Есть игры, в которые влюбляешься
сразу, а есть те, что раскрывают
свой потенциал постепенно. Supreme
Commander как раз из числа
последних: чем дольше играешь, тем
сильнее затягивает. Пройдя пару
уровней, нельзя составить верное
представление о столь масштабном
проекте. Средняя по нынешним меркам
графика, стандартный научно-фантастический
сюжет, подозрительно схожие расы —
лишь скромная оболочка. Редкая RTS
предлагает такое обилие
тактических возможностей. Не
волнуйтесь, в офисе Gas Powered Games не
нашлось свободных кресел для
охотников за пресловутым хардкором
и реализмом. Зато там обосновалось
немало потомственных
революционеров с давным-давно
засевшим в печенках классическим
методом «камень-ножницы-бумага».
Суперистично!
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 8 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 8 Гб на винчестере
Спасибо коллегам-журналистам —
если вы где-то слышали
словосочетание «Supreme Commander»,
то наверняка знаете, что эта игра
является идеологической
наследницей культовой стратегии Total
Annihilation. Причина культовости
известна куда менее широкому кругу
людей — после премьеры минуло
десять долгих лет. А ведь рецепт
успеха был прост, как все
гениальное. Качество, баланс и…
грубое обгорелое «мясо».
Ветераны мышек и клавиатур (в
отличие от консольных собратьев)
никогда не испытывали дефицита
хороших RTS, но только TA
сумела превратить войну и
разрушение в по-настоящему веселое
и красочное зрелище.
За оригиналом последовали два
аддона и безвкусный сиквел в
фэнтезийном антураже, а потом — тьма
и полное забвение. В индустрии
видеоигр подобное никого не
удивляет; достаточно вспомнить
судьбу Warhammer: Shadow of the Horned Rat
или X-COM. К счастью,
реанимация «великого и могучего»
была поручена не безвестной
восточноевропейской студии, а
родному папе Total AnnihilationКрису
Тейлору (Chris Taylor). Внешнее
сходство с первоисточником
очевидно, в остальном же перед нами
совсем другой проект, гораздо более
увлекательный, сложный и
многогранный.
Впрочем, начинается эпопея явно
«за упокой». «Очередная sci-fi
RTS» встречает нас
неинтерактивным «туториалом»,
бредовой историей и узнаваемым
набором «люди-эльфы-нежить».
Слизким инопланетянам не место в
мире Supreme Commander. Земная
Империя сама развалилась на три
непримиримых лагеря: United Earth Federation (союз
лояльных планет), Aeon (адепты древней
философии, сохранившейся от
уничтоженной расы чужаков) и Cybran (киборги,
которым надоело быть бесправными
рабами теплокровных).
Борьба интересов унесла
миллиарды жизней, и, судя по сводкам
с фронтов, до победы или
вынужденного перемирия еще далеко.
Сконструированная сотни лет назад
система порталов, позволяющих
мгновенно перемещаться в
пространстве, не спасла чересчур
разросшееся государство от краха,
но сделала экономически
целесообразными межзвездные
потасовки. Телепортация
многотысячного десанта —
удовольствие не из дешевых, однако,
когда речь заходит об убийствах и
власти, человеческий разум творит
чудеса. Взамен толпы морпехов в
зону конфликта отправляется
здоровенный «mechwarrior»,
способный отстроить базу, собрать
армию роботов, а в случае чего — и
постоять за себя. Ход событий предопределен. Без разницы,
к кому вы примкнете, — итог один.
Ближайшую неделю новорожденному
генералу предстоит провести в
душном брюхе чугунного остолопа,
щелкая мышью, хрустя затекшими
суставами и посылая проклятия в
адрес товарищей по профессии.
Главный по тарелочкам
Чапаевским галопом проскакав по
игре, чувствуешь легкое
разочарование. Пушки, заводы,
добывающие домики, самолетики,
танки — все это было миллион раз. Но
чем выше поднимаешься по
технологической лестнице, тем
больше нюансов бросается в глаза.
Крис и Ко не зря 2,5 года просиживали
штаны — Supreme Commander не
назовешь C&C-клоном, и
создателей Tiberium Wars ждет
фиаско, если они в срочном порядке
не утащат у конкурентов пару-тройку
фокусов.
Взять хотя бы ресурсы. Их по-прежнему
два вида: пригодная для переработки
«материя», заменившая
старомодный металл, и энергия,
вырабатываемая специальными
установками. Фирменная особенность Total Annihilation прекрасно
прижилась в SC. Считаете,
что стационарные бурилки бурят
породу недостаточно бурно?
Утилизируйте остовы сгоревших в
лазерном пламени врагов или
займитесь вырубкой невосполнимых
лесных запасов. Электричество
теперь не тратится на пальбу и
фейерверки (за исключением штучных
приемов), но это не значит, что
заботы о киловатт-часах остались в
прошлом. Вольты и амперы требуются
для производства, работы радара или
stealth-поля, на худой конец, их можно
по грабительскому курсу обменять
на «материю». Схватка за
разбросанные по карте источники
полезных ископаемых чем-то
напоминает Warhammer 40.000: Dawn of War.
Только навесить пулеметы на шахту
нельзя, придется втыкать их по
соседству. Кстати, если вместо
стреляющих/убивающих штуковин вы
возведете рядом хранилище,
скорость добычи заметно возрастет.
Понравилось? Продолжайте. Окружите
фабрику электростанциями,
подгоните парочку инженеров — КПД
взлетит до небес, а компактная и
дорогостоящая инсталляция… станет
идеальной мишенью для
бомбардировщиков.
