«Симулятор эволюции от самого Уилла
Райта» — безупречный слоган.
Получасовой ролик
с демонстрацией Spore на Е3
2006 года произвел неизгладимое
впечатление даже на тех, кому
ничего не говорило имя отца-основателя The Sims и SimCity.
Пристальное наблюдение за проектом
многим аукнулось неприятными
сюрпризами в долгожданной коробке
с игрой. Счастливые неофиты
радостно лепят уморительных
существ и скачут по зеленым лугам, а
знатоки разводят руками и мрачно
упоминают «рожки да ножки».
Микроб
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 5 Гб на винчестере
Нет сомнений, что аддоны сделают
свое дело, и Spore когда-нибудь вырастет в нечто
похожее на увиденное два года назад.
Пока же отложим претензии вроде «Куда
подевались подводные приключения?!»
и порадуемся локализации от «Софт
Клаба».
Судя по названию и анонсам,
очередное творение Maxis должно быть
исполнено наукообразия а-ля Evolution
и туго набито познавательными
материалами. В действительности
все гораздо проще (впрочем, в
подарочное «Галактическое
издание» вложен толковый
документальный фильм от National Geographic
Channel). Для затравки притянута
многострадальная теория
панспермии, пережившая за более чем
вековую историю всевозможные
взлеты и падения.
В далекой галактике юную планету
бомбардируют космические тела,
разносящие споры живучих
микроорганизмов. Разработчики не
пичкают нас современными научными
идеями, благоразумно пропуская
незначительные детали в
планетарной истории. Например,
вычеркнуты скучные миллионы лет,
когда мертвые океаны избавлялись
от избытка железа, постепенно
превращаясь в так называемый «первичный
суп». Именно в нем, полном жизни и
вкусной еды, начинается большой
путь маленькой козявочки.
Первый двумерный этап — «Клетка»
— воскрешает в памяти flOw. Малютка
отчаянно барахтается в отведенной
ей луже, стараясь хорошо кушать и
при этом не попасть на обед к особям
покрупнее. Выбор между животным или растительным кормом не
критичен, но позже придется освоить
всеядность.
Здоровое питание — не пустой звук.
Чем прожорливее «герой», тем
быстрее он наберет «очки ДНК» и
поменяет конечности и некоторые
органы. Заодно не помешают острые
шипы и чудный ядовитый шлейф.
Подросший толстячок обзаводится
крепкими лапами и выползает на сушу,
радуясь ярким краскам (или страдая
от буйства мультяшных расцветок) и
новому эпизоду в биографии.
Розовую козу в желтую полосу…
Занимательную лепку персонажа
можно было бы считать игрой в игре,
настолько она забавна и
самодостаточна. В Electronic Arts поняли
это намного раньше рецензентов,
выпустив прошедшим летом «Лабораторию
существ Spore» (Spore: Creature
Creator). Гибкий редактор,
позволяющий фантазерам создавать
сине-буро-малиновых летающих
кроколисков в крапинку, мгновенно
стал невероятно популярным.
На момент написания рецензии на
официальном сайте
хранилось свыше 18 миллионов (!)
образцов: рогатые, крылатые,
шипастые, длиннохвостые и какие
угодно твари, а также причудливые
здания и транспортные средства,
иллюстрирующие бурное
человеческое воображение.
Обладатели лицензионных копий
могут обмениваться пестрыми
коллекциями, и подключение к
серверу с чужими произведениями
способно надолго повергнуть в шок.
Здесь есть все, причем на подборки
определенных авторов можно
подписаться, дабы не вылавливать их
новинки из свежих поступлений.
Система наград предусматривает как
внутриигровые достижения (посетить
центр Галактики, покорить десяток
планет и т. п.), так и активное
взаимодействие с другими
пользователями. Что до
полноценного мультиплеера, то его,
увы, нет.
Существование на земной тверди
уже не столь безмятежно. Контакты с
местным населением предполагают
либо бескомпромиссную грызню, либо
трогательную дружбу. Налаживание и
разрушение социальных связей
дополнено поисками артефактов в
виде чьих-то обглоданных скелетов.
Находки обогащают «арсенал»
новыми вариациями глаз, ушей,
крыльев, лап и т. д., влияющих на
ключевые параметры. Для драк важен
уровень здоровья и владение мощным
оружием, в общении пригодится
умение петь, танцевать, кокетничать
и позировать.
Сражения тупы и прямолинейны (смачные
удары, визги, вопли, пух и перья
налево и направо), а вот церемония
знакомства с чужаками заслуживает
внимания. По сути, это еще одна
аркада семейства простейших: в
племени нужно заинтересовать не
менее трех особей, для чего мы по
очереди повторяем за каждой ее
действия. Удачные и своевременные
песенки, пританцовывания и ужимки
открывают дорогу к процветанию.
Поумневший зверь издает брачный
зов и, найдя партнершу, получает
потомство, что означает очередную
смену внешности и «обвеса» под
текущие нужды, порой до
неузнаваемости. Сила растущего
коллектива демонстрируется с
потрясающей наглядностью:
заносчивая фауна почти игнорирует
одинокого приставалу, но слаженно
отплясывающая компания непременно
привлечет взгляды окружающих. И
кого бы вы ни слепили, все равно
будет очень смешно.
