История безразлична к
изобретателям. На страницы
учебников попадают те, кто первым
смог растиражировать удачную идею
и сорвать куш. Никого не волнует,
использовал ли Калашников
наработки немецких специалистов,
ведь Sturmgewehr 44 давно канул в Лету, а
АК остается самым распространенным
оружием на планете.
Красота спасет мир
Системные требования
Pentium III/Athlon 1.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 300 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 300 Мб на винчестере
Разумеется, Commander: Europe at War
не грозит успех советского
автомата, хотя она появилась на
свет в схожих обстоятельствах. Вряд
ли можно доказать, что ее срисовали
с серии Strategic Command, однако
сотрудники Slitherine наверняка видели
проекты Fury Software и заимствовали
базовые принципы и часть
технических деталей. Правда, иногда
копирование выгодно для развития
жанра. Strategic Command 2 страдала
от трехгрошовой графики, лишних
условностей и множества мелких
огрехов, зато ее концепция была
верна. Простые, доступные стратегии
по Второй мировой очень актуальны.
Их задача — дать общее
представление о хронологии войны и
соотношении сил. Игроки, которые
заинтересуются подробностями
великого противостояния, перейдут
на ступень выше — например, к Hearts
of Iron 2.
Комфортное управление и опрятный
внешний вид важны даже для гексовых
воргеймов, что Commander и
подтверждает. В рецензии
на SC 2 я похвалил авторов
за облагороженный интерфейс. В
Slitherine Software продвинулись в этом
направлении гораздо дальше. На
главный экран влезает едва ли не
вся необходимая информация.
Посещать хранилище статистики
стоит лишь ради текущего баланса
ресурсов и оценки потерь. Вместо
контекстных меню и «закладок» —
огромные кнопки, которые трудно с
чем-то перепутать. И никаких
отдельных окошек для описания
юнитов — только пиктограммы,
понятные и без всплывающих
подсказок.
Качество картинки в двумерных
играх в первую очередь зависит от
мастерства художников. В отличие от
3D-моделлеров, за последние 10 лет они
почти не выросли профессионально — SC
2 похожа на Civilization 2 из
далекого 96-го, а Europe at War ненамного
обогнала Panzer General 2, вышедшую
годом позже. Впрочем, глаз не
раздражает, и на том спасибо.
Русский с британцем — братья
навек
EaW «приятнее на ощупь»
духовной предшественницы и лучше
подходит для знакомства новичков с
жанром, но все же ее не следует
воспринимать иначе, чем «отшлифованную Strategic Command 2», и ждать
чудес.
Игрок по-прежнему руководит всеми
сферами жизни «Оси» и
противостоящих ей государств.
Масштабы напоминают «Цивилизацию»:
солидная европейская держава
состоит из 3-4 городов и пары шахт,
фишки изображают целые корпуса. К
счастью, Slitherine избавилась от
дорожных пробок, измучивших
поклонников SC, —
подразделения научились
преодолевать шестигранники,
занятые своими товарищами, а длина
клеток уменьшилась примерно в
полтора раза.
Как и у Fury Software, объединенное
командование контролирует и СССР, и
«союзников». Эта поблажка
перечеркивает замашки на реализм.
Хотя Сталин, Черчилль и Рузвельт
сражались с общим врагом, их мотивы
разнились. Из-за отсутствия
ограничений на совместные действия
я сумел освободить Францию уже
весной 42-го, пока 90% немецких «панцеров»
месили грязь на Восточном фронте.
Самая провальная часть Commander
— дипломатия. Доступна всего одна
опция — «объявить войну». С
другой стороны, тут нет идиотских
податей, ускоряющих активизацию
Советского Союза и США в SC 2.
Пробуждение «спящих гигантов»
идет постепенно — чтобы набрать «спортивную
форму», им требуется несколько
лет.
Учения
Думаю, вы догадаетесь, из какой
игры черпали вдохновение создатели
здешней экономической системы.
Города и промышленные районы
вырабатывают валюту, которая идет
на покупку солдат и исследования.
Наука не стесняется своей
вспомогательной роли; «купив»
нужные лаборатории, о ней можно
навсегда забыть. О пользе открытых
технологий сообщают отчеты в
начале хода.
Попытка освежить хозяйственную
схему принесла странные плоды.
Например, авторы придумали
альтернативный способ уничтожения
финансовых излишков — обучение
генералов. Эффективность офицеров
с большими звездами на погонах
несопоставима с их ценой — «подготовка» Георгия Жукова обойдется
дороже трех пехотных корпусов.
Для чего-то учитывается добыча
нефти и людской потенциал. Видимо,
разработчики надеялись хоть чуть-чуть
подобраться к коллегам из Paradox
Interactive. К моменту, когда эти ресурсы
иссякнут, ваша участь будет
предрешена — Германия удивительно
долго держится без румынских
месторождений и не теряет
возможности наступать.
Планирование операций не шибко
сложнее, чем в Panzer General.
Главное — правильно использовать
рельеф и особенности бойцов. Для
гексов и кубиков нет разницы между
двумя танками и тысячей. К тому же
пополнять части разрешено почти в
любой обстановке — достаточно
оставить фишку в покое и расстаться
с несколькими монетами.
Дополнительные трудности создает
снабжение. Наихудший вариант — если
солдаты очутились в «котле», т.е.
вокруг них сомкнулось кольцо
территории, перекрашенной в
неприятельские тона. Хотя вдали от
родной земли войска хиреют и «на
ровном месте». Определить,
насколько плохи дела конкретного
юнита, помогает цвет цифр,
обозначающих численность этого
подразделения. Таким образом,
одного взгляда хватает, чтобы
оценить способность поражать врага
и переносить ответный огонь.
Чертовски удобно!
Конечно, опытный воргеймер задаст
трепку «парням в фельдграу»
еще во Франции и победит не позже 1943
года, а играя за нацистов — и того
раньше. Тем не менее, искусственный
интеллект достоин уважения. Он
верно распределяет приоритеты,
отступает из опасных районов,
прорывает слабую оборону, умело
охотится за конвоями и
транспортами и всегда держит
резерв у столицы. Но вы вряд ли
сыграете больше 2-3 партий — уж
больно однообразно развиваются
события.
* * *
Commander: Europe at War — мостик, с
помощью которого вы можете попасть
в мир глобальных стратегий. Making
History, Gary Grigsby's World at War и Strategic Command 2 для этого не
годятся.
1625 Прочтений • [Рецензия на игру Commander: Europe at War] [21.04.2012] [Комментариев: 0]