Создатели градостроительных
симуляторов сегодня предпочитают
два проверенных пути. В первом
случае справедлива поговорка «все
дороги ведут в Рим». Простенькая Glory
of the Roman Empire, новаторская CivCity:
Rome и серия Caesar
следуют ей буквально. Аналогичные
творения «окучивают» другие,
не менее популярные древние
цивилизации. На противоположном
фланге периодически возникают
попытки смоделировать современную
урбанистическую реальность и даже
заглянуть в будущее.
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.7 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2.1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 2.1 Гб на винчестере
В свободных нишах аккуратно
разместились идеологические
противники. Предельно реалистичная SimCity 4 и ее транспортный
аддон Rush Hour — верх
сложности в жанре. Tycoon City: New York
— легкомысленный красавец со
сногсшибательной внешностью. City
Life в третьем поколении изучает
непростые взаимоотношения
социальных групп. На этом фоне
винегрет под названием «новая SimCity
от разработчиков Caesar 4»
настораживал с самого анонса.
Конфетка для диктатора
Смена команды вызвала
радикальное изменение курса и
шквальную критику виртуальных
градоначальников. Ведь их
пожелания отличались небывалой
скромностью и обычно сводились к
улучшению графики четвертой части.
Геймплея хватило бы еще на
несколько потомков, но вмешался
издатель. По неизвестной причине
возрастная планка снизилась до
«7+» по классификации PEGI (забегая
вперед — можно было начать и с
«3+»).
Мода прикручивать к месту и не к
месту оригинальную концепцию не
миновала и SimCity Societies.
Возиться с планированием,
рассчитывая каждую мелочь, кому-то
в Tilted Mill показалось убийственно
скучным. Куда интереснее
изображать колоритного правителя.
Для этой занимательной цели
созданы восемь типов городов, не
считая стандартного варианта и
сотканного из случайно
перемешанных стилей. Разброс — от
волшебных поселений до вершин
прогресса (подробнее о них чуть
ниже).
Принципиально новый ресурс — так
называемая социальная энергия
шести видов, вырабатываемая и
поглощаемая подведомственными
постройками. Законопослушность1
(authority) отражает степень влияния
административных органов. За
промышленное развитие отвечает
производительность (productivity).
Процветание (prosperity) генерируют
разные структуры, от
нефтеперерабатывающих заводов до
парков с фонтанами. Театры и музеи в
больших количествах потребляют
творчество (creativity), а школы искусств
его, наоборот, вырабатывают.
Духовность (spirituality) — нечто с
необъяснимой логикой. Некоторые
церкви, соборы и миссии ее дают,
другие отбирают. Образовательные
учреждения, институты и
лаборатории — как правило,
источники знаний (knowledge),
высокотехнологичные производства —
потребители.
Примитивное балансирование на
притоке и оттоке упомянутых
энергий и является смыслом игры.
Будущие тираны и сатрапы
вкладываются в контроль и
пропаганду, стараясь выдержать
надлежащую обстановку. Пацифисты и
творческие натуры резвятся в
карнавально-утопических
декорациях, бизнесмены возводят
деловые комплексы, и т. д. Народ
живет где позволено, из-за «железного
занавеса» в благополучные края
не бежит. Политики здесь нет, но
вездесущая политкорректность не
забыта. При тоталитарном строе, как
ни крутись, жизнерадостной
картинки не будет.
Цветные кубики
Затраты на содержание строений и
зарплату отсутствуют, о налогах и
коммунальной инфраструктуре в
местной мэрии отродясь не слышали,
залезать в кошелек надо только ради
свежих приобретений. Гораздо проще
набить казну до отказа, нежели
разориться. Соседние поселки не
рискнули выбраться из SC4,
объединение сохраненных эпизодов —
несбыточная мечта. После этого
почти не раздражают дороги, по
старинке прокладываемые строго под
прямым углом. А в Caesar 4 уже
был шаг в 45 градусов… Правда,
размышлять-то не над чем, остается
сосредоточиться на красоте.
Всего авторы запасли около
трехсот сооружений, большинство из
которых выступает в обеих
ипостасях. Например, отдельный офис
приносит 25 единиц процветания, но
отнимает 10 производительности. По
обыкновению на старте доступно не
все; исключение — свободный режим,
хотя он тоже изначально лишен
призовых зданий. И даже без них
предложенный комплект поражает
архитектурной мешаниной.
Впрочем, для особо одаренных
сделан фильтр по избранной
стилистике. Им стоит пользоваться,
если вы чувствуете стремление
создать что-то законченное и не
режущее глаз. Тогда могут
получиться невероятно красивые
кварталы, более достоверные, чем в City
Life, но далекие от уникальной
атмосферы настоящего мегаполиса в TCNY.
Замаскировать промахи легко, благо,
декоративных насаждений и других
украшений тут в избытке.
Электростанции, банки,
полицейские участки и прочее,
необходимое при всяком укладе,
кочует по спискам. Дополнительная
сортировка не слишком удобна,
однако худо-бедно справляется со
своей задачей, позволяя выудить
оптимальное решение по расходам,
доходам, стоимости и
вместительности.
У многих зданий есть особые
функции, активируемые с
определенными перерывами. Пожарные
быстрее тушат возгорания,
специалисты по контролю
общественности повышают уровень
счастья, и т. д. Заодно сохранена
старая добрая традиция —
возможность переименовать любой
дом или горожанина. Конечно, не
обошлось без панели с кучей
специальных подразделов,
отображающих текущее положение.
Нужда в этих сведениях та же, что и в TCNY, — нулевая. Вполне
реально успешно заселить полкарты
15-20 тысячами человек и ни разу туда
не посмотреть.
