Игры шведской студии Paradox Interactive —
пожалуй, главное явление в жанре
после Civilization. Мало кто
верил в успех слишком умной,
слишком неказистой Europa Universalis,
а она пробила ледяную корку и
потянулась к солнцу. Вскоре от
молодого побега отпочковались «рыцарская»,
«викторианская» и «танковая»
ветви. Это был истинный триумф: не
давшие ей шанса издания
открещивались от сказанного,
скандинавы снимали пенку аддонами,
а легионы поклонников сулили
вечное процветание.
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Пришло время вернуться к
«стержневому» проекту. У EU3
много общего с Civilization 4:
опыт создателей, учет наработок
«дочерних» игр и пожеланий
аудитории, переход в третье
измерение. Разница же в том, что Paradox
не побоялась взглянуть на свое
творение под иным углом, и мелкие
улучшения лишь оттеняют
изменившиеся принципы. Их анализу и
посвящена статья. Тем, кто хочет
узнать об основах основ, я советую
прочитать наши рецензии на EU
и EU2. Europa Universalis 3
заслуживает тех же комплиментов, но
мы потратим место с большей
пользой.
Зияющие высоты
Говоря начистоту: так ли нужны
объемные холмики и пригорки? Да, и
первая, и вторая EU привлекали вопреки внешнему виду.
Если равняться на них — прогресс
налицо. Однако ясная и аккуратная
картинка Hearts of Iron 2, Victoria
и Crusader Kings была идеалом для
плоской стратегии. Неумелое же 3D
(хуже, чем в Diplomacy)
заставляет раз в полчаса твердить
мантру «я здесь не ради
графики».
Виноваты все — и Paradox, и
американские дистрибьюторы,
пугающиеся двумерности как огня, и
питерские аутсорсеры1.
Солдаты Урфина Джюса, марширующие к
ломаным пограничным линиям по
мутным текстурам, — то еще зрелище.
Это выстрел вхолостую, он не
расширит аудиторию ни на миллиметр.
Тогда зачем?
Конечно, есть и плюсы. EU3
дружит с высокими разрешениями и
широкоформатными мониторами, и
портить глаза придется чуть меньше
(думаю, нормальные шрифты
приберегли для EU4). Сразу
виден и рельеф, и погода. Покрутив
колесико мыши, легко подобрать
удобный ракурс.
Верное лекарство от нервных
расстройств — знакомство с
интерфейсом, совмещающим традиции EU
с эргономикой Victoria. По
сравнению со старушкой «Европой»
он намного логичнее. Нижняя панель
выводит сведения по выделенному
району, а в зависимости от того,
свой он или чужой, служит
проводником для строительства или
дипломатии. Другие сферы собраны в
закладки. В пику HoI 2 они
очень миниатюрны и не мешают обзору
карты.
Кроме иконок а-ля Victoria: Revolutions,
напоминающих о вероятных мятежах,
зодчих без подряда, дефиците
бюджета и прочих хлопотах, EU3
располагает еще одним полезным
инструментом —
«планировщиком». Тут и выжимка
ключевых данных, и таймер, ведущий
обратный отсчет до выполнения
различных заданий: спуска кораблей
на воду, миссионерства и т. п.
Естественно, распоряжаться им надо
с умом, удаляя из списка лишнее и
следя за действительно требующими
внимания деталями. Эти обновки и
множество зашпаклеванных трещинок
делают Europa Universalis 3 самым
комфортным из проектов Paradox.
Альтернатива истории
Но не одной трехмерностью
шокируют авторы. Пучок сценариев
сменился на атлас и машину времени.
Ткнув в любой день от падения
Константинополя до начала
французской революции, вы увидите,
как пролегали границы и где звенела
сталь, оцените навыки правителей2.
Отличное наглядное пособие для
школ и вузов!
Дав расстановку сил, никто не
будет направлять вас по описанному
в учебниках пути. EU2
«славилась» намертво
вколоченной в нее
последовательностью событий.
Игроки знали, что развязывать войну
рано — нужно подождать, пока Петр I
не прорубит-таки окно в Европу.
