«Не работа, а приключение», —
обещал призывникам плакат военно-морских
сил США. Уместный в Hitman: Blood Money, Splinter Cell: Chaos Theory и Metal
Gear Solid, этот слоган совсем не
годится для «Смерти шпионам».
Ее куда лучше характеризуют слова
из повести Владимира Богомолова
«Момент истины», вынесенные
эпиграфом на обложку: «Контрразведка
— это не загадочные красотки,
рестораны, джаз и всезнающие фраера,
как показывают в фильмах и романах.
Военная контрразведка — это
огромная тяжелая работа…»
Семен, да не тот
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.7 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти и SM 2.0 3 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти и SM 2.0 3 Гб на винчестере
Семен Строгов, оперативник 4-го
отдела ГУК «СМЕРШ», вынужден
пахать от зари до зари, а заодно с
ним обливаются потом и игроки,
ожидавшие встретить российского
Сэма Фишера или Агента №47. Наш Сеня
тяжеловат, чтобы делать шпагат
между стенами, на пять размеров
меньше, чем Сорок Седьмой, и
обаятелен, как советский автомат с
лимонадом за три копейки.
Хотя внешне все, казалось бы,
гладко. Первый отечественный «стелс»-экшен
взял у коллег немало удачных идей.
Фокусы с переодеваниями и
контекстное меню действий в углу
заставляют вспомнить о Hitman.
Враги в виде красных и зеленых
стрелок с «конусами зрения» на
мини-карте отсылают к Commandos: Behind
Enemy Lines. Незамысловатая
головоломка на взлом замков — к Splinter
Cell. Экран выбора оружия, где
нам подсовывают тонны никчемных
«стволов» (ведь главные друзья
диверсанта — нож, удавка, хлороформ
и наган с глушителем), вызывает в
памяти Hidden & Dangerous 2.
Миссий — десять штук, причем
задания разные. «Вычислить» и
устранить предателя, украсть
документы, уничтожить
руководителей школы абвера,
заминировать железнодорожный мост,
сфотографировать секретные
американские чертежи, захватить
«языка» средь бела дня на
фашистской базе… Жонглируя
историческими фактами и событиями,
сценаристы «СШ» придают
операциям налет правдоподобия —
прием, достойный Тома Клэнси.
Свою лепту в иллюзию вносит и
картинка. Творение Haggard Games
подкупает выдержанной стилистикой
той эпохи и частой сменой декораций.
Внимание к деталям чувствуется
везде: в обилии хороших текстур и
мелких предметов, умелой
постановке освещения, динамических
тенях и шейдерных спецэффектах.
Белорусская деревня, фешенебельная
гостиница «Метрополь», сырые
казематы гестапо, заснеженный
Витебск в руинах выглядят
убедительно.
И подкрался ахтунг…
Впечатление портят
неестественная анимация и ленивый
подход к созданию звукоряда. Я не
знаю, кто виноват и в чем причина, но
скованные, иногда неуклюжие
телодвижения Строгова и его
оппонентов режут взор столь же
нещадно, как и двое людей,
увлеченных немой беседой. Граждане
помахивают руками и шевелят губами,
однако вы никогда не узнаете, что
обсуждают офицеры вермахта. Вслух
они говорят строго в моменты
опасности, криками «Scheiße!»,
«Diversant!» и «Donnerwetter!» (десантникам,
охраняющим Лос-Аламос, и этого не
досталось) намекая на то, что пора
бы грузить последний «квиксейв».
Жизнь разведчика хрупка — очередь
из МР-40 отправляет его на
заслуженный отдых.
Конечно, суть проблемы не только в
отсутствии трепа. Еще есть рюкзак,
который можно выкинуть, открыв
инвентарь и перетащив значок за
пределы окна (и никак иначе!).
