Создать ролевую игру для широкой
аудитории тяжелее, чем кажется на
первый взгляд. Следуя по очевидному
рецепту «выбросить муторные
расчеты и вдумчивые диалоги»,
разработчики рискуют вместе с
водой выплеснуть и ребенка. Считать
ли зрелищные Jade Empire и Mass
Effect полнокровными RPG?
В Fable Lionhead Studios поступила
хитрее — не просто убрала «лишние»
признаки жанра, а нашла им
достойную замену. Взяв героя за
руку, игроки проходили путь от
детства до старости. Добрые дела и
преступления отражались на его
лице, виртуальная жизнь состояла не
только из подвигов и злодеяний — в
ней хватало занятий на любой вкус. Fable
2 сохранила этот курс.
Black & White
После событий, описанных в Fable,
прошло 500 лет. Средневековье
сменилось эпохой Просвещения.
Закованные в латы рыцари уступили
место авантюристам в щегольских
камзолах. Мечи и арбалеты почти
забыты, нынче в моде сабли и ружья.
Альбион не спутаешь с
бесчисленными клонами «Властелина
колец» и Warhammer. Это, скорее,
ожившая немецкая сказка. Словно в
произведениях Гофмана и
братьев Гримм, яркие, радостные
эпизоды соседствуют с мрачными и
печальными. Парень (или девчонка) по
кличке Воробышек поднимается из
грязи в князи, спасает страну и
мстит обидчику. Но цена победы
велика — Fable 2 предлагает
трудный моральный выбор минимум
дважды.
Практически каждое действие
влияет на внешность. Кожа искусного
мага покрывается сеткой светящихся
прожилок, а обжора, уплетающий
пироги, постепенно толстеет. Как и
раньше, негодяи бледнеют на глазах, а праведников украшают
нимбом над головой. Кроме того, игра
учитывает чистоплотность и
порочность. Чтобы стать уродом,
нужно есть тухлое мясо, изменять
второй половине или назначать
грабительскую арендную плату.
Аккуратный персонаж останется
симпатичным, даже будучи последним
мерзавцем.
Порой решения приводят к
серьезным последствиям. Избавите
фермера от бандитов — он построит
дом, посадит дерево и воспитает
сына. Отдадите ордеры на арест
подлецу вместо шерифа — приличный
район превратится в вонючие
трущобы. Зато смелые инвестиции
сделают из разбойничьего логова
курорт. Увы, в отличие от «Ведьмака»,
результат всегда предсказуем.
Livin' Large
Хотя сюжет напоминает о первой
части и редко удивляет резкими
поворотами, в нем достаточно
трогательных моментов. Сам
архизлодей — не плоский «темный
повелитель», а несчастный
человек, заложник принципа «цель
оправдывает средства». На славу
удались и второстепенные задания —
полноценные истории с любопытными
развязками. Жаль, что их очень мало.
Никуда не спеша, вы одолеете Fable
2 за неделю.
Правда, в Альбионе есть повод
задержаться подольше. Здесь еще
больше вариантов досуга, чем в
оригинале, да и мир разросся. И
пускай до Fallout 3 далеко —
исследование земель ради
серебряных ключей и дверей с
загадками стало интереснее.
Вдобавок по королевству развешаны
50 горгулий, выкрикивающих
оскорбления. На поиски наглой
статуи иногда уходит несколько
минут, однако за десяток разбитых
скульптур положена награда.
Другое важное дело — накопление
богатства, причем львиную долю
доходов приносит вовсе не
мародерство. Для сбора золота с
убитых монстров придется
пожертвовать ячейкой для бонусов и
вставить в оружие специальный
драгоценный камень. Сколачивать
капитал лучше ремесленничеством:
рубить дрова, ковать клинки или
разливать пиво с помощью
ритмичного топтания кнопок. Прочие
методы — коммерция, скупка
недвижимости или выполнение
случайных поручений.
