Очередную RTS от WorldForge я ждал без
особого энтузиазма. Симпатичная, но
в целом заурядная «Спарта»
не нашла ключик к моему сердцу, а
недоделанный аддон «Судьба
Эллады» окончательно убедил
в том, что «с улицы Лизюкова»
ничего путного не прилетит и не
прискачет. Как оказалось, это верно
лишь отчасти. Скептики заметят, что
«Золотую Орду»
уместнее называть «Спартой
Плюс» (настолько они похожи),
однако альтернативное мнение тоже
имеет право на существование. Разве
работа над ошибками обязана быть
оригинальной?
Четыре богатыря
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.8 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 4 Гб на винчестере
«Орда» расстраивает
еще до появления первой татаро-монгольской
стрелы. Мутные «движковые»
ролики выглядят отвратительно.
Неприспособленная для крупных
планов графика, рваная анимация,
ужасная режиссура… Если с деньгами
туго, не лучше ли было обойтись
текстовым брифингом?
А ведь рассказать есть о чем. Игра
переносит нас в жестокий XIII век. На
Русь надвигаются полчища
кочевников. Кто спасет западную
цивилизацию от тотального
уничтожения? Конечно, герои,
реальные исторические персонажи. Евпатий
Коловрат — рязанский боярин,
который с крошечным отрядом
осмелился бросить вызов
неисчислимому войску Батыя и погиб. Юрий Всеволодович — великий
князь владимирский, основатель
легендарного Китеж-града,
впоследствии причисленный к лику
святых — обезглавлен захватчиками. Юрий
Ингваревич — князь и полководец —
убит в бою за Рязань. Александр
Невский…
Александр Невский? Именно. С
татарами он, правда, не воевал, но
врагам хорошо известен его
свирепый нрав и фирменный «перк»,
позволяющий неожиданно растопить
лед под ногами. Не стоит
воспринимать «Орду»
как учебник по истории. Это «классическая»
RTS со строительством, вырубкой леса,
штамповкой юнитов,
сверхспособностями и прочими
условностями. Три короткие,
насыщенные событиями кампании
предлагают массу развлечений. Вам
что ближе: борьба с ордынцами или
разорение русских земель? А может,
желаете пройти путь от рядового
рыцаря до магистра Тевтонского
ордена? Миссии редко сводятся к «построй
базу и перебей несогласных».
Вместо давно надоевшей формулы —
простенькая squad-based тактика с
элементами RPG. Взять, к примеру,
добычу полезных ископаемых. Помимо
привычного металла и дерева, мысли
игрока занимает более важный
ресурс — оружие. В «Спарте»
мы воровали чужие луки и ножики
экономии ради, в «Орде»
же часто оказывается, что трофеи —
единственная возможность создать
боеспособную армию.
Наконец-то нам разрешили «переодевать»
воинов. Прирезал недруга,
позаимствовал его меч, продолжил
геройствовать. Исчезло врожденное
разделение на «хиляков», «середняков»
и «тяжеловесов» (только
крестоносцы фильтруют рекрутов).
Помахать красивым палашом согласен
любой крестьянин; побывав в битве и
пролив первую кровь, он станет
специалистом — стрелком, мечником
или копейщиком, в зависимости от
того, что было в руках.
Профессиональный рост на этом не
заканчивается. Чем толще пачка
скальпов за пазухой, тем длиннее
полоска здоровья, сильнее удар и
больше ценных умений. Бывалый
лучник видит дальше и лихо прячется
в траве, богатырь мастерски врачует
раны и т. п. У представителей разных
«рас» — разные таланты. Кому-то
милее монгольские прыжки на голову
сопернику и магические шаманские
метаморфозы, а мне по вкусу
приемчики рогачей-тевтонцев.
Укрывшись за огромным щитом, можно
идти в атаку, не опасаясь вражеских
стрел.
Поводов для резни хватает.
Задания стандартные, но сделаны
добротно и не дают заскучать. «Зачистка»
территории, ловля ведьм, смущающих
умы местных жителей (убивать
мерзких старушенций строго
запрещено), оборона высоты,
разведка, спасение пленного…
Впрочем, баталии с участием тысяч
ратников происходят лишь в нашем
разбушевавшемся воображении.
Непобедимую орду символизирует
кучка всадников во главе с ханом, а
основную часть «ЗО»
составляют «величественные»
сражения 10 на 10 человек.
Жилые дома тут не строят,
новобранцами снабжают
разбросанные по местности
деревушки. Захватить их нетрудно, а
вот удержать… Жульничающий AI не
брезгует принимать подкрепления из-за
границы карты и обожает трепать
нервы. Разбивать отряд на несколько
нерационально, и два-три
равноудаленных от базы поселения
быстро становятся головной болью.