Повторные партии за одну и ту же
державу почти копировали друг
друга. В общем, абсурд.
В EU3 все происходит при
определенных условиях (как в Crusader
Kings). Потеряв в
«академичности», игра стала
осмысленнее и увлекательнее —
переписывать летописи занятнее,
чем натыкаться на вырванные из них
страницы. Даже искусственный
интеллект прекрасно обходится без
«подпорок».
Добрый царь
Суть серии сохранена, хорошо
зарекомендовавшие себя механизмы
остались в неприкосновенности.
В лишенной грузного
интерфейса «Европе» появились
заметные пробелы, однако Paradox
превратила их в площадку для новых
рычагов управления. Глубина и
разнообразие не усложнили освоение EU3.
Вспомним, в чем заключалась
внутренняя политика в EU2:
торговля, редкие реформы,
эпизодическая постройка
мануфактур. Новинки тоже не станут
беспокоить вас каждую минуту. Их
задача — делать развитие
государства уникальным.
Совершенствуясь в
административных науках, вы будете
открывать виды правления и ячейки
под национальные идеи. У первых
бонусы не так уж велики: теократии
успешнее переубеждают
«неверных»; окружающие дольше
терпят непотребства деспотичных
царей; республики — инкубатор для
купцов. Чем современнее ваш
общественный строй, тем чаще вы
сможете двигать ползунки
преобразований. Понятно, что
потрясения расшатывают всю
систему, и вам вряд ли захочется
устраивать переворот чаще одного
или двух раз.
Перетасовка же идеологической
колоды — инструмент куда более
гибкий, хотя по стабильности бьет и
он. Настоящая сила скрыта не в
каждой отдельной «карте»
(впрочем, некоторые из них
поразительно мощные, например, Deus
Vult, дающая casus belli на всех иноверцев),
а в грамотно подобранном комплекте.
При необходимости его всегда можно
исправить. Важен начальный выбор —
либо вы добьетесь разрешения на
разведку и колонизацию terra incognita
(рискуя сдать метрополию соседу с
повышенной моралью), либо возьмете
что-то полезное «здесь и
сейчас» (надеясь, что за полвека
лакомые кусочки не разберут).
В похожие слоты помещаются и
скучающие на «рынке труда»
советники. Ими вы здорово укрепите
позиции в разработке технологий,
ускорите приток специалистов, рост
престижа. Такие услуги очень
актуальны на старте.
Привычные же занятия стали
суматошнее. Я рад экрану с
информацией по торговым центрам, с
которого мы «не отходя от
кассы» отправляем караваны. Но
делается это исключительно
вручную, а ведь в EU2 была
хоть какая-то автоматика.
Постепенно недостаток досаждает
все назойливее. Та же история со
строительством — то ли благодать, то
ли проклятие. Зданий намного
больше, нежели в EU2, они
дешевле, польза от постройки
очевидна… пока на седьмой сотне
кликов вы не отравитесь
микроменеджментом.
Все могут короли
И все же, несмотря на подвижки,
жизнь затворника уныла. Тем, кто
хочет насладиться EU3 по
максимуму, уготованы владения в
Центральной Европе — здесь вы точно
не упустите интриги вокруг Святого
престола и борьбу за титул
императора Священной Римской
империи. Да, EU3 — не Crusader
Kings, и преимущества папского
контроля ничтожны (учитывая
немалые затраты на подкуп
кардиналов). А вот коронация, в ту
эпоху не имевшая серьезного
значения, ведет к отменным
привилегиям, да и повлиять на
курфюрстов гораздо проще, чем на
зазнаек-церковников. При этом
империя — живой организм, число
«клеток» которого может
вырасти или сократиться. Что
выгоднее: собирание земель или
«стрижка купонов» с
разобщенных подданных? Выбирайте.
Остальные части света не в обиде.
Объявились дебютировавшие в аддоне
к EU2 индуизм,
конфуцианство и буддизм. Религии
различаются не так сильно, т.к.
штрафы к исследованиям идут только
от культурных групп. До
политкорректной «уравниловки»
а-ля Civilization 4, к счастью,
еще далеко.
