Я пишу эти строки, когда в крышку
гроба Shadowrun уже вбит
последний гвоздь. 13 ноября 2007 года
FASA Studio навсегда закрыла двери.
Вместе с ней рухнули и надежды на
спасение шутера-замарашки.
Shadowrun, да не тот
Системные требования
Core 2 Duo/Athlon X2 2 ГГц 2 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 5 Гб на винчестере Интернет-соединение (128 Kbps) Windows Vista
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon X2 2.5 ГГц 3 Гб памяти 3D-ускоритель с 512 Мб памяти 5 Гб на винчестере Интернет-соединение (512 Kbps) Windows Vista
Shadowrun вышла 29 мая, но
волею судеб попала ко мне осенью. За
несколько месяцев игра не
изменилась, разве что летний патч
вернул анимацию подъема по
лестнице и подлатал сетевой код.
Новые карты, «скины»
персонажей, режимы, редактор
уровней, инструменты для создания
модов… Не было ничего. Пустота.
Звенящую тишину нарушали лишь
интервью главы проекта Митча
Гителмана (Mitch Gitelman),
утверждавшего, будто за $60 публика
получит чуть ли не бесконечный кайф
вопреки мнению критиков, которые
«sucks ass».
Первыми сосущее ощущение
испытали честные покупатели. За
шестьдесят долларов Гителман и
сотоварищи преподали им урок
дурной работы с лицензиями. Взяв богатый
мир одноименной настольной RPG,
где киберпанк тесно переплетен с
легендами, орками и драконами, FASA
переписала его хронологию и
уменьшила масштаб событий. В ее
версии отсутствует глобальная
политика, путешествия по
виртуальному пространству и
чудовищные вирусы, все просто и
камерно.
В 2024-м военная фирма RNA Global
обнаруживает в бразильском городе
Сантос древний подземный комплекс.
Огромное пирамидальное здание
принадлежит клану Lineage, правившему
планетой в эпоху предыдущего
магического цикла. Наследники
династии не рады гостям и готовы
защищать вековые секреты с оружием
в руках. В ответ на партизанские
вылазки и пропажу артефактов из
лабораторий мегакорпорация,
успевшая перенести в Сантос свою
штаб-квартиру, вводит чрезвычайное
положение.
История конфликта стала бы
основой для неплохого шутера, да
вот незадача — нормального «сингла»
нет. Напрочь. Шесть обучающих
миссий да разминка с туповатыми
ботами вряд ли утешат. Онлайновая
натура игры видна сразу при
установке, когда вас вежливо просят
заглянуть на минуточку в Сеть и
активировать ключ от Games for Windows — LIVE.
Помимо Интернета, Shadowrun
нужна Windows Vista — продвигая
флагманскую ОС как идеальную
развлекательную платформу, Microsoft
заблокировала поддержку XP. Цена
дутого эксклюзива — вялые продажи и
недовольство фанатов.
Кривое уравнение
На мыльный пузырь похож даже
геймплей. Режимов мало: командный
дефматч, классический CTF (враждующие
стороны воруют тотемы) и CTF «с
вывертом» (один отряд охраняет
тотем, а другой пытается утащить
его на базу; победу присуждают за
успешную кражу или полный разгром
оппонентов). Туговато и с аренами.
Карты не впечатляют ни устаревшей
года на полтора графикой, ни
скромным количеством (9 штук?!), хотя
для сражений они хороши: открытые
площадки, узкие коридоры,
снайперские «гнезда»,
секретные тропки… Жаль, азарта
недостает.
Зато есть «новаторство», о
котором г-н Гителман вещал на
каждом углу. Shadowrun
столкнула в онлайне владельцев РС и
Xbox 360, разрешив им выяснять
отношения на одних и тех же
серверах. Правда, не бесплатно.
Удовольствие натянуть нос
сопернику с консоли обойдется в $50 —
стоимость годовой «золотой»
подписки на GFW — LIVE (кстати, только с
ней возможны голосовая связь и учет
сетевых «achievements»). Ну а
поскольку проходить шутер с
геймпадом — все равно что
отплясывать джигу, сидя в
инвалидной коляске, «приставочников»
и «мышистов» поставили на одну
доску. Первым дали «умный»
автоприцел, отслеживающий жертву.
