Второй год подряд любители
услаждать головной, а не спинной
мозг, получают подарки. У Half-Life 2
и Chronicles of Riddick до сих пор
нет достойных наследников. Серьезные
же стратегии — товар пока что
недефицитный.
Черная дыра
Системные требования
Pentium III 500 МГц 64 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 500 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 500 Мб на винчестере
Из анабиоза пробудился даже
«космический» поджанр, хотя
между Galactic Civilizations 2, Sword
of the Stars и Space Empires 5
больше отличий, нежели сходств.
Кому нужна амбициозная пустышка SotS?
Другое дело — GC2 и SE5,
яркие идеологические оппоненты,
упорно гнущие свою линию. Stardock
ставила на комфортность и отменный
AI, ее конкурент — на глубину и широту
охвата. Кто знает, чем бы
завершилось противостояние двух
мощных сериалов, если бы творение
Malfador Machinations не обрушилось под
собственной массой…
Space Empires 5 — не игра, а
утилита для научно-фантастического
моделирования. Она способна
развлекать в той же мере, что и
учебник по астрофизике или
социологии. Здорово, что данные, подобранные при создании расы (вплоть до физиологии,
любимого типа планет и атмосферы),
напрямую влияют на колонизацию. Но
почему меня заставляют
потратить на это битых полчаса? Где,
черт побери, шаблоны? От настроек
при генерации вселенной рябит в
глазах, а tutorial знакомит лишь с
вершиной айсберга? Милости просим в
руководство пользователя, изложенное на 300
страницах. И не малодушничайте, quick start
— не выход: разбираться с
«национальными особенностями»
не придется, однако ВСЕ остальные
параметры компьютер введет от
фонаря. Все те десятки значений,
да-да.
Старт всегда одинаков — освоение
родной системы, унылое развитие и
попытки на ощупь проползти по
колоссальному научному древу,
прыжок в «нору», контакт с
пришельцами. «Обязательная
программа» занимает в лучшем
случае около часа. Виновник
затянутости — неспешная передача
хода, иногда на нее уходит по 1-2
минуты. Рутина убивает смысл
исследовать залежи таблиц и текста.
Не спасут и самые оригинальные из
найденных вами путей к победе — вы
скорее уснете, чем решитесь
воплотить их в жизнь.
Белый карлик
Впрочем, есть и находки. Выручить Space
Empires 5 они не в силах, зато
внимательные разработчики
наверняка позаимствуют их для
своих будущих 4Х-игр.
Первый интересный шаг связан с
дизайном кораблей. Судостроение,
шокирующее гигантским выбором
оборудования, — палка о двух концах.
Да, не каждый день нам дают собрать
органический истребитель или
беспилотный разведывательный зонд,
вот только рассовывать 15-20 модулей
по ячейкам вручную — невеселое
занятие.
Готовый прототип можно испытать в
«симуляции боя», определив
состав флотов и управляя обеими
сторонами1. Благодаря
подобным «маневрам» вы будете
четко знать, чего стоит ваша
техника, а увидев дефект,
немедленно от него избавитесь. Да и
сами сражения смотрятся пристойно,
хотя проходят в реальном времени.
Правда, наземные битвы лучше
доверить AI.
Другой предмет гордости Malfador
Machinations — дипломатия. Страдая от
излишнего веса не меньше прочих
сфер, она подкупает солидностью.
Здесь почти нет чистых
«союзов» или «пактов о
ненападении». Любое соглашение
включает кипу протоколов по
мыслимым и немыслимым вопросам.
Хотите махнуться технологиями? А
какими: устаревшими, новыми или еще
и расовыми? Рискнете отказаться от
права бомбить колонии в обмен на
обслуживание в чужих космопортах и
коды от минных полей? Естественно,
все работает без сбоев лишь по
праздникам, а партнеры заваливают
абсурдными предложениями. Однако
идея добавлять детали к базовому
договору достойна уважения.
Пытка номер пять
Конечно, восхищаться скромными
успехами неразумно. Даже если вы
забудете об учебе, карьере и семье,
погрузиться в чте… игру нелегко.
Последние патчи привели SE5
в божеский вид, но на ее задворках
таится множество ошибок. О
большинстве, вы, к счастью, ни за что
не догадаетесь — кому ведомо, что
«правильно» для этой махины? А
вот вылеты в Windows не заметить
нельзя, пусть они и стали довольно
редки.
Интерфейсу же «заплатки» не
нужны — случай по-прежнему
клинический (в SE4 все было
еще невыразительнее). Кажется, Malfador
Machinations пытались строить его по
какой-то изощренной логике.
Получилось путано и неудобно.
Например, путешествовать между
закладками меню, просматривая одну
из них, не выйдет — необходимо
вернуться к звездной карте. Просто
послать корабль к цели — не клик
правой кнопкой, а невнятная
пиктограмма. Да, автоматизация
всегда под рукой. Но вы ведь
помните, чем для Master of Orion 3
закончилось увлечение
«генерал-губернаторами»?
Похоже, чересчур много ресурсов
ушло на непривычное для Malfador Machinations
«припудривание носика». Они не
пропали даром — и разбитые на гексы
«поля» вокруг звезд, и небесные
тела держатся молодцом. Впервые в
истории Space Empires не
вызывает желания поскорее закрыть
глаза. Несколькими движениями мыши
удается подобрать эффектный
ракурс, приятные электронные
мелодии ласкают слух… Мешает
гадкая мелочь: флаг владельца
планет виден только в зоне действия
радаров. Стоит удалиться — и мир в
«тумане войны» снова выглядит
как нейтральный. Тренируйте память
и пространственное мышление.
* * *
Если бы в графе «Системные
требования» можно было указать
пару лишних голов и дюжину щупалец, Space
Empires 5 оказалась бы космической
стратегией всех времен и народов.
1Это «новшество»
знакомо поклонникам Space Empires
и по четвертой части, но по сей день
является уникальным преимуществом
серии.
1066 Прочтений • [Рецензия на игру Space Empires 5] [21.04.2012] [Комментариев: 0]