Следующее по важности «нейтральное»
здание — конюшня. «Спарта»
и «Орда» — редкие RTS, в
которых витязь и его конь живут
раздельно; в любой момент можно
сесть в седло (боевые параметры при
этом вырастут), спешиться или
позорно упасть в грязь, получив
турнирным копьем в пузо.
Разработчики подумали и о том, что
не все виды оружия удобно
использовать верхом. Я одного не
пойму: почему знаменосец до смерти
боится лошадей? Да, флаг занимает
обе руки, но, наверное, стоило
сделать исключение.
Засадный полк
Множество незаметных
невнимательному взгляду мелочей
влияют на тактику. Ветер меняет
траекторию полета стрел, лед трещит
и ломается, не выдерживая веса
тяжелой пехоты, огонь пожирает
здания, отваливающиеся доски
обязательно наставят шишек
приплясывающим вокруг мародерам. В
одиночной игре главным приемом
полководца остается засада.
Закрепленная на очень низком
уровне планка юнитов не позволяет
задавить массой, поэтому половина
дармоедов постоянно сидит в
защитных башнях, пока герой с
телохранителями бегает по лесам.
Встретившись с врагом, проще
отступить и уже дома, под
прикрытием стрелков, разобраться с
ним.
На детскую уловку клюют почти все.
Провести за собой «хвост»
бешеных татаро-монголов через
полкарты — сущий пустяк. Легкие
победы над превосходящим
противником помогают
почувствовать собственное величие,
но, право же, программисты могли бы
подарить компьютеру каплю рассудка
и здравого смысла. Не выносите
микроменеджмент? Значит, «Орда»
не для вас. Гибель нескольких
опытных бойцов способна отдалить
триумф на добрые полчаса. Храбрые
русичи укроются в ближайшем окопе,
а что прикажете делать кочевникам,
у которых даже казарма на колесах?
«Фракции» ощутимо
различаются. Крестоносцы тяготеют
к мощной броне и дорогущим каменным
стенам из дерева (судя по
затраченным ресурсам), монголы
привлекают передвижными «сараями»,
хотя наши соотечественники
отличились сильнее всего. Никакой
самодеятельности — на все про все
есть один терем-«townhall» да пять
ячеек, кои следует заполнить
избушками, попутно порадовавшись
тому, что авторы знакомы с Kohan 2.
Бревенчатые срубы с церковными «луковками»
и развевающимися флажками умиляют,
а особенно хорош частокол,
поднимающийся по периметру города.
Чтобы создать нечто подобное при
игре за европейцев, придется
попотеть — башни так и норовят
повернуться неправильной стороной.
Строительных опций вообще очень
мало, не сравнить со Stronghold
или «Осадой».
Преемственность «Спарты»
и «Орды» очевидна,
однако в Древней Греции возведение
гранитных бастионов действительно
было не к месту.
Штурмовать укрепления без
спецсредств непросто. И чем дальше
на восток, тем диковиннее
устройства. Фантасмагорического
вида стенобитные машины, ползающие
башни, пушки с бамбуковыми дулами…
Жаль, выглядит внушительно лишь на
бумаге. Посмотрите на чересчур
яркие доспехи, чересчур аккуратные
домики, чересчур добродушных
медведей в лесу — «мультяшный»
стиль перекочевал прямиком из «Спарты».
Достоинство это или недостаток,
каждый решает сам. В конце концов,
существует более объективная
причина для волнений. Проклятье
современных RTS, известное под
именем «Ну почему все так близко???»,
не миновало «Орду».
Порой хочется взмыть под облака и
орлиным взором окинуть общую
картину боя… да нельзя.
Как нельзя и написать рецензию на
российский проект, не упомянув о ее
многочисленных ошибках. Не
желающие открываться ворота, бойцы,
проходящие сквозь стены и
застревающие друг в друге,
неоптимизированный pathfinding,
графические огрехи вроде висящего
в воздухе огня… Неприятный сюрприз
преподнес и мультиплеер. Четыре
карты и отсутствующие интернет-матчи
— несерьезно.
Не для «спартсменов»
«Орда» рассчитана
не на фанатов «Спарты»,
а на тех, кто ее в глаза не видел. В
этом случае вы получите полное
удовольствие от «ноу-хау»,
опробованных в предыдущем творении
WorldForge, но только здесь доведенных
до ума. Разработчики идут к идеалу
малюсенькими шажками. Сначала
поправили и разнообразили геймплей,
глядишь, доберутся до озвучки,
межуровневых роликов и прочей «ерунды».
Поставлю вопрос ребром: сколько лет
нам еще ждать?
P.S. Не ищите на диске
руководство пользователя. В «наших»
лучших традициях оно выложено на официальном
сайте.
1092 Прочтений • [Рецензия на игру Golden Horde, The] [21.04.2012] [Комментариев: 0]