Вторым увеличили разброс при
стрельбе, достигающий поистине
неприличных масштабов, если вы
резко вращаете головой. Оцените
абсурдность идеи: ограничения
введены лишь ради стычек «РС vs.
360», доступных за дополнительную
плату. Отключить их нельзя,
привыкнуть к ним невозможно. Экшен
для «персоналок», где пули
поражают мишень с точностью плюс-минус
метр, достоин презрения, ибо
снайперские навыки в мире слепых
котят ничего не значат.
Топорный баланс — не единственная
беда Shadowrun. Взять, скажем,
классы: люди, эльфы, гномы и тролли.
В Battlefield 2142 или Team Fortress
2 от выбора персонажа зависит
боекомплект. FASA Studio распахнула
куцый арсенал для всех. Пистолет,
автомат, две винтовки, дробовик,
пулемет, ракетница, гранаты и
катана — плати в «магазине»
перед началом матча (Counter-Strike
икает) и бери что душе угодно.
Технические средства и заклинания
тоже универсальны.
Отличия скрыты в параметрах.
Остроухие слабы телом, однако
шустры и залечивают раны на бегу.
Шипастая кожа троллей уберегает их
от свинца. Гномы выдерживают прямое
попадание в голову и выкачивают
энергию из объектов и живых существ,
ускоряя медленное восстановление
собственной магии. Что же до homo sapiens,
то им выпала роль бесталанных «середнячков».
На деле эта разница почти не имеет
значения; победу определяет не то,
кто схватил пулемет — человек или
эльф, а удача и набор спецумений
вроде Smartlink, повышающего меткость
стрельбы и запрещающего вести
огонь по «своим». Лазерное
лекарство от косоглазия сокращает
запас маны, но стоит того.
Магия решает все
Прочие «гаджеты» непопулярны
— нехватка денег и лимит на три
ячейки для устройств или спеллов
заставляют брать самое лучшее.
«Wired Reflexes», дающий невероятную
силу и скорость в обмен на здоровье,
и глайдер для полетов на короткие
расстояния еще могут сгодиться.
Подавляющие магию гранаты-липучки
накрывают очень небольшую зону.
Зрение сквозь стены вообще
бесполезно. Любители крутить
башкой дохнут раньше всех, ведь в Shadowrun
что ни матч — то безумие хаоса. Народ
телепортируется через полы и
потолки (и это не «баг»!),
превращается в бесплотный дымок,
толкает неприятелей телекинезом,
перекрывает «бутылочные
горлышки» острыми кристаллами,
вызывает призрачных тварей и
выращивает деревья с целебной
аурой.
Худший навык — как ни странно,
«Resurrect». Вот вы подбежали к
товарищу, прежде чем недруги
уничтожили его труп, и врубили
оживляющую волну, но… великой
пользы не будет. Во-первых,
возрожденный отнимает четыре
единицы маны. Во-вторых, едва вы
умрете, бывший покойник начнет
истекать кровью и быстро уплывет в
царство Аида, если кто-нибудь не «отремонтирует»
бренное тело. Интересная задумка? О
да. Практичная? Нет, слишком
стремительна и нелепа гибель
одноликих солдатиков, чтобы
изображать мать Терезу. Самому бы
уцелеть, не став скучающим зрителем!
Впрочем, судя по перечню серверов,
тоска никому не грозит. Числа
«0/16» в квадратных скобках —
приговор. В Gold-клубе жизнь теплится,
однако десяток матчей на весь
Интернет иначе как провалом не
назовешь. На этом фоне отсутствие
вменяемых настроек выделенного
сервера и сырая концепция «Party»
(вы сколачиваете группу
единомышленников, подключаетесь и…
оказываетесь по разные стороны
баррикад) — сущая ерунда.
Три фатальные ошибки
Работая над Shadowrun, FASA
трижды упустила жар-птицу. Получив
в полное распоряжение известную
вселенную, студия не сделала
ролевую игру, хотя на Xbox 360
приличные RPG — большая редкость.
Загнав себя в рамки шутера, она
могла превратить промах в
блокбастер, поставив на лихой сюжет
и яркое действие. Наконец, ее мог бы
выручить вдумчивый подход к
мультиплееру, благо, в жанре немало
примеров для подражания.
Обидно. Не за глупую FASA Studio — за Shadowrun.
370 Прочтений • [Рецензия на игру Shadowrun] [21.04.2012] [Комментариев: 0]