Рецензия на игру Sid Meier's Civilization 4: Beyond the Sword
Признаюсь, я не ждал от Beyond the
Sword чего-то особенного. Первый
аддон к Civilization 4
окончательно убедил меня в том, что
большинство разработчиков считают
дополнения легким способом
заработать. За каждым
нововведением в Warlords
виднелся коммерческий расчет. Она
не удивляла.
Шпионские страсти
Системные требования
Pentium III/Athlon 1.2 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1.4 Гб на винчестере Sid Meier's Civilization 4
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.4 Гб на винчестере Sid Meier's Civilization 4
Лейтмотив рекламной кампании Beyond
the Sword — «игра после
промышленной революции». Многие
изменения подтверждают эту идею,
однако часть новинок идут ей
наперекор. Как всегда, Сид Мейер
преподнес нам цивилизации, лидеров,
чудеса света и т. п., но кое-что (например,
возглавляемые Гильгамешем
шумеры) бесконечно далеко от Нового
времени.
Название вроде Civilization 4: Cloak and
Dagger точнее отразило бы суть
игры. Firaxis полностью переработала
механизм разведки, превратив ее в
гораздо более полезный и мощный
инструмент. Определенные городские
постройки (суды, тюрьмы)
вырабатывают «шпионские баллы»,
которые мы тратим на сбор
информации и диверсии. Сами юниты-агенты
нужны лишь для хозяйничанья в тылу
врага и усиления контрразведки, а
для простого подглядывания
достаточно накопить упомянутые
очки. Добавлен и соответствующий
тип Великих Деятелей.
Тайные операции отныне доступны
куда раньше — после изобретения
алфавита, а не коммунизма. Из
необязательной забавы скучающего
властелина они выросли в
полноценную сферу жизни
государства. Среди странных и
неуютных систем шпионажа в
современных стратегиях Beyond the
Sword почти уникальна.
Гостинцы из Европы
Другой важный вектор Civilization 4
— дрейф в сторону серии Europa
Universalis. Появились «случайные
события», привязанные к текущей
обстановке (скажем,
рабовладельческое общество не
застраховано от восстания), и
задания, требующие выполнения
условий в срок (нечто подобное
будет в «Агрессии»).
Как и в EU 3, военные
корабли научились блокировать
морскую торговлю. Если прямого
столкновения нет, а подгадить
противнику хочется, в его воды
можно послать каперов. Они не несут
национальных флагов, так что
репутация не пострадает.
Державы, не справляющиеся с
собственными поселениями на
соседнем материке, могут присвоить
им статус колоний. При этом
возникает вассальная нация,
управление которой берет на себя AI.
Разумеется, со временем не избежать
вспышек сепаратизма, и все же
выгода очевидна — не тормозя
развитие метрополии, игрок
продолжает пользоваться
захваченными ресурсами. Правда, «американская
империя» теперь выглядит еще
более несуразно, ведь в BtS есть и англичане, и индейцы,
и честный метод обретения
независимости.
Политеизм
Впрочем, название Beyond the Sword
можно трактовать и как «отказ от
кровопролития и поиск мирных путей»
— Firaxis сделала шаг и в этом
направлении.
Новое чудо света — Апостолический
дворец — позволило открыть
церковный аналог ООН на несколько
веков раньше привычного срока. На
собрания приглашаются страны,
имеющие хотя бы один город с тем же
верованием, что и у основателя ЧС.
«Владельцы» нужной
государственной религии обладают
расширенными правами. Проводя
успешную миссионерскую политику,
хозяин местного Ватикана в силах
добиться специальной версии
дипломатической победы.
Однако прогресс неумолим, и на
смену иконам и тотемам неизбежно
приходят «грязные зеленые
бумажки». Дебютировавшие в BtS корпорации мало чем отличаются от знакомого «опиума
для народа», разве что продвигают
их не священники, а яппи в дорогих
костюмах-тройках. Штаб-квартиры
компаний меняют дефицитное сырье
на ощутимые бонусы. Величина
прибыли зависит от числа поселений,
опутанных щупальцами ушлых дельцов.
Чтобы предотвратить вторжение
чужого капитала, следует
исповедовать «civics» «меркантилизм»
и «госсобственность». К
сожалению, отправку бизнесменов в
командировки тоже можно
автоматизировать. В итоге даже с
учетом корпораций экономика в Civilization
4 не становится по-настоящему
увлекательной. Наблюдать, как
компьютер играет сам с собой, не так
уж весело, а пренебрегать его советами
неразумно.
Немного о грустном
Самая неудачная часть Beyond the
Sword — дополнительные сценарии.
Одни, вроде Afterworld или Broken Star, —
нелепые фанатские поделки,
неведомым путем забредшие в
официальный аддон. Другие, типа
Charlemagne (образование Священной
Римской империи), Crossroads of the World (торговля
на Ближнем Востоке) или Next War (фантастический
конфликт в XXI веке), сделаны
добротно, но ничего выдающегося в
них нет. Космический Final Frontier —
конкурент первой Galactic Civilizations.
Хорошие «моды» Rhye's and Fall of
Civilization и Fall from Heaven: Age of Ice давно
доступны для бесплатного
скачивания. Интересен только Gods of
Old, где боги отвечают на мольбы
смертных.
На этом фоне новый режим Advanced Start
кажется безобидным чудачеством.
Возможно, кто-то найдет изюминку в
«рисовании» готовых держав и
пропуске начальных этапов развития,
хотя, скорее всего, редактор будет
популярен исключительно в
мультиплеере.
* * *
Свежие идеи, которых мы так ждали
от Civilization 4, появились еще
в Warlords, но лишь в Beyond the
Sword тонкий ручеек набрал силу и
вернул нашу веру в Firaxis. Жаль, что
для этого понадобилось три попытки.
1096 Прочтений • [Рецензия на игру Sid Meier's Civilization 4: Beyond the Sword] [21.04.2012] [Комментариев: 0]