Члены семьи принимают облик
вместе с новорожденным, и вскоре
настает время перейти на следующую
ступеньку — «Племя». Прежде чем
нажать заветную кнопку, стоит
тщательно осмотреть свой табор и
внести решающие поправки. Изменить
фиолетовое чудо о четырех ногах, в
которых путается клюв, с этой
минуты уже нельзя (начиная другую
игру, можно кое-что
подкорректировать или
позаимствовать модель из «Споропедии»).
Правда, любоваться ближними
планами некогда: нас ждут великие
дела.
Маленькая победоносная война
Жизнь в племени известна по таким
древним и достоверным источникам,
как Populous, The Settlers
и т. п. Событие предваряет
торжественный ролик, копирующий
знаменитую сцену из «Космической
одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика
(Stanley Kubrick) и пафосной музыкой
оттуда же. Для подопытного это
важный шаг, для игрока — повод для
искреннего недоумения. Подобные RTS
зачастую вызывают приступы
ностальгии: они до слез примитивны
и благополучно устарели еще в
прошлом веке.
Наблюдать то же самое в 2008-м —
удовольствие на любителя. На
небольшой карте раскидано
несколько деревенек. Трудяги ходят
по ягоды и ловят рыбу (пища —
единственный ресурс), остальным
предстоит протыкать копьями
несговорчивых соседей и
проламывать им черепа каменными
топорами, не заморачиваясь
стратегией и тактикой. Дружеское
общение не исключено, просто на
него уйдет больше времени.
Необходимо собрать минимум 5-6
соплеменников, выдать им
музыкальные инструменты, отправить
«на гастроли» и самолично
давить на клавишу, изображая
концерт.
Добившись грубой силой или
утонченным музицированием и
льстивыми дарами всеобщего
почитания, пора объединяться и
строить «Цивилизацию».
Переход в современное общество
стремителен и смахивает на
переселение из курятника в
космопорт. К сожалению, он лишь
ненамного затрудняет прохождение,
но тут уже заметна разница между
тремя уровнями сложности.
Теперь борьба идет по всей
планете. Возникают города, а с ними —
возможность придумывать
собственные варианты строений:
ратуши, жилого дома, завода и
развлекательного центра. И снова
только одна ценность —
месторождения «специй».
Знакомое название заставляет
вспомнить сериал C&C,
однако местные реалии не
дотягивают и до его
прародительницы — Dune 2 (которой,
к слову, 16 лет). Здесь даже не надо
гонять на поля харвестеры и следить
за их живучестью, хотя можно
создать аналогичные машины по
своему вкусу. Достаточно один раз
добраться до колоритного красного
дымка, тянущегося из-под земли, — и
доход в казну обеспечен.
Воинственные устремления из
предыдущей стадии желательно
забыть. Быстрая экспансия и
правильная экономика — залог успеха.
Сговорчивые лидеры опрометчиво
соглашаются на торговлю,
позволяющую впоследствии выкупить
город вместе с постройками и
обитателями. К упрямым лучше всего
подъехать на вычурном авто в разгар
их войны с кем-нибудь и нагло
дождаться массовой разрухи.
Счастливый победитель воспаряет
ввысь на личном космическом
корабле; именно в это время в
отдельно взятых «кабинах»
звучат непечатные ругательства тех,
кто верил официальным анонсам и
ждал совсем иного содержания.
Пройденные четыре испытания — чем
не сборник простеньких аркад? —
отнимут пару вечеров. Недостаток
отчасти компенсирован чудесной
анимацией, да и 19 встроенных
редакторов для всех видов юнитов
способны продлить сказку. Надолго
ли? Понятно, что далеко не взрослый
PEGI-рейтинг обязывает к
определенному примитивизму, но не
до такой же степени.
Звездный путь
Заключительное путешествие на
поверку оказывается наиболее
растянутым (вокруг десятков тысяч
звезд — множество занятых и
бесхозных планет). Одинокого
странника ожидает гора работы.
Дипломатические усилия порой не
срабатывают, и рано или поздно
исследовательский режим сменит
война с 5-6 агрессорами одновременно.
Зато союзники всегда готовы
предложить свои корабли. До
внушительного флота из тысяч судов
не дойдет, но инопланетные друзья
подкинут щедрые призы за ценные
артефакты.
Изменения атмосферы и
терраморфинг, выгодные деловые
связи и прочная сюжетная линия
затягивают с головой. За
выполненные поручения положены
почетные ранги, а затем — шопинг.
Мощные двигатели, ускорители и
другие агрегаты помогут завершить
историю (кто-то сомневался, что дело
обойдется без Земли?) и рвануть в
бесцельный поход. Финал? Как
таковой он не предусмотрен.
Космическая часть увлекательна…
при условии, что вы никогда не
слышали о легендарной Elite
(1984) для ZX Spectrum и ее потомках.
Ощущение межзвездного
пространства, в котором кипит жизнь,
надо искать в «Космических
рейнджерах», настоящее
общение — в EVE Online, красивый
трехмерный космос — в X³: Reunion.
Соперничать с такими китами не всем
по силам, и Spore в нынешнем
виде — скорее многообещающее начало,
нежели законченный шедевр. Она
наверняка получит развитие в
грядущих дополнениях, а сейчас это
просто детская игрушка. Очень
легкая, добрая и на редкость
очаровательная.
956 Прочтений • [Рецензия на игру Spore] [21.04.2012] [Комментариев: 0]