Весело и быстро опустошить
кошелек — не проблема, «крупье»
обитают в тавернах и слоняются по
дорогам. Карты и «рулетка»
увлекают на долгие часы — недаром
Lionhead выпустила сборник Pub Games для Xbox
LIVE Arcade. Деньги можно спустить и на
обустройство жилища в стиле The
Sims. Ведь для героя и его семьи
это — не просто четыре стены, а
настоящий дом.
Roleplaying for dummies
По большому счету, Fable 2 —
не столько игра, сколько набор
забавных игрушек. Тот, кто
воспринимает RPG как интерактивные
книги и презирает девиз «развлеки
себя сам», едва ли оценит здешнюю
«песочницу». Однако Lionhead и не
рассчитывала на любителей морщить
лоб. Она знакомит с жанром игроков,
доселе обходивших его стороной.
Авторы снесли уйму преград, сделав
геймплей максимально удобным и
доступным.
Ролевая система избежала
лоботомии а-ля Jade Empire, но
все равно дружелюбнее к новичкам,
чем в Star Wars: Knights of the Old Republic
или Oblivion.
Самосовершенствование не требует
сложных таблиц и кидания кубиков.
Поверженные враги роняют сферы
трех цветов. Взмахи клинком
вышибают синюю энергию, меткие пули
— желтую, магия — красную. Умения на
экране «прокачки» разделены на
эти же оттенки, и если вы полчаса
сжигали противников огненными
шарами, то разовьете колдовство, а
не фехтование. Выгода от роста
навыков заметна сразу — персонаж
приобретает дополнительные приемы:
кувырки, прицельная стрельба,
сочетания ударов и т. п.
Выбора реплик в диалогах нет — вы
соглашаетесь с собеседником или
молчаливо протестуете. Изобилие
жестов не спасает общение с NPC от
примитивности. Стать народным
идолом легко: пять минут плясок на
площади — и готово. Зато для каждого
горожанина прописаны характер,
предпочтения и страхи. К сожалению,
отличная идея истрачена на
баловство.
Добавить Fable 2 глубины
мог бы режим совместного
прохождения. Увы, он тут лишь «для
галочки». Не придумав ничего
толкового, дизайнеры позволили
второму участнику сражаться и
дразнить поселян, но… не отходя от
«напарника». Более полезная
новинка — пес. Canis lupus familiaris
неотступно следует за нами,
набрасывается на неприятелей,
выполняет трюки и указывает на
пропущенные сокровища. Находка для
лентяев, привыкших бездумно бегать
за путеводным маркером. Убогому
Dogmeat из Fallout 3 есть чему
поучиться.
Со стороны Fable 2 похожа на
типичный слэшер, разве что нас не
заставляют вникать в тонкости —
давим на все кнопки подряд и
наслаждаемся лихой анимацией.
Волшебство не расходует ману,
поэтому слабенькими заклятиями
палят как из пулемета. Правда, на
мощные чары нужно тратить время,
рискуя схлопотать по лицу.
Пойдя навстречу казуалам и
обессмертив героя, Lionhead перегнула
палку. Растратив здоровье, он не
умирает и не возвращается к «чекпойнту»,
а тотчас вскакивает. О произошедшем
напомнит лишь свежий шрам. Пожалуй,
этот способ наказания неплох —
забывая о защите, вы изуродуете
персонажа отметинами. Тем не менее,
неуязвимость сильно портит
удовольствие тем, кто мечтает
преодолевать невзгоды. Искать
наилучшее оружие незачем — любого
врага можно заковырять и ржавым
мечом. Серьезный недостаток для
игры, прославляющей «вольное
плавание».
* * *
Впрочем, несмотря на огрехи, Fable
2 — достойный выбор для
искателей приключений, не знающих,
как расшифровать аббревиатуру
«RPG».
650 Прочтений • [Рецензия на игру Fable 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]