Книги Аркадия и Бориса
Стругацких кажутся заманчивой
основой для создания компьютерных
игр. Мэтры отечественной
фантастики описывали живые,
насыщенные деталями миры. В
радиоактивные сопки Саракша и
грязные улочки Арканара легко
поверить, туда хочется заглянуть
еще раз. Но это — лишь декорации,
необходимые авторам для того, чтобы
донести свои идеи до читателей. Во
всяком случае, мне дороги именно
мысли Стругацких, а не шелуха
колоритных образов.
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 2 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Правда, рассуждения о ценности
творчества писателей имеют мало
общего с работой «Акеллы»,
владеющей лицензией на
производство «игр по мотивам».
Судьбу интерактивной версии «Трудно
быть богом» можно было
предсказать сразу после анонса,
известившего о том, что ее
разрабатывает студия «Бурут».
Новый проект хорош только в
сравнении с ее предыдущими RPG —
кошмарными «Златогорьем»
и «Златогорьем 2».
Хроники тайного ордена
Действие «ТББ»
разворачивается спустя 2 года после
окончания повести, поэтому я
советую уделить несколько часов
первоисточнику. Понять, что к чему,
несложно и по ходу дела, однако
тогда мимо вас пройдет множество
цитат, призванных выжать из фанатов
слезы умиления.
Не зная, что речь идет о планете
Цуринака, ставшей полигоном для
исторического эксперимента землян,
вы примете Арканар за обычное
средневековое королевство. Годы
«серого фашизма» дона Рэбы и
власть жестоких монахов остались в
прошлом. Столицу захватил «профессиональный
бунтовщик» Арата Красивый,
избавившийся от горба. Солдаты
организованной им Вольной
республики наводят порядок в
городе, пока тупые бароны толкутся
у стен, изображая осаду. События
возвращаются в рамки «базисной
теории феодализма».
Завязка не лишена оригинальности
и тянет на политический детектив
средней руки: в роли выпускника
разведшколы мы покидаем метрополию,
чтобы устранить Арату и собрать
информацию о доне Румате,
прикончившем Рэбу. Тем, кого
привлекает возня пауков в банке,
первая половина «ТББ»
придется по душе: союзники будут
обманывать и использовать героя,
враги станут друзьями, а цель
миссии не раз поменяется. Не
избежать и встречи с «божественными»
пришельцами из космоса, которые по-прежнему
спасают «книжников» и
исподтишка прививают принципы
гуманизма местным жителям.
В «Трудно быть богом»
вообще тяжело упустить что-то
важное, ведь здешний сценарий
напоминает железнодорожный рельс.
По традиции, большинство ключевых и
побочных заданий — перебежки от
одного NPC к другому и упражнения с
мечом. Но выполнять поручения не
так скучно, как в том же «Златогорье
2» — их «почтовая» и «боевая»
сущность мало-мальски прикрыта
ширмой диалогов. Жаль, сами беседы
не радуют; больше 2-3 вариантов
ответа на выбор дают нечасто, да и
те слабо влияют на исход. Дилемм,
кроме «убить или уговорить»,
почти нет. Зато «Акелла» не
поскупилась на актеров: озвучен (тяп-ляп)
каждый голодранец, включая нас.
Зачем проговаривать реплики,
прочитанные 3 секунды назад, —
загадка.
«ТББ» сползает под
откос примерно в середине
похождений имперского шпиона.
Погибнув по милости скрипта, агент
попадает в немыслимый в научной
фантастике загробный мир и
получает баронский титул и замок с
дружиной с помощью духа дона Мусина.
Увы, недвижимость не надо
обустраивать или защищать от
вражеских орд. Стражники
приветствуют нового хозяина
фразами «какой-то ты
подозрительный» и «шевели
булками», не реагируя на перемены.
Содержимое личных покоев отвесило
смачный пинок сюжету, двинув его в
нужном направлении. Растеряв
остатки фантазии, разработчики
отправили игроков на поиски девяти
фрагментов амулета и борьбу с
религиозным маньяком. Даже
концовки, похожие на финал Deus Ex,
банальны.
