Ситуация, которая сложилась
вокруг value-шутера «Правда о
девятой роте», невольно
напоминает об еще одном уродце
отечественной индустрии — «АЛЬФЕ:
антитеррор». Знакомые
отговорки в духе «у нас не игра, а
реконструкция» («АЛЬФУ»
разработчики нарекли «симулятором»),
искусственно завышенная сложность,
взывания к патриотизму, обещания
показать, как все было на самом деле…
«Тебе не нравится „Правда“?
Может, ты и Родину не любишь?» В
свете последних новостей
такая постановка вопроса кажется
логичной.
Антибондарчук
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.5 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 1.5 Гб на винчестере
Задумка по-своему хороша. Дмитрий
«Goblin» Пучков (автор
популярных в народе «смешных
переводов») и Андрей «KranK»
Кузьмин («папа» гениальных
«Вангеров» и «Периметра»)
посмотрели российский боевик «9
рота» и поняли, что режиссерское
видение знаменитого сражения за
высоту 3234 имеет очень слабое
отношение к событиям
двадцатилетней давности. 7 января
1988 года в 16:30 отряды душманов,
положившись на многократное
численное превосходство, атаковали
укрепленные позиции 9-й роты 345-го
отдельного гвардейского парашютно-десантного
полка. Неравный бой продолжался всю
ночь, лишь под утро к десантникам
пробрался разведвзвод и
совместными усилиями противник был
отброшен. В фильме высшее
командование оставило «девятку»
умирать, в реальности из 39 человек,
участвовавших в обороне, погибло
шестеро.
Развеивать мифы художественного
кинематографа посредством
компьютерных игр — сомнительное
занятие. Разработку вела
безвестная студия Extreme Developers из
городка Миасс в Челябинской
области, что недвусмысленно
намекает на мизерный бюджет. Один
взгляд на экран подтверждает
худшие подозрения. Говорить о том,
что по части графики «Правда»
далека от Crysis и Call of Duty
4, безнравственно; временами
она уступает даже Terrorist Takedown
и «Бойцу СОБР». Теней
нет, лицевой анимации нет, физики
нет… В качестве «компенсации»
— угловатые модели, спрайтовые
кусты и сдобренные любопытным 3D-эффектом
зарисовки вместо живого видео.
Впрочем, «обертка» — дело
десятое. Главное — играть
неинтересно, а порой и вовсе
неприятно. «Правда»
порублена на крошечные кусочки,
позволяющие отыграть роль
некоторых бойцов 9-й роты. Первым
героем Джирданского хребта стал
младший сержант Александров,
прикрывавший отход товарищей и
заплативший за это жизнью. Нам
предстоит повторить его подвиг:
прильнув к оптике
крупнокалиберного пулемета,
сдерживать «духов». Затем —
корректировка артиллерии, ночная
баталия, когда нельзя отличить
фигуру врага от чахлой
высокогорной елки, снайперские
перестрелки. Бывает, что мы
поочередно наблюдаем одни и те же
события глазами нескольких
десантников. Сначала бегаем по
позициям, увеличивая плотность
огня на опасном участке, затем от
лица старшего лейтенанта Ткачева
координируем действия подчиненных,
отстреливаем бородатых гадов из СВД и,
наконец, лежим в обнимку с РПК на
переднем рубеже обороны.
От игры-реконструкции ждешь
реализма. Как выяснилось — зря,
ничего такого в «Правде»
нет и в помине. Восстановление
здоровья помогает солдатам
выдерживать попадания из РПГ и без
последствий для организма
усваивать свинец. Картинка на
мониторе покраснела? Срочно
падайте в снег, короткая передышка
даст ранам затянуться. В конце
второй миссии «аркадометр»
зашкаливает — игрок козлом скачет
вокруг огневой точки, выкашивая
тонны прущего отовсюду «мяса».
От расположившихся в метре коллег
ни пользы, ни вреда, убить персонажа
почти невозможно, но если немытая
злодейская нога ступает на вершину,
мы начинаем все заново (сохранение
тут исключительно на «чекпойнтах»).
А потом еще и еще раз — до тех пор,
пока назубок не выучим места
появления врагов; примитивный AI не
любит оригинальничать и полагается
на скрипты.
«Правда» постоянно
падает до уровня тупого тира.
Десантник-терминатор устраивается
на утесе и равнодушно щелкает
ползающих по склонам «тараканов».
Гранаты не нужны, осветительные
ракеты — тоже. Дабы жизнь не
казалась медом, отключите крестик
прицела. Знатоков Operation Flashpoint
подобная мелочь не смутит, но
новичкам будет несладко.
Воспринимать игру как
интерактивный фильм не удается.
Очень мало внимания уделено
деталям, чересчур картонными и
незапоминающимися получились
типажи. Лишь актеры озвучки сполна
отработали свой хлеб. «Ваня, Ваня,
ты только скажи куда, я положу тебе,
скажи только куда, слышишь, Ваня»,
— сквозь хрипы и радиопомехи
прорывается искренняя боль и
желание поддержать наводчика.
Однако стоит взглянуть на безликих
манекенов, изображающих наших
сослуживцев, переварить полкило
пуль и срезать очередью компанию
безмозглых клоунов, и иллюзия
исчезает. Благими намерениями
вымощена дорога в ад. Халтура
всегда остается халтурой, будь она
про вездесущую американскую «Дельту»,
российский спецназ или героев
афганской войны.
Единственное светлое пятно —
справочный блок. Вряд ли его можно
назвать энциклопедией. Это, скорее,
мнение одного человека о далеко не
самом радужном и спокойном периоде
истории. Статьи читаются легко,
хотя когда доходит до «больной
мозоли», агрессия «старшего
уполномоченного» и его соратников прет из каждой
строчки. «Дебилы и дегенераты
из числа советской интеллигенции»,
«для тех, чьи мозги забиты
помоями», «стараниями
невежественных интеллектуалов»
— нехорошо вырывать цитаты из
контекста, но, думаю, стилистика
текстов понятна. Вылавливать из
пропагандистского болота крохи
объективной информации непросто.
Особенно не хватает
видеоматериалов и вынесенных в
отдельный раздел «сухих»
статистических данных, которые
помогли бы составить всестороннее
представление о войне и конкретном
сражении. Зато проект успели
выложить на прилавки аккурат к 15
февраля (годовщина вывода войск из
Афганистана), удачно попав в
предпраздничную патриотическую
струю. У нас тут поиски правды или
банальная гонка за «баблом» и
красивыми числами?..
Правда о «Правде»
«Правда» — короткая
и плохая игра. Этот прискорбный
факт никак не связан с идеологией,
политикой и подвигом, совершенным
не полумифическими «300
спартанцами», а реальными людьми,
нашими соотечественниками. Тем,
кого интересует история советско-афганской
войны, гораздо полезнее будет
прочитать пару серьезных книг. Если
же для вас важна именно точка
зрения Дмитрия Пучкова,
разумнее дождаться одноименного
документального фильма и не
портить себе настроение копеечным
клоном Terrorist Takedown.
867 Прочтений • [Рецензия на игру Правда о девятой роте] [21.04.2012] [Комментариев: 0]