За семь лет, прошедших после
выхода Europa Universalis, Paradox
Interactive выбилась в лидеры рынка
глобальных стратегий. Выпустив «линейку»
по Средневековью, Новому времени,
эпохе промышленной революции и
Второй мировой, шведская студия
принялась шлифовать ее с помощью
аддонов. Кто-то называл это
эволюцией, другие говорили о застое.
Однако в нынешнем году Paradox
опомнилась и впервые с 2004-го
порадовала по-настоящему
оригинальным творением.
SPQR
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon X2 2.5 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.2 Гб на винчестере
Europa Universalis: Rome очень
похожа на Europa Universalis 3.
Конечно, речь идет о концепции. Их
разделяют полтора тысячелетия, но
задачи схожи: «собирание земель»
и создание централизованной
державы. В масштабах EU
удельные княжества и города-государства
— почти одно и то же. Поэтому в Paradox не придумывали правила с нуля, а
адаптировали механику EU 3. Если
вы знакомы с их предыдущим проектом,
то разберетесь в Rome за
полчаса.
Впрочем, даже новички вникнут в
нее за день-два, и, к счастью, не
будут напуганы графикой. До Rome:
Total War далеко, но это ощутимый
шаг вперед. Оформленный в
древнеримском стиле интерфейс
опрятнее и удобнее. Информация
всегда под рукой — авторы по-прежнему
не скупятся на тематические
фильтры для карт, сводные таблицы и
напоминания о важных событиях.
К сожалению, не везде хватает
автоматизации. Сильно пострадала
торговля: вместо отправки купцов на
крупные ярмарки (как в EU 3)
теперь необходимо налаживать связи
между провинциями (как в Civilization).
Следить за маршрутами караванов в
растущей империи становится
труднее, и эффективность экономики
падает. Опыт Hearts of Iron 2: Doomsday
и Europa Universalis 3: Napoleon's Ambition
подсказывает, что от этой напасти
нас избавит аддон.
В любом случае, EU: Rome — не
царство микроменеджмента.
Руководство стало проще, некоторые
возможности вовсе исчезли. Игрок
больше не настраивает внутреннюю
политику, двигая «ползунки».
Ему неподвластны статьи бюджета,
кроме выплаты жалования солдатам и
матросам. Наука не требует субсидий.
Чтобы иноверцы начали молиться
вашим богам, не нужно посылать
проповедников.
Изменения передают дух более
примитивной эпохи, но у них есть и
иная цель. Готовясь к выходу Majesty
2, Paradox осваивает приемы
непрямого управления. В основном
здесь не отдают четкие приказы, а
расставляют приоритеты и «смазывают
узлы» прогресса. EU: Rome
превосходно «летит на автопилоте»,
пока электронные человечки не
влипнут в неприятности, или вы не
вздумаете сменить курс. На мой
взгляд, глобальные стратегии
должны быть именно такими;
принимать ключевые решения
интереснее, чем копаться в деталях.
5 лет назад чрезмерная
тяжеловесность уже сгубила
перспективный «римский»
проект этого же жанра — Pax Romana.
Чаще всего вы будете
воздействовать на античное
общество с помощью религии. «Заказывая»
пророчества, игрок получает
благословения или проклятия, т.е.
бонусы и штрафы в разных сферах. На
успешное толкование знамений
влияет количество возведенных
храмов. Жрецам поручили и
восстановление стабильности: дабы
вернуть расположение небожителей,
они требуют немалых трат на
жертвенный скот.
Еще один способ указать стране
нужную дорогу — «национальные
идеи». Система из EU 3
полностью переработана. Во-первых,
выбор НИ растет вместе с
технологиями (на старте доступно 8
из 40). Во-вторых, число и тип ячеек, в
которые вставляются «идеи»,
зависит от структуры власти. Хотите
превратить республику в диктатуру
и «заработать» лишний слот?
Придется создать определенные
условия — в EU: Rome нет кнопки
«устроить переворот».
Жизнь замечательных патрициев
Впрочем, более важное отличие от Europa
Universalis 3 — взаимодействие
персонажей, заимствованное из Crusader
Kings. Заглянув на «биржу труда»,
вы увидите список скучающих
аристократов. В личных делах
изложены их умения в качестве
генералов, послов, губернаторов или
ученых. Оценив таланты, людей
следует усадить на соответствующие
посты.
Однако возня с чиновниками — не
просто жонглирование цифрами.
Помимо профессиональных
характеристик, у каждого есть
изменчивые показатели «популярности»
и «верности». Они сулят
проблемы всех сортов: от избрания
консулами раскрученных бездарей и
предательства губернаторов,
готовых перебежать к щедрому
повелителю, до масштабных
гражданских войн. Конечно, EU:R
далеко до феодальных головоломок Crusader
Kings: Deus Vult. Внимательный
правитель различит сгущающиеся
тучи задолго до того, как грянет
гром, и заранее примет меры. Правда,
искусственный интеллект не так
прозорлив, поэтому владения
соседей нередко сгнивают изнутри и
распадаются.
«Роль личности» используют
на полную катушку лишь поклонники
RPG-подхода, предпочитающие не
эффективные, а жизненные действия.
Биографии, ведущиеся в закладках
персонажей, станут хорошим
подспорьем в распространенном
фанатском творчестве — написании
рассказов по мотивам таких партий.
Карфаген должен быть разрушен
Несмотря на небольшие
погрешности, Europa Universalis: Rome
— достойная игра. Жаль, что ей
недостает размаха: EU 3
охватывала почти весь земной шар, а
тут нас «ужали» до Европы,
Ближнего Востока и Северной Африки.
Поначалу кажется, что предложенные
пять десятков племен и государств —
это много. На самом деле яркие
воспоминания оставят только 5-6
кампаний.
Очевидно, что «титульным»
прохождением, богатым на
политические интриги и эпические
сражения, станет путь от зарождения
Римской империи до пика ее
могущества. Номера легионов,
охраняющих границы от бесконечных
орд варваров, надолго врежутся в
память. Затем можно устроить
противостояние между Цезарем
и Помпеем, попытаться выжить
в роли греческого и галльского «карлика»
из 1-2 провинций или сесть на трон
экзотической окраинной державы (например,
Армении)… Но число по-настоящему
разных стран не так уж велико.
Объединив Элладу в кампании за
Спарту, нет смысла браться за Афины
— вы не откроете для себя
практически ничего нового.
* * *
Europa Universalis: Rome вряд ли
займет вас больше чем на пару
недель, зато наверняка подтолкнет к
глубокому изучению античной
истории. Этим она и привлекательна.
456 Прочтений • [Рецензия на игру Europa Universalis: Rome] [21.04.2012] [Комментариев: 0]