Такие хитрости разжигают азарт. В Supreme
Commander у вас не возникнет
вопроса, зачем нужно то или иное
здание. Вот автоматизированная
верфь, вот защитный энергетический
колпак, вот «Большая Берта»,
вот сонар. Все ясно. Проблема в том,
как наилучшим образом
комбинировать доступные
возможности. Со временем в
распоряжение игрока поступают
более совершенные агрегаты, что
вовсе не означает, будто ранним
моделям прямая дорога на свалку.
Средние танки слабее тяжелых, зато
штампуются шустрее. Артиллерия
бьет на значительное расстояние, но
беззащитна при лобовой атаке.
Штурмовики лихо обрабатывают
наземные цели, но не выносят
общения с зенитками. Могучую
ядерную ракету можно элементарно
сбить, потратившись на систему ПРО…
Вариантов — вагон, универсальные
задумки здесь не водятся. «Раш»
эффективен лишь против новичков.
Ряды скорострельных турелей
прожуют лавину бронетехники,
оставив незадачливому агрессору
дым, пепел и горечь поражения.
Стратегам, предпочитающим
качество количеству, наверняка
приглянутся толстопузые uber-юниты:
плюющийся взрывоопасной дрянью
майский жук, механический паук с
мегалазером на носу, подмигивающая
огоньками летающая тарелка на пол-экрана,
подводный (sic!) авианосец… Одно чудо-юдо
дешевле, другое быстрее, третье
идет в комплекте с карманным мини-заводиком.
Хотите еще сюрприз? Сравнивать
вражескую базу с землей
необязательно. Целью деструктивной
деятельности является командир. С
его гибелью миссия завершается, а
бедолаги, оказавшиеся поблизости,
улетают в свой кибернетический рай
— встроенный в начальственную тушку
заряд разносит все в радиусе
полукилометра.
«Адская машинка» под
сиденьем — не единственное
достоинство «супера».
Нормальный боец из него вряд ли
выйдет (слишком велик риск), а вот
модернизация брони или оружия не
повредит. Цены, конечно, заоблачные…
Эх, чего не сделаешь ради себя
любимого!
Шапкозакидательство
Невероятно удобный интерфейс
денно и нощно охраняет нервные
клетки игрока. Десятки горячих
клавиш — прошлый век. В Supreme
Commander для комфорта хватит
мышки и незаменимого сочетания
«Ctrl + цифра». Система очередей,
благодаря которой мы можем
перечислить необходимые действия и
оставить юнита пахать на благо
родины, — то что надо. Дальше — больше.
Легкое движение пальцем — и камера
улетает за облака. Боевые единицы и
здания превращаются в разноцветные
квадратики, что не мешает
реализации наполеоновских
замыслов. Командование огромными
скоплениями войск упрощено до
предела. Захотелось вам, скажем,
переправить на противоположный
берег свое войско, а никакой
волокиты «выделил-погрузил-привез-разгрузил»
нет и в помине. Обводим сразу всех
рамкой, кликаем и спокойно ждем.
Сами сообразят, как половчее
выполнить приказ.
Масштабируемая карта позволила
разработчикам повысить число и
дальнобойность орудий до
приемлемых величин. Когда
навстречу друг другу мчатся две-три
сотни танков, в воздухе жужжит рой
истребителей, а с моря палят
неповоротливые линкоры, начинаешь,
наконец, понимать истинную
ценность и уникальность SC.
Поразительно, но таким хаосом даже
можно худо-бедно управлять!
Ощутимее всего размер массовки
ограничивают не амбиции, а
процессор. Грандиозной битве —
грандиозные «тормоза»;
сомневаюсь, что на свете существует
настольный компьютер, которому по
силам тянуть матч против семи AI-оппонентов.
Гигантомания предсказуемо
отразилась на графике. Много и
красиво — это в Medieval 2. Supreme
Commander тяготеет к угловатым
формам и спартанскому минимализму.
Физика почему-то отсутствует.
Рухнувший с неба бомболет попортит
изрядный кусок базы, но не
рассчитывайте, что артобстрел
проковыряет в земле воронку.
Увы, одиночные кампании не дают
тактическому гению выпрямиться в
полный рост и абсолютно не передают
дух игры. Нарочито искусственные
ситуации не пошли геймплею на
пользу — «зачищать» территорию,
выручать разных голодранцев и
совершать самоубийственные рейды в
тылу противника ничуть не веселее,
чем резаться в очередной «недоблицкриг».
Свобода, не перестающая меня
восхищать, в стране триггеров,
скриптов и бесконечных
подкреплений тает, словно утренняя
дымка. Любая миссия проходится по
стандартной, мучительно длинной
схеме. Обустроил лагерь, накопил
ресурсов, создал штурмовой отряд,
атаковал — повторять до победного
конца.
Спасение стоит искать в
многопользовательском режиме или
«скирмише». Тут поединки
гораздо жестче и быстрее (на
высоких уровнях сложности AI подчас
кумекает не хуже живого игрока).
Баланс между пассивной обороной и
активными действиями выдержан на
«отлично», ударишься в какую-то
одну сторону — пиши пропало.
Учитывая несколько месяцев
открытого бета-тестирования
мультиплеера, странно, если бы
вышло иначе.
Сетевой командир
Главное предназначение Supreme
Commander — массовые online-баталии;
неспешный и порой даже скучный «сингл»
никогда не сравнится с «командными
забегами» на просторах Интернета.
Понятно, что далеко не у каждого
есть зад, способный усидеть на двух
стульях одновременно, но в таком
случае не лучше ли было обойтись
биркой «multiplayer only»?
1401 Прочтений • [Рецензия на игру Supreme Commander] [21.04.2012] [Комментариев: 0]