И без того солидную
дипломатическую систему пополнили
две опции, но главное — устроенный
совершенно иначе династический
брак. В этом плане EU3
близко подошла к Crusader Kings.
Допустим, бездетный властелин
сопредельного ханства скончался на
поле битвы. Какая удача, что годом
раньше ваш племянник взял в жены
его кузину! Дальше решит судьба:
отойдет ли вам вся его вотчина с
потрохами, отделается ли она
кабалой личной унии, сужающей
возможности послов, или о себе
заявит второй претендент.
Si vis pacem, para bellum
Безусловно, расширение идет и
путем долгих переговоров, и
захватом ничейных земель. Но в
конце концов даже завзятые
пацифисты займутся вооруженными
силами. Ведь с приходом неприятеля
предпринимать что-либо уже поздно.
Дело в том, что теперь полки
вербуются по одному, и стянуть их в
кулак просто не дадут. Иногда
выручают наемники, больше
подходящие городам-государствам.
Причина — перенятый из Hearts of Iron 2
учет «резервистов». Не скопив
тысячу бойцов, нельзя сформировать
регулярное подразделение. Кстати,
«солдаты удачи» восполняют
потери из того же котла, что и
обычные части.
Да и само прибытие подкреплений —
не без заноз. Бесспорно, некий
усредненный, «идущий по
правилам» конфликт стал
реалистичнее, а участие в нем —
удобнее. При затяжных боях не
придется формировать корпуса
заново и гнать их за сотни
километров — можно отсидеться
полгода в безопасной области. В 9 из
10 случаев все в порядке. Но когда
орды папуасов гоняют кругами
пятнадцать недобитых идальго, к
которым раз в месяц сбрасывают с
вертолета партию обреченных3…
Другое нововведение,
«национальные отряды», вывело
забавы милитаристов на качественно
иной уровень. Вместо какой-нибудь
«кавалерии-15» — кирасиры, уланы,
гусары, казаки. Одни народы
гордятся ранней пехотой, вторые —
поздней конницей, третьи —
артиллерией. Внутри веток часто
есть выбор между обороной и
наступлением, «пулей-дурой» и
«штыком-молодцом». Достались
заведомые слабаки? Не тушуйтесь,
умелое командование — ключ к успеху.
Правда, только постоянно смазывая
клинки вражеской кровью, вы
воспитаете закаленных генералов.
Последний штрих — перелицованное
окно подписания мира. Оно щеголяет
показывающей уступки картой, а
среди дополнительных условий
прекращения огня числятся и отказ
от территориальных претензий и
вассалов, и смена религии, и
политическое подчинение, и
освобождение покоренных стран.
* * *
Europa Universalis 3 — не просто
расчетливо и толково скроенное
продолжение. Работяги из Paradox Interactive
доказали, что готовы развиваться,
что способны и слушать, и принимать
самостоятельные решения. Обещали
многое, а дали куда больше, чем
грезилось в самых смелых мечтах.
Впрочем, сохранив за собой звание
лучшей исторической стратегии, Europa
Universalis по-прежнему остается
камерной серией. Не хотите копаться
в ресурсах и обсуждать детали на
форумах? Безразличен Ренессанс и
Новое время? Проходите мимо.
P.S. Случаи, когда
поклонники предыдущих частей
цепляются к «испоганившей все»
мелочи, довольно типичны. И хотя
лично меня EU3 устраивает,
хочу отметить, что для ее
модифицирования хватит
«Блокнота» и любого
графического редактора. Уверен,
через пару недель после релиза на
законное место вернется и накрытый
пеленой Кольский полуостров, и
historical events из EU2 и EEP.
1Они же работали над
графикой для Broken Sword 4.
Видимо, кубизм — их любимый стиль.
2Этот же экран прилажен к
загрузке «сейвов». Никакой
путаницы!
3Масштабы сражений стали
правдивее. Армия в 15 тысяч
считается крупной, нет армад из
сотен кораблей.
627 Прочтений • [Рецензия на игру Europa Universalis 3] [21.04.2012] [Комментариев: 0]