Три игровых режима поделены на
столько же уровней сложности.
Наряду с регулировкой скорости и
произвольной частотой кризисов и
происшествий можно либо загнать
себя в постоянный цейтнот, либо
вольготно развиваться, не забивая
голову денежными проблемами. Карты
небольшие, но предоставляют выбор
климатической зоны, соотношения
воды и суши, перепада высот,
растительности и т. п. Перемещение
ползунков вызывает очередную
случайную генерацию территории;
сделать подходящий ландшафт
вручную нельзя.
Кампании, редактора и сценариев
нет (суета все это…), зато есть
целая панель с перечнем достижений.
Специализированные заслуги вроде
финансового благосостояния и
объема выработки по всем ключевым
параметрам вознаграждаются
медалями, за нетривиальные подвиги
положены роскошные кубки и доступ к
бонусным сооружениям. Поначалу
перечисленные требования кажутся
фантастикой (к примеру, претендент
на звание олигарха должен довести
численность населения до 17500, а
потребление процветания — до 750). На
деле же почти каждый разросшийся
город непременно обзаведется какой-нибудь
почетной цацкой — итоговые
параметры банально зависят от
количества подданных и растут
вместе с ним.
Чужие миры
Глобальные катаклизмы — по-прежнему
забава для игрока и обязанность
рецензента. Набор, правда, невелик,
и к тому же мне пришлось
поразмыслить, кого бы подставить
под удар. Цветущие Симки —
карамельная сказка. Наблюдение за
безмятежной деревенькой радует
сердце и дает тройную нагрузку на
зрение. Один яркий квартал по
приторности заменяет килограмм
конфет. Гордость жителей — школа
клоунов, кондитерская лавка, домики
на деревьях, игрушечный замок и
пышные клумбы повсюду. Нет, Симки
жалко.
Утопающий в зелени Симакадем — рай
для ученых и студентов. Футбольное
поле соседствует с обсерваторией,
научные центры сверкают под
солнечными лучами, а на тенистых
дорожках частенько мелькают
велосипедисты (даже белые халаты не
снимают, лентяи). Разрушать нечего —
сплошные сады, коттеджи да детские
площадки. Пускай познают
экстремальные природные явления в
своих лабораториях.
Футуристический Симбаи,
раскинувшийся в жарких песках на
морском побережье, застроен
элегантными высотками. Над
дорогами пролетают серебристые
капсулы, вот-вот возведут стадион и
респектабельные корпоративные
небоскребы. По широким проспектам
снуют толпы офисных сотрудников,
которым решительно некогда
отвлекаться на катастрофы.
Симбракадабра, воплощение
архитектурного идиотизма, умерла
вскоре после рождения. На
экспериментально-эклектичное
смешение больно было смотреть, не
то что жить там. Посему под раздачу
попал Симополеон, рассадник
тоталитарных ужасов.
Мрачная антиутопия, напоминающая
советскую эпоху в худших ее
проявлениях, прямо-таки
напрашивается на неприятности.
Несомненное общее сходство с СССР
разнится в деталях. Излишне
пафосные министерства — глупая
пародия на сталинский ампир.
Вещание с огромных плазменных
экранов — дорогостоящий способ
промывания мозгов, ведь на крышах
нет куда более эффективных и
дешевых лозунгов из метровых букв.
Да и символика подкачала: на
знаменах намалеван
невыразительный намек на свастику,
среди обязательных звезд
попадаются и пяти-, и шестиконечные.
Приговор за несоответствие
историческим реалиям был
незамедлительно приведен в
исполнение. На уродца обрушился
метеоритный дождь, следом
подоспело землетрясение, и на
закуску — ураган. Граждане под
аккомпанемент разгулявшейся
стихии начали носиться по улицам с
продуктовыми тележками, невзирая
на ночную темноту. Что ж, им-то не
привыкать…
Города действительно отличаются
в зависимости от выбранного
общественного строя, их невозможно
спутать. Увы, это не спасло
страшноватую анимацию. Походка и
жестикуляция аборигенов выглядят
естественно только возле больниц и
травмпунктов, а единственный мужик,
чье передвижение смотрелось в меру
убедительно, шел на костылях.
Многие уличные сценки полны юмора,
но лучше отводить послушную
внешнюю камеру повыше и подальше.
По традиции, мы можем щелкнуть
мышкой на каком-нибудь туземце,
дабы услышать глас народа.
Информативности немного, как и в
бегущей внизу строке новостей. Зато
сценаристы подошли к делу с
понятным энтузиазмом. Не исключено,
что опрошенный житель через
считанные минуты отметится в этой
сводке, рассказав журналистам
душераздирающие подробности
Столкновения с Курсором. Или из
тюрьмы сбежит трехрукий грабитель,
у которого «особых примет нет».
Для ветеранов жанра заботливо
приготовлены вгоняющие в ступор
реплики вроде «Цезарь требует
вина!». К сожалению, шутки
повторяются, а перемешивание их с
нужными сведениями — удовольствие
на любителя.
* * *
SimCity Societies вслед за Tycoon
City: New York осваивает сугубо
детское направление: аркадное
действо, не имеющее ничего общего
со градостроительством. Само по
себе неплохое развлечение, оно
страдает одним существенным
недостатком: первое слово в
названии — крайне неудачный
маркетинговый ход. Если же не
ассоциировать SCS с
интеллектуально продвинутым
сериалом (кроме подзабытой SimTown),
то все встает на места. Еще одна
уютная песочница.
1
терминология взята из
официальной локализации
987 Прочтений • [Рецензия на игру SimCity Societies] [21.04.2012] [Комментариев: 0]