Рецензия на игру Rhiannon: Curse of the Four Branches
Богата Великобритания талантами,
а мы богаты ею. Года не проходит,
чтобы какая-нибудь студия из двух-трех
человек не заявила о себе очередным
ужастиком. Англичане, может, и
славятся непревзойденным чувством
юмора, но в последнее время их
упорно тянет в мистику. Пример
одинокого волка Боакса (Jonathan Boakes)
не дает покоя коллегам по перу и
пожухлым технологиям. Все
увереннее зарываются они в глубины
веков.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium III/Athlon 1.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Нести родную культуру в массы —
дело, безусловно, благородное. Иной
раз обида грызет: столько тайн и
легенд хранит возделанная почва
Соединенного Королевства; нам же,
кроме матрешек да балалаек, и
похвастать нечем. И еще ругаемся на
«стереотипы»! Посмотрите, до
чего бережно там относятся к
своей истории, сколько памятников
старины раскидано по западным
землям — на сотни игр хватит. Знай,
путешествуй с камерой, беседуй с
жителями, листай литературу и
просвещай остальных. Зато весь мир
наслышан о мумифицированном вожде,
покоящемся в центре Москвы, с
легкой руки которого добрая часть
нашего наследия была принесена в
жертву героям революции. И сегодня
жертвуют — правда, в других целях.
Экскурсию по Рублевке желаете?
Старая-старая сказка
Но вернемся к последователям
бриттов, вернее, к валлийцам.
Жуткими раскопками Боакса и Кларка
(Matt Clark) заинтересовались супруги Брютоны
(Noel, Karen Bruton). Вдохновленная
хоррорами Dark Fall, Barrow
Hill и Scratches, Карен при
поддержке мужа и брата отважилась
на собственную страшную сказку —
понятно, не без участия фольклора.
Цикл из одиннадцати повестей «Мабиногион»
от XIV века и ранее слывет символом
национальной литературы. Тем, кто
не в курсе событий хотя бы первых из
«четырех ветвей», неслыханно
повезло: биография принца Придэри и
зачавшей его Рианнон легли в основу
дебюта Arbeth Studios.
Мифическими сюжетами о чудищах,
магических котелках и прочей
чертовщине нынче вряд ли удивишь.
Однако неслучаен же девиз студии
«Игра — это история». Именно
подачей берет Curse of the Four Branches.
В семье Салливан взрослеет пятнадцатилетняя дочь
Рианнон. С некоторых пор родовое
гнездо Три Придэри, куда они недавно въехали, стало внушать девушке
священный трепет; древнее
проклятие бередит душу.
Намучавшись, мать с отцом решают
съездить с ней на отдых. Приглядеть
за домом попросили друга семьи,
некоего Криса. Заведя автомобиль,
он приближается к угрюмой усадьбе…
Пора хрустнуть костяшками
пальцев, подтянуть мышь и замереть
в предвкушении тягучего действия.
Чёс территорий, чтение писем и
периодические нервные встряски —
выработанные рефлексы не подведут.
Только для Rhiannon их мало.
Дабы вникнуть в суть происходящего,
нужно нащупать переключатель на
машине времени, уносящей в далекое
текстовое детство. Нежданно-негаданно Брютонов откинуло в 1980-е гг.,
когда пугали исключительно черными
экранами и дезориентацией, а о том,
что снаружи, оставалось лишь
догадываться. «Вперед, в прошлое!»
— воскликнет док, надавит на «газ»,
и… немедленно угодит в колдобину.
Прыжку активно препятствует сама
адвенчура.
«Съешь меня»
Вы стоите на открытой площадке,
к западу от белого дома с
заколоченной дверью. Рядом стоит
почтовый ящик.
Куда-то к Zork и ее
сверстницам протянулась тернистая
дорожка уэльской трагедии. Немое,
бесполое существо Крис стоит
посреди открытой площадки
огромного поместья — одинокое,
окоченелое, брошенное на произвол
судьбы. Инструкция с просьбой «покормить
кошку» не в счет. Владения
практически целиком доступны для
свободного полета, в смысле,
скачков с поворотами по стрелкам
компаса. Гуляйте, озирайтесь,
осматривайтесь. Скучайте. Гробовое
молчание колонок и застывшие
осенние пейзажи окутывают ледяным
холодом. Надежда на то, что спустя
мгновения приключение воспрянет и
начнет привычно обволакивать
гнетущей атмосферой, поминутно
угасает. Ступив на порог дома, не
испытываешь той нервной дрожи,
вызванной неизвестностью, желанием
облазить закутки и щели в попытке
ухватить тайну за ускользающий
подол. Авторы не стремятся сменить
вялый, сонливый ритм, разлепить
глаза и втянуть путешественника в
интригу. Тут уж дело не в корнях.
