Пока существуют пространства,
непригодные для нашего обитания, мы
стремимся попасть туда с
необъяснимым упорством рыбы,
идущей на нерест. Говорят, уже
недалеко то время, когда первые
тургруппы, пугливо озираясь, начнут
выбираться в открытый космос. У них
появятся свои школы и сертификаты,
а идейный потомок Жака Ива Кусто
(Jacques-Yves Cousteau) изобретет для новых
экстремалов некое подобие
космического акваланга. Однако
достойно отдохнуть можно и сегодня,
стоит лишь взглянуть на бескрайние
просторы мирового океана. Выход
есть даже у самых осторожных
путешественников, предпочитающих
рисковать исключительно
виртуальным здоровьем. Это «Дайвер. В поисках Атлантиды».
«Я не водолаз, я — дайвер!»
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 3 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 3 Гб на винчестере
Энди МакМастерс — молодой
энтузиаст подводной археологии.
Правда, отец, видевший сына в
семейном бизнесе, а не в удаленных
водоемах, не разделял его увлечение.
В итоге конфликт дошел до точки
кипения, и непослушный отпрыск
покинул дом, заодно лишившись
наследства. Вместе с ним навстречу
приключениям отправилась
очаровательная Николь Сандерс,
отношения с которой сценаристы
пояснили трогательной фразой «Они
полюбили друг друга и частенько
варили глинтвейн темными зимними
вечерами…».
Когда родительский гнев немного
утих, были подняты старые связи, и
за Энди стал приглядывать Стив
Николс, его дядя. Прикованный к
инвалидной коляске и вынужденный
променять тропические широты на
университетские коридоры, он не
собирался бросать дело всей жизни —
поиски Атлантиды. А что может быть
лучше парочки фанатов, обожающих
свое хобби?
Прежде чем окунуться с головой в
морские авантюры, нужно пройти 3
учебных курса. Халявщики
устремляются в аркадный режим,
ценители реализма мучаются с
декомпрессией и возятся с
компенсатором плавучести в «симуляторе».
Практические уроки подкреплены
внушительной библиотекой с
видеороликами, где наглядно
показано снаряжение и приведены
инструкции. Здесь же приткнулись
сведения о живности, встречаемой в
игре (естественно, о тысячах видов
речи не идет, всего несколько
десятков). Несмотря на это, авторы
настоятельно рекомендуют учиться
только в реальности: выданные
нарисованные бумажки не имеют
ничего общего с документами PADI или
CMAS. Более того, лицензионный DVD
содержит подарочный билет на
занятие в одной из московских школ. «Дайвер»
позиционируется как основательный
симулятор (даже спасительные «сейвы» доступны строго на берегу) и выглядит соответственно, хотя азотного
наркоза, притчи во языцех, в нем нет.
«Я не водолаз, я — дайвер!» —
многозначительно заявляет Энди
своему дядюшке. Гордость непонятна,
ведь водолазами называют
профессионалов, прошедших
всеобъемлющее обучение, а во втором
случае это зачастую обычный турист,
продвигающийся поэтапно, причем
каждый раз прослушивая очередные
лекции.
Основное занятие — scuba-diving, т.е.
плавание с использованием носимых
баллонов со сжатым воздухом. Слово
«акваланг» запатентовано,
отсюда и сложная аббревиатура (SCUBA —
self-contained underwater breathing apparatus). «Фридайвинга»,
т.е. погружений без снаряжения, не
предусмотрено (что вполне разумно —
какой смысл в виртуальной
симуляции задержки дыхания?),
поэтому дорога к славе и богатству
пролегает через магазин. Волей-неволей
придется приобрести минимальный
комплект.
Цены отвечают действительности,
вся амуниция лицензирована. По мере
прохождения кампании появляются
новые товары (тут тоже есть видео с
продавцом, сыплющим ценными
замечаниями и советами), но и
первоначальный внос немаленький. В
среднем на «полное вооружение»
уходит примерно $1500 без учета
дорожных расходов, если не
пользоваться прокатом. В игре то же
самое, и ближе к финалу будет и дико
дорогой компрессор, и «костюмчик»
за $1000, и прочая роскошь.
«Ты найдешь мне Атлантиду!»
Выход в свет знаменуется видом
симпатичной географической карты
мира, которую впоследствии усеют
буи, обозначающие местоположение
новых и пройденных миссий. Красные
символизируют невыполненные этапы,
желтые — завершенные, но с
возможностью опять поживиться,
зеленые — законченные и доступные
для свободных посещений.
Сюрпризы поджидают уже на этой
стадии. Над планетой движутся
грозовые облачка с молниями, то
бишь мощные шторма и грозы.
Попадание судна в подобную область
чревато стремительным крушением.
Беда в том, что, если положиться на
авось, пересекая Атлантику, то
можно потерять корабль на ровном
месте, а наблюдать за ним, медленно
ползущим по карте, неинтересно.
Кстати, сразу сигать за борт не
следует. Желательно подождать дня (игровое
время бежит быстро); смена времени
суток реализована честно, и ночные
заплывы проходят в кромешной тьме,
где фонарик мало помогает.
Стартовая миссия забрасывает нас
на затонувшую подлодку «Рубис»;
там, стукаясь лбом о переборки и трубы и
грязно ругаясь, мы
высокохудожественно фотографируем
ржавые отсеки ($200 за снимок) и
добываем судовой журнал ($500). На
обратном пути счастливого новичка
встречают голодные акулы… Первое
погружение на открытой воде без
сопровождающих и кровавая схватка
на десерт — горячее начало.
