«Кавалерийская» RPG Mount &
Blade — игра с любопытной
историей. Как и многие другие
независимые разработчики, супруги Явуз
(Yavuz) не прятали ее от публики —
открытое тестирование началось еще
в 2005 году. Подогревая интерес
регулярными обновлениями, турки
поставили на ноги фанатское
сообщество. В ответ поклонники
организовали мощную «обратную
связь» и выпустили десятки
модификаций.
Системные требования
Pentium III 750 МГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 750 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 750 Мб на винчестере
Бета распространялась по условно-бесплатной
модели. Пользователи, довольные
качеством «пробника»,
поддерживали сырой проект твердой
валютой. За свои деньги они
получали не только текущий, но и все
последующие релизы, включая полную
версию. Риск был оправдан — «ранние
пташки» здорово сэкономили. Уже
купившим Mount & Blade не
нужны рецензии, так что я не буду
описывать отличия v0.960 и v1.0. Эта
статья — для тех, кто долго
запрягает.
Сухопутные корсары
Создавая внешность аватара и
проходя тест, который влияет на его
базовые характеристики, Mount &
Blade нетрудно принять за
дешевую копию Oblivion. На
самом деле она имеет мало общего с
обычными RPG. Более уместна аналогия
с культовой Pirates! и «Корсарами».
TaleWorlds перенесла шедевр Сида
Мейера (Sid Meier) на сушу, подчистую
скопировав кое-какие детали
предшественницы.
Выдуманный мир Кальрадия похож на
настоящее Средневековье — здесь нет
«избранных», Древнего Зла,
орков и магии. Карту делят пять
королевств, списанных со
Скандинавии, стран Западной и Южной
Европы, Монголии и Руси.
Путешествующий со свитой игрок —
всего лишь один из винтиков
сложного механизма. Вокруг кипит
жизнь. Феодалы объезжают владения,
наносят визиты к соседям, осаждают
замки. Между городами и поселками
снуют крестьяне и купцы, а
дезертиры и разбойники охотятся за
их кошельками.
Уникальные персонажи бессмертны.
Попав в плен после поражения, они
рано или поздно вырываются на волю —
круговорот событий бесконечен. Эта
«поблажка» совсем не
раздражает. Вскоре вы станете
узнавать ключевых NPC в лицо,
вспоминая, как спасли их от
неприятеля или дрались на турнирах.
В покоях лордов, тавернах,
конторах гильдий и домах
деревенских старост выдают
поручения разных сортов: убить
неугодного человека, доставить
письмо, перегнать скот, собрать
налоги, добыть информацию от
лазутчика, защитить честь дамы,
освободить село от бандитов и так
далее. К сожалению, за все квесты
отвечает генератор случайных чисел
— со временем однотипные просьбы
набивают оскомину.
Устали исполнять чужие капризы?
Займитесь коммерцией! В M&B
не надо ломать голову, изучая
таблицы с ценами, — соответствующее
умение подскажет прибыльный
маршрут. Спросом пользуются и
специи, и рабы, захваченные на поле
брани. Даже тот, кто не планирует
зарабатывать торговлей, должен
заходить на рынок за провиантом —
воевать лучше на сытый желудок.
Если не прельщает доля простых
наемников, поступите на службу к
одному из властителей, докажите
верность в битвах и получите надел.
Любители острых ощущений могут
свергнуть какого-нибудь короля,
посадив на трон обиженного
наследника. Постепенно земли будут
разрастаться, хотя от недвижимости
больше мороки, чем выгоды. Вложив в
ее оборону и развитие уйму труда и
динаров, вы добьетесь смехотворной
награды.
Клинком и копытом
Какой бы путь вы ни выбрали, вас
ждут бесчисленные схватки с
участием конницы. После нелепых
попыток раскрыть в Two Worlds и
«Трудно быть богом»
эту тему M&B — откровение.
Сразу чувствуется, что герой
оседлал лошадь, а не мотоцикл с
гривой и хвостом. Однако понять
особенности управления и
привыкнуть к ним очень легко.
Непривычная для RPG мобильность
дарит ворох новых приемов: можно
проскакать мимо жертвы и срубить ее
саблей за счет бонуса за разгон;
навести копье и снести противника
сокрушительным таранным ударом;
стрелять из лука, выдерживая
дистанцию; наконец, просто
затоптать беднягу. Когда кавалерия
есть у обеих сторон, сражения
превращаются в безумную карусель.
Несмотря на устаревшую графику,
баталии выглядят впечатляюще.
При этом Mount & Blade не
скатывается до глупого экшена.
Система фехтования достаточно
сложна — игрок задает направление
атаки и ее тип (колющая или рубящая),
парирует ответные выпады или
блокирует их щитом. Хорошая реакция
поможет резво отбивать нападения и
ловить оппонента на ошибках.
Конечно, с дюжиной не сладит и самый
проворный воин, а в битвах порой
участвуют до 100 человек. Если вы не
хотите прыгать в кусты от любого
шороха, без солидной армии не
обойтись.
Размер отряда зависит от славы,
растущей благодаря победам над
серьезными противниками. Однажды
вы перестанете нанимать всех
подряд и начнете искать баланс
между стрелками, мечниками,
копейщиками и всадниками, подбирая
нужных солдат из богатого
ассортимента пяти королевств и
нейтральных группировок. В Mount
& Blade проскальзывают задатки
стратегии — командир руководит
подчиненными, отдавая приказы
вроде «Пехота и лучники, держать
эту позицию! Конница, за мной!».
Помимо безымянных бойцов, есть NPC,
которых разрешено «прокачивать»
и экипировать наравне с героем. У
каждого из них свои взгляды на
жизнь и весомый повод отправиться
на поиски приключений. Собрать
вообще всех спутников нельзя —
слишком уж склочная публика.
Впрочем, некоторые становятся
закадычными друзьями, подавая
пример коллегам.
Устаревшая школа
В общем, увлекательная игра.
Казалось бы, в ней можно утонуть на
долгие месяцы, забыв о прочих
развлечениях… Однако TaleWorlds
угодила в классическую ловушку,
угрожающую проектам с открытым
геймплеем. Чтобы пройти все дороги
и сразиться со всеми врагами, надо
не так уж много времени. Хотя
случайные квесты создаются по
десяткам шаблонов, повторы
неизбежно наскучивают.
Самое мудрое решение проблемы
знакомо по римейку Pirates!,
«Космическим рейнджерам»
и «Корсарам»: авторы
должны иногда подбрасывать
обязательные задания и напоминать
о финальной миссии. Это мало
ограничит «вольницу» (без
приработков не накопишь на
приличное снаряжение), зато игрок
получит нормальные поручения,
придуманные дизайнерами и
сценаристами, а не компьютером.
Судя по диалогам и описательным
текстам, разработчики прекрасно
справились бы с сюжетной линией (или
даже несколькими). К несчастью, они
пренебрегли рецептом. Внятное
повествование заменяют полная
свобода и кнопка «отойти от дел»,
за которой скрыта таблица очков и
очерк о дальнейшей судьбе героя.
* * *
Людей, способных день за днем
бродить по выученным наизусть
тропам, не напугать бесцельной «песочницей».
Для остальных Mount & Blade
станет яркой вспышкой — осветит,
согреет и быстро погаснет.
1197 Прочтений • [Рецензия на игру Mount & Blade] [21.04.2012] [Комментариев: 0]