Главный просчет — в их намерении
придать расследованию (назовем его
так) логичность и ненавязчивость.
Изучению картографических
особенностей и ориентации на
местности отведен жирный, сочный
кусок игры. Инстинктивно прочесав
окрестности, пошарив по комнатам,
сараям и паркам, стерев ноги о сотни
неказистых экранов, ощущаешь
легкую растерянность — ничего не
прояснилось. Окружение напоминает
постъядерную свалку: на выжженной
земле изредка находишь безделицу-другую,
но боишься запихнуть ее в карман
без крайней надобности. «Не
знаешь броду — положь колоду!».
Вот и приходится выпускать из рук
заманчивую, явно полезную в
хозяйстве штуку, и брести вдаль
несолоно хлебавши. Потому что героя,
т.е. нас, пока не озарила идея. Не
бойтесь, рано или поздно озарит.
Тогда он, т.е. мы, двинем обратно.
Ежели вспомним, где собака зарыта.
А их (собак) много… пусть и
нелегко выудить что-то из пустоты
точечным курсором. Мимо проплывают
лампочки, гаечные ключи, скрепки,
отвертки, лестницы и сонмы прочих
не менее аппетитных орудий труда, в
ожидании заветных строк из мятого
клочка бумажки с подсказкой.
Логично? Логично. Ненавязчиво? Бог с
вами. Зловредная линейность часто
доводит до абсурда: после прочтения
очерка в дневнике и склянка,
буквально минуту назад с
отвращением отверженная и
позабытая, внезапно обретает
хозяина. Спасибо, конечно, что *частично*
избавили от нудного рытья в
бездонном инвентаре. Заодно бы уж и
от мозолей избавили бы. Без мало-мальски
схематичного плана здесь даже черт
заплутает.
Уэльский принцип
Как и в ранних представителях
interactive fiction, сюжет подан обрывками.
Достойный, крепко сбитый сюжет,
впитавший легендарных персонажей,
древние камни, четыре стихии и пару
беспокойных призраков. Помните о
хорроре! Хотя нет, можете забыть.
Слабые потуги «припугнуть» от
случая к случаю рассмешат и ребенка:
под унылое завывание стул на кухне
со скрипом отползает в сторону и
затем возвращается на место. Кошмар
тот еще. Духи и не прочь
проскользнуть в белой дымке либо
начертать зловещее послание на
зеркале, но особо не спешат
прерывать наше затворничество.
Единственной связью с цивилизацией
служит свежая корреспонденция от
неуловимого газетчика, считанные
сообщения на автоответчике и
неведомый друг, шлющий электронные
письма на имя Рианнон. Слава богу,
компьютеры в этом мире существуют.
Пяти дней, проведенных там, с
лихвой хватит для развития
социофобии. Каждое новое утро
начинается для героя с бодрящей
мелодии, правда, скоро стихающей,
вплоть до следующего утра.
Первичный русский вопрос «что
делать?» висит в воздухе, покуда
не всплывет отрывок из заклинания
со списком ингредиентов. Их поиском
создатели и решили оправдать свой
исторический замысел. Ни дум, ни
стремлений — просто рутинный сбор
«священных» вещей. Идеолог «зоркиниады»
был бы горд. Становится ясно, отчего
у бедной девочки поехала крыша. Ну
не от безобидных видений же.
Брютонам и невдомек, что
дневников и научных книжек
достаточно для просвещения, но
недостаточно для вовлечения
потенциальных археологов в
раскопки. Тем более что на лавры Myst
никто не претендовал, пускай без
ряда само собой разумеющихся
головоломок не обошлось. Прикрути
они карту, наладь интерфейс и
позволь собирать предметы по
велению души, а не суровой «логики»
— и половины убитого на беготню
времени как ни бывало. В скитаниях
по кадрам даже поглазеть не на что,
благо, «гаражность» отчетливо
отпечатана на сетчатке. Не тем
оперировал Боакс, не туда
метили Кларк и бравые
аргентинцы. Валлийцы, однако, свято
верят в силу родной культуры и
вовсю снаряжаются в очередной
поход по землям предков, обещая
учесть претензии привередливой
публики. Пожелаем им удачи.
439 Прочтений • [Рецензия на игру Rhiannon: Curse of the Four Branches] [21.04.2012] [Комментариев: 0]