Разработка игры, ныне носящей
бессмысленное имя «Джаз:
Работа по найму», с самого
начала походила на грустный
анекдот. Когда Strategy First объявила о
том, что мамой Jagged Alliance 3
станет студия «МиСТ ленд — Юг» (с
1 августа 2006 года — GFI Russia), многие не
поверили своим ушам. «Код
доступа: РАЙ» и «Власть
закона» снискали
определенную популярность среди
любителей походовых тактик, но в
плане качества и глубины им было
бесконечно далеко до гениального
творения Sir-Tech.
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.8 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Судьбоносные события не
заставили себя ждать. Анонс и
скоропостижная кончина «Африканского
Альянса», череда пугающих
слухов про «революционный» RTS-режим,
путаница с названиями и, как
кульминация, сентябрьский пресс-релиз
Strategy First, где прямым текстом
говорилось, что сиквелом
занимается другая команда (подробности
в нашем «перекрестном
допросе»). Затем игра обрела
псевдоним «Джа-три», на обложке
нарисовалась утвержденная
всенародным голосованием попа-с-пулеметом…
Не про музыкантов
Власть портит людей. Если на кону
миллионы долларов, родственные
отношения тускнеют. Несколько
удачных акций, порочащих
официальное правительство, пара
тихих убийств, фальсифицированные
выборы — и хозяином богатейшего
месторождения драгоценных камней в
крошечной африканской республике
Алмазный берег стал брат
президента (теперь уже бывшего)
Ричард Маконнен. Европейское сообщество предпочло закрыть глаза на произошедший где-то за океаном
переворот. Лишь бы старые
договоренности оставались в силе,
остальное — тлен и суета. Поняв, что
рассчитывать на европейских коллег
бесполезно, «король в изгнании»
решился на отчаянные меры:
развязать гражданскую войну и
вернуть потерянный «трон».
Были бы деньги, а желающих
проливать кровь за чужие идеалы
всегда достаточно. Нам уготована
роль командира наемников,
согласившегося за нескромное
вознаграждение отнять страну у
нынешнего владельца. Общаться с
работодателем предстоит
посредством ноутбука и электронной
почты. Ничего не напоминает? Дабы
усилить чувство дежа вю, взгляните
на сайт I.M.A. (заметьте, совсем
непохоже на A.I.M.), позволяющий
нанимать профессиональных
головорезов, и оружейный интернет-магазин
Dikie Jay's. Плагиат чистой воды. Прежде
чем браться за ружье, стоит пройти
психологическое тестирование.
Наверное, это сделано с целью
выдавить из нас слезы всепрощающей
ностальгии, однако эффект
получился обратный — часть анкетных
вопросов честно списана у «старших
товарищей», что, признаюсь,
раздражает.
И так постоянно. Изначально «Джаз»
создавался как трехмерный римейк Jagged
Alliance 2, а вышла бледная,
уступающая оригиналу копия. Взять,
например, глобальную карту.
Забудьте о свободе, случайных
встречах и других приятных и не
очень неожиданностях. Два десятка
населенных пунктов, объединенных
паутиной дорог, — вот что мы имеем.
Хотите прибрать к рукам
электростанцию или аэропорт?
Сперва «зачистите» блокпост,
перекрывающий путь. Превратить
игру с жесткой помиссионной
структурой в открытое всем ветрам
приключение — невыполнимая задача.
Не про тактику
О боевой системе можно написать
много. В основном — плохого. Да, это
стандартная походовая тактика в
лучших традициях X-COM, Jagged
Alliance и Soldiers at War, но
что подвигло авторов похоронить
«Джаз» в горячем
африканском песке? Почему выстрел в
упор снимает 2 очка здоровья, а удар
кулаком — 40-50? Почему на фигурках
врагов не видны бронежилеты? Кто не
дал сделать автоматическое
разделение действий на несколько
ходов? Где найти окулиста, который
исправит кривой «line of sight» и еще
менее правдивый «line of fire»?..
Масса странностей связана с
оружием. На «стволы» разрешено
навешивать разные прибамбасы,
снаряжение постепенно
изнашивается, но… ЛЦУ или оптика
выходят из строя после пары битв,
причем сама винтовка ухудшается
незначительно. Топорный баланс
отсылает к седой классике.
Изрешетив пулями злодея, минуту
назад косившего елки из АКМ, вы
заберете у него аптечку и пригоршню
патронов. В сравнении с лукулловым
изобилием 7.62 выглядит
слабовато. Порой доходит до абсурда:
в магазине выставлен новенький,
блестящий смазкой АК-105… без
боеприпасов. В качестве жеста
доброй воли разработчики отобрали
у нас любимый квест «дай в морду
гаду из аэропорта». Купленное
барахло и наемники мгновенно
возникают в указанной точке.
«Джаз» склонен к
упрощениям, что вдвойне
подозрительно, ведь «МиСТ ленд»
всегда тяготела к «хардкору».
Каски, слетающие при попадании в
голову, иначе как «детским садом»
не назовешь. Утрата головного убора
и полкило свинца в брюхе не мешают
недругу азартно жать на гашетку и в
перерывах заниматься самолечением.
Кнопка, убирающая деревья, работает
из рук вон плохо. Понять, как именно
надо положить бойца, чтобы он был
прикрыт и при этом мог куда-нибудь
попасть, почти нереально. Без
изменений из Jagged Alliance 2
перекочевал лишь один фокус,
описываемый элементарной формулой
«встали — пальнули — легли». Там
мы частенько применяли такой прием,
засев в домике у окна. Хотя зачем
нужна выгодная позиция, если можно
использовать неровности ландшафта
и особенности зрения «джазменов»,
которые иногда не замечают
лежащего в метре врага? Случаются и
удивительные вещи: сохраняемся,
загружаем игру — и абстрактные
вопросики становятся осязаемыми
солдатиками (либо наоборот).