Шпагой и гранатометом
Некоторый прогресс со времен «Златогорья
2» проявился в ролевой
системе. Поначалу она кажется
примитивной: помимо 4 оружейных
навыков, разрешено освоить азы
дипломатии и медицины или «прокачать»
здоровье и выносливость. Повышения
уровня не ждешь, как праздника, а
над распределением очков не
думаешь по 5 минут. Впрочем,
практически все таланты полезны.
Неприятно выделяется лишь
искусство стрельбы из луков,
арбалетов и винтовок. Компаньоны,
за чьи спины мог бы спрятаться
начинающий Вильгельм Телль, —
редкость. Волей-неволей приходится
вступать в ближний бой, идущий по
недостойным благородных донов
правилам. Фехтование сведено к
чередованию ударов, блоков и
специальных атак. Тем не менее,
победить, тупо закликав противника,
нельзя — размахивая клинком, игрок
быстро опустошает запас сил,
поэтому следует очень аккуратно
выбирать, когда напасть. Правда, вы
всегда можете открыть инвентарь и
употребить целебное зелье или съесть капусту; с полным рюкзаком припасов
ни один враг не страшен.
А вот тем, кто предпочитает
спокойный стиль прохождения, «Трудно
быть богом» предлагает
немногое. Герой, окончивший школу
лазутчиков, не умеет красться,
прятаться, орудовать отмычкой или
обчищать чужие карманы. Хотя
арканарцы не в обиде на грабителей,
копающихся в их сундуках средь бела
дня.
Единственный предмет, который наш
разведчик посещал регулярно, —
мастерство перевоплощения. Собрав
необходимый комплект одежды, он
превращается в солдата Республики,
святошу, разбойника, серого
штурмовика или дворянина. Как и в
«Серпе и молоте», это
избавит вас от лишнего
кровопролития, к тому же часть
заданий не пройти без
определенного костюма. Конечно,
ранние пресс-релизы сулили сложные
социальные механизмы, но синица в
руках лучше журавля в небе.
Регрессия
К сожалению, воронежская студия
не удержала и крохотную пташку.
Если вы еще не успели купить второй
гигабайт оперативной памяти, игра
станет пыткой. Компьютер,
соответствующий рекомендуемым
требованиям, тоже не спасет от 2-3-минутных
пауз при сохранениях и загрузках.
Иногда в этот момент «ТББ»
зависает, и ожидание длится вечно.
Есть и более изощренные ошибки,
вроде обнуления стамины или
неожиданных вспышек агрессии у NPC.
Причем «Трудно быть богом»
— далеко не красавица. Полагаю, мало
кто представлял Арканар в виде
однотипных локаций, раскрашенных в
кислотные цвета и залитых «блумом».
Положим, разоренная страна должна
выглядеть уныло. Вот только прока
от десятков безликих деревень и
крепостей гораздо меньше, чем от
парочки запоминающихся.
Другая беда — идиотское сочетание
камеры с махонькими углами наклона
и управления бегом с клавиатуры.
Эдакий гибрид ежа и ужа. Хорошо,
пусть движок не позволяет держать в
кадре слишком много объектов, но
что мешало «повесить» раздачу
приказов на мышь?
Наконец, глупо получилось с
лошадьми. Путешествовать пешком
долго и скучно, а скакуны — дорогое
удовольствие. Дело в том, что их
здоровье не восполняется
известными науке способами, и
каждый пропущенный удар приближает
покупку нового коня.
* * *
Если бы обертка «Трудно
быть богом» не уступала ее
начинке, я бы поздравил «Бурут»
с выпуском вялой, но пристойной RPG.
Вероятно, самые возмутительные
недоработки будут исправлены
патчами, однако сделать из нее
увлекательную игру уже невозможно.
1166 Прочтений • [Рецензия на игру Hard to Be a God] [21.04.2012] [Комментариев: 0]