Слишком узкий сектор за спинами
жертв, где меню предлагает удушить/оглушить/усыпить,
— я не раз и не два повторял
нападения, ибо враги замечали меня
быстрее, чем я нащупывал «горячую
зону». Грубоватые NPC, что затыкают
проходы или нагло сдвигают
Строгова вбок.
Самая же острая заноза — в дизайне.
Лет восемь назад «Смерть
шпионам» сорвала бы овации
за неимением конкурентов. Сегодня,
после Splinter Cell: Chaos Theory и
четырех инкарнаций Hitman, ей
не избежать неприятных сравнений.
Ростовский продукт устанавливает
правила (нельзя снимать одежду с
трупов — даже если вы поразили гада
в лоб, она «заляпана кровью»;
советские «стволы» и
обмундирование — верная дорога к
провалу; необычное поведение ведет
к подозрениям, тревоге и, как
следствие, удвоению патрулей) и…
беспомощно пасует перед зубрами,
едва речь заходит о свободе
действий.
Беда в том, что нас уже приучили
мыслить творчески. Лысый киллер и
небритый агент АНБ придумали массу
красивых методов расправы над
негодяями, позволяющих завершить
вылазку без лишнего шума. Hitman:
Blood Money — и вовсе «песочница»,
в которой найдется добрый пяток
вариантов, от банального спуска с
лестницы до испорченной газовой
плитки и падения люстры на голову.
Шпион на привязи
А что же «российская версия»?
Первый путь — самоубийственный: не
переодеваясь в чужую форму, мы
ползем по карте к цели и глотаем
свинец, поскольку дозорных — толпы,
а игра не учитывает тени, кусты и
траву при расчете области зрения.
Второй способ — «грудью на
амбразуру». Звук в «СШ»
распространяется далеко, поэтому
любой выстрел из автомата,
снайперской винтовки или пистолета
без глушителя мигом превращает
сонное фашистское царство в
растревоженный улей алых «стрелочек».
Разъяренные гансы, когда им не
мешает слегка заикающийся ИИ, метко
стреляют и обожают метать гранаты.
Наконец, третья, наиболее
разумная и нудная альтернатива:
аккуратно «вырубаем» часовых,
прячем тушки, меняем костюмы,
поднимаясь выше и выше по званиям, и
следуем указаниям в блокноте.
Добравшись до мишени, Строгов
втыкает в нее нож или пулю. Иных
бесшумных видов казни нет, даром
что в паре мест дозволяют подсыпать
отраву в питье…
Вот такой «пазл». Решение
занимает минуту, остальное — дело
техники, терпения и уймы времени.
Там, где Blood Money и Chaos
Theory давали проявить смекалку,
«СШ» выжимает игрока
словно лимон. Зато разрешает
минировать тела и двери. Веселая
забава, но разве так поступает
невидимка-профессионал, адепт
чистого «стелса»?
Другой вопрос: зачем Haggard Games ввела
в геймплей управляемый транспорт,
раз он не нужен по сценарию? Семен
садится за баранку лишь однажды,
чтобы вывезти «языка» на
грузовике. Мотоцикл с коляской у
хутора — бесполезное
украшательство. Почто,
спрашивается, маялись, прикручивая
и отлаживая этот кусок кода?
Надеюсь, не для рекламной строки на
коробке.
Semyon Strogov will return…
К «СШ» можно долго
придираться: сетовать на нехватку
скриптовых сценок в ходе миссий,
удивляться тому, как человек в
гражданском проник в центр ядерных
исследований США, требовать
нормальный рукопашный бой,
иронизировать над клонобабками и
клонодедками…
На официальном форуме авторы
признали кучу недостатков,
пообещав исправить кое-что патчами.
Кардинальные изменения они
припасли на сиквел, так что у
русского Семы еще есть шанс на
лучший исход. Пока же «Шпионам»
приходится вербовать под свои
знамена очень усидчивых и
неприхотливых бойцов.
1208 Прочтений • [Рецензия на игру Death to Spies] [21.04.2012] [Комментариев: 0]