Только прицеливание реализовано
удобно: «кукла» в правом нижнем
углу избавляет от необходимости
козлом скакать по карте и приручать
камеру. Места здесь, кстати,
заповедные. Ядовито-зеленые пальмы,
романтичные речушки, военно-исторический
форт, железнодорожный вокзал с
замечательными текстурами вагонов,
порт с гигантским линкором… Однако
патологическое отсутствие
сглаживания и нарисованные в 800х600
загрузочные экраны быстро
развеивают сказку. В глаза
бросаются бедные на полигоны
модели, размазня на земле, мрачно
помавающие конечностями трупы и
самодельный «ragdoll», норовящий
услать вражескую тушку на
околоземную орбиту. Неоспоримое
достоинство «Джаза» —
разрушаемые стенки. Нереалистично,
но лучше, чем в 7.62.
Физика — это прекрасно. Отчего же
половина лестниц не функционирует?
Какой толк от стационарных
пулеметов, отказывающихся стрелять
по противникам в походовом режиме?
А вышки, поделенные по принципу «на
эту можно залезть, а на ту нельзя»?..
Неприлично большое значение имеет
размер локации. Тесный квадратик
«Дорога на аэропорт» надолго
лишил меня сна. AI обожает швырять
гранаты в неимоверных количествах
и сразу через полкарты. Гуманистам,
для которых потеря союзника
равносильна удару клавиатурой по
лбу, будет несладко. «Дружеские»
перепалки на просторе доставляют
на порядок меньше проблем.
Компьютерные болваны подбегают,
получают по мозгам и тут же
улепетывают. В исключительных
случаях они пробуют отступить и
перегруппироваться.
Многообещающая задумка часто
оборачивается клоунадой. Целиться
в спину не слишком почетно, зато
бредущие к краю локации идиоты
редко обращают внимание на
преследователей, да и не особо
спешат. Идеальные мишени.
Серьезное разочарование вызвала
отмена цикла «день/ночь». В Jagged
Alliance 2 и «Бригаде Е5»
операции в темное время суток
являлись неотъемлемой
составляющей геймплея. В «Джазе»,
где солнце сияет 24 часа 7 дней в
неделю, вампирам и диверсантам
делать нечего. Причины очевидной
деградации остались за кадром. Игра
вообще крайне неохотно раскрывает
свои секреты. Неофициальный патч
помог-таки прочитать письмо с
результатами тестирования I.P.A., но
как работают «перки» (и
работают ли?), неизвестно.
Не про Мэрилин Монро
Единственным стабильным
источником дохода в Jagged Alliance 2
были шахты. «Джаз»
пошел дальше, позволив захватывать
и расширять иные виды бизнеса.
Оккупировали железнодорожную
станцию? Запустите новый поезд.
Туристам негде коротать досуг?
Откройте бордель. Правда, шаг
вперед компенсирован тремя
неуклюжими па назад. Например,
исчезла нужда в отдыхе. Экстренное удаление аппендицита и ремонт не
требуют специальных инструментов и
навыков. Об «элементах RPG» и
вовсе трудно писать без слез. Из
рядовых обывателей слова не
выжмешь, а квесты пугают обилием
штампов и банальностей (достаточно
вспомнить забастовку).
Возможность примкнуть к
прихвостням диктатора или сыграть
«за себя» — капля в море. Какая
разница, кого убивать? «Прокачка»
полностью слизана с Jagged Alliance 2
(меткость, ловкость, подвижность и т. д.);
в сотый раз объяснять, что на что
влияет, совершенно не хочется. Из
важных мелочей отмечу разделение
на шесть отрядов. Вдруг вы решите
окружить противника или повоевать
на нескольких фронтах?
На десерт — пара ласковых о
пуленепробиваемых, несгораемых и
непотопляемых героях «Джаза»,
т.е. наемниках. Кажется, все как у
«дедушки»: симпатии,
интересные биографии, уникальные
«отклики»… Но не дотягивает!
Где яркие харизматичные личности
вроде Ивана Долвича и Гаса Тарбалса
с неподражаемым «Деревяшкиным»?
Вместо них мутные пропитые рожи,
задранные цены (на уровне выше «легкого»)
и зеленый в полоску Лесник — русская
народная версия Shadow.
Посредственная озвучка «из бочки»
и незначительные грамматические
ошибки не улучшают настроение. Зато
вылетов существенно меньше, чем в 7.62.
Будем оптимистами.
Не про JA
Нелепая недоделка, собранная из
обрывков дизайн-документов и
витающих в воздухе «гениальных
идей». Выйди она под маркой Jagged
Alliance, и без того небезупречную
репутацию Strategy First уже ничто не
спасло бы. Дополнительное время и
долгожданная свобода от контроля
со стороны западных заказчиков не
помогли ни разработчикам, ни игре. Я
не исключаю, что патчи и аддоны
когда-нибудь прихорошат ее, но это
из области догадок и предсказаний.
Российский бета-тест на
покупателях давно стал притчей во
языцех.
А на сэкономленные деньги купите
диск Майлза Дэвиса.
685 Прочтений • [Рецензия на игру Hired Guns: The Jagged Edge] [21.04.2012] [Комментариев: 0]