится.
Естественно, важнейшая из забот —
обеспечение подданных. Если
нерасторопный губернатор не нашел
в себе сил быстро окучить соседние
районы или хотя бы наладить закупки,
населенный пункт скорбно сползает
на предыдущие ступеньки. Бытовые
нужды своеобразны: обучающий
модуль сначала демонстрирует
добычу простой еды, затем идет
ткань на одежду, а дальше… алкоголь.
Непонятно, зачем цивилизации с
такими одиозными приоритетами
развиваться, однако в будущем
избалованная знать способна
удивить многочисленными капризами.
Более или менее изощренную
дипломатическую линию,
предусматривающую шпионаж и
коварные предательства, заглушает
типично скромная военная система.
Силовое воздействие, предлагающее
красочные зрелища вроде кавалерии,
героически выходящей из ворот
навстречу врагу, по-прежнему
схематично. Итог очередной свалки
«стенка на стенку» предсказуем.
Морское сражение сводится к
лаконичным указаниям, кем и кого
атаковать, и в дальнейшем отводит
нам роль зрителя. Толком поживиться
на батальных победах не выйдет, да и
содержание войск влетает в
копеечку.
Основой же уверенного
продвижения, как и прежде, служит
стремительный захват доступных
территорий и интенсивная застройка.
Прирожденные агрессоры окажутся в
своей стихии; впрочем, для
неспешной возни есть «песочница»
(режим «Playground», где нет никаких
подсчетов, а первостепенная задача
— построить романтические
средневековые города, не думая о
деньгах и исходных материалах в
принципе).
Большая и сочная
Достоинства подчеркнуты, часть
недостатков благополучно утоплена
в морях. Особенно приятно, что игра
лишена некоторой доли занудства,
свойственной предшественникам.
Иначе говоря, 1701 A.D. — один
из немногих примеров удачного
развития стратегической серии.
1049 Прочтений • [Рецензия на игру 1701 A.D.] [21.04.2012] [Комментариев: 0]