А дальше — пошло-поехало. Достать
документы в районе кораблекрушения
— нет проблем, заодно подберем диски,
выпавшие из разбившегося самолета,
и сфотографируем для одного из
изданий редкую рыбину.
Заматеревший Энди мотается почти
по всей планете, выполняя поручения
Стива, редакторов, миллионеров,
военных и т. д. Добрый опекун странно
заботится о племяннике, посылая его
на Ямайку уничтожить акул,
вырвавшихся на свободу из
секретной лаборатории… Впрочем,
исследование озера Лох-Несс, в
котором, помимо легендарного
чудовища, обитают жутковатые
персонажи, — тоже то еще наслаждение.
Последующая фотосессия с белыми
акулами кажется детской прогулкой.
Изюминка любого задания —
сопутствующие ему неожиданности и
параллельные истории. Так, к тем же
«great white sharks» прилагается обрыв
цепи у клетки и драматичный подъем,
полный эмоций и адреналина.
Спустились заварить десяток дырок
в газопроводе под Ла-Маншем — без
стычки со злобными бандитами не
уйдете. Не стоит забывать и о
дополнительной добыче в виде
всяческих сокровищ. Иначе говоря,
отправляясь в путь, твердо помните,
что обещанные трудности надо
умножить минимум на два. А главное —
никогда нельзя оставаться без
оружия.
Чтобы не склеить ласты,
приходится остервенело
обороняться от членов организации
«Айзен Кросс», преследующей
свои темные цели. Нож, ружье и
автомат — небольшой арсенал, но его
хватает. Разработчики не отказали
себе в удовольствии пошутить, сняв
ролик с характерным субъектом в
наколках, преподающим азы
единоборств на соответствующем
жаргоне. К счастью, враги обычно
прибывают по одному, неторопливы,
как улитки, и не могут похвастать
особой меткостью. Зато прожорливые
хищники доставляют немало хлопот,
настойчиво убеждая послужить им
вкусным обедом.
Самооборона допустима, однако
кровожадные мечты об охоте лучше
придушить в зародыше: забава
справедливо считается
браконьерством (девиз
Национального парка Рас-Мухаммад
на Красном море: «Не берите
ничего с собой, пусть после вас
останутся только пузырьки воздуха!»).
Не дай бог принять мирную рыбку за
агрессора и с перепугу схватиться
за оружие. Лицензию и лодку сразу
отберут, наступит game over.
Боевая подруга Николь постоянно
пребывает на поверхности, снабжая
героя полезными и не очень данными
с помощью компьютера. Промежутки
между поездками заполнены
страшненькими комиксами,
связывающими два десятка
разнообразных эпизодов в единую
историю. Финал, разворачивающийся в
затопленном городе атлантов,
впечатляет: так и тянет уехать на
далекие острова, надеть ласты,
маску и акваланг и тоже открыть что-нибудь
этакое.
На безрыбье
«Дайвер» плыл от недр
московской компании «БиАрт» до
магазинных прилавков довольно
долго. Альфа-версия была показана в
сентябре 2005 года, а релиз ожидался
той же осенью. И даже при такой
задержке игра оказалась почти что
единственным современным
представителем своего поджанра.
Ближайший родственник — Shark!
Hunting the Great White шестилетней
давности от SCS Software, да и тот
посвящен истреблению
подвернувшейся фауны. К слову,
авторы Shark! недавно
вспомнили о славном прошлом и
выпустили приятный… скринсейвер OceanDive с
интерактивными вкраплениями, лишь
отдаленно напоминающими
полноценную видеоигру. И уж тем
паче нельзя называть прямым
предком древнюю Deep Raider,
чья героиня гораздо ближе к Ларе
Крофт, нежели к хардкорным
исследователям океанских глубин.
Выходит, сравнивать «Дайвера»
не с чем и, соответственно, трудно к
чему-либо всерьез придраться.
Локации маловаты? Но никто еще не
делал больше. Под водой нет музыки,
только слышно наше дыхание и
специфические звуки? А кто сказал,
что она необходима? К тому же самые
находчивые эстеты запустят Winamp и, к
примеру, сорокаминутную композицию
«En Attendant Cousteau» Жана Мишеля
Жарра.
Подводный мир смотрится
симпатично, хотя флора и фауна не
слишком многообразны, да и наиболее
насыщенные в этом смысле
территории в кадр не попали.
Отсутствуют многие популярные дайв-сайты,
расположенные между тропиками Рака
и Козерога, включая знаменитый
Большой Барьерный риф. С другой
стороны, концовка кампании
прозрачно намекает на продолжение…
Любителей экшенов разочарует
реалистичная
медлительность. Поклонникам
ураганных боев здесь нечем
заняться, их утомят битвы, похожие
на одно большое сло-мо. Заскучают и
юные натуралисты, не дождавшиеся
великолепия коралловых рифов, и
матерые аквалангисты. В «Дайвер. В поисках Атлантиды» нет узкой
специализации, игру нужно
воспринимать в комплексе. И тогда
все встает на места, образуя
увлекательное и красочное
путешествие.
* * *
Первый серьезный симулятор
дайвинга запросто может остаться
на плаву, да и потенциальная аудитория у него уже
достаточно велика: сегодня на Земле
около 20 миллионов
сертифицированных дайверов, плюс
неисчислимое множество желающих
примкнуть к этой армии. За свежим
антуражем видны ушки удачных
проектов из смежных жанров (например,
портовые бары словно перекочевали
из Freelancer), но все они ловко
вплетены в общую канву. Возможно,
таким и должно быть погружение в
мир, символизирующий дух свободы,
странствий и открытий.
813 Прочтений • [Рецензия на игру Diver: Deep Water Adventures] [21.04.2012] [Комментариев: 0]