…А затем я
схватил ворох перьев.
Славные были времена! Woodruff and the Schnibble of Azimuth
Сам ты козявка!
Эти маленькие вздорные человечки
преследуют меня еще с начала 1990-х
гг. Раз попав на компьютер, они
навсегда изменили мои
представления о прекрасном.
Во-первых, я узнал о существовании
прекрасного жанра «квест», с
прекрасным «пиксельхантингом»
и не менее прекрасными
«вылетами» на середине пути.
Также я понял, что французский язык
— самый смешной и нелепый язык на
свете. Мудреные словеса персонажи
проговаривали скрипучим
бормотанием в духе
«ридум-тидум» и
«кикильо-ракикильо». Мозговым
нокаутом служили потешные
кривляния акробатов, которые без
устали прыгали, кувыркались,
ругались, орали, пучили глаза и
гибли крайне веселыми смертями.
Чудовищной силы абсурд.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1.4 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.5 Гб на винчестере
Что удивительно, зацепили
человечки многих. Благодаря
усилиям Sierra — с одной и Taralej & Jabocrack
— с другой стороны океана, феномен
«Гоблинов» прошагал
по планете, покорил сердца и, по
слухам, баллотировался где-то в
президенты. А Пьер Гийод (Pierre Gilhodes)
и Мюриэль Трами (Muriel Tramis)
продолжали писать продолжения,
пока буквы «i» в названии не
кончились. После чего в ход пошла Woodruff
and the Schnibble of Azimuth, последний
анимационный шедевр Coktel Vision. И по
сей день можно услышать возгласы:
«Разве Woodruff — не
четвертая часть?» Нет! Четвертая
часть зрела долгие годы и назрела
только сейчас.
Маленькие, но по три
Приятная слабость творческих
людей — стойкое нежелание мириться
с суровой эпохой. Их постоянно
тянет к истокам, к залитым солнцем
лугам и вольным степям, без больших
боссов и скучных игроков, требующих
«клона Sims и никак
иначе». За поросшую плющом
оградку дерзают перелезть
немногие. Те же, кому повезет,
возвращаются страшными,
ободранными, с колючками в языках.
Особенно упорны французы. Пару лет
назад мелькнул Эрик Шайи (Eric Chahi)
с римейком Another World и вновь исчез. Фредерик
Рейналь (Frederick Raynal) то и дело
грозится выкупить права на Little
Big Adventure и вернуть нам Твинсена.
Третьим, простите, гоблином в
команде ностальгиков стал упертый
везунчик Гийод.
Брать он решил не силой
«переделок», не волшебством
несбыточных обещаний, а терпением и
сноровкой. Наплевав на спонсоров и
рекламные кампании, Пьер почти в
одиночку соорудил Gobliiins 4.
Поступок, достойный классика, но
совершенно необдуманный. Кто бы
объяснил ему, что страхолюдное 3D
сегодня отпугивает похуже
пиксель-арта? Что автосохранение не
доставляет радости пользователям
PC? И что головоломкам свойственны
сюжеты? В конце концов, была ведь
образцовая Goblins 3!
Недаром Пьера и Мюриэль обозвали
когда-то «французскими Кеном и
Робертой Уильямс» (Ken & Roberta
Williams). Не в смысле брачного — в
смысле творческого союза. Вместе им
удавалось удивлять, придумывать
что-то «из ряда вон», минуя
самоповторы. Без коллеги у Гийода
вышел чудный, яркий и искрометный…
самоповтор.
Хливкие шорьки
Завязка, например, прямиком
скопирована из Gobliins 2.
Конечно, ничто не мешает списать
знакомые мотивы на
«ностальгию» — сколько воды
утекло… Однако после
перевоплощений, любовных истерик и
практически философских ныряний в
подсознание поиски очередного
пропавшего воспитанника Короля
заставляют постучать по лбу,
изрыгая «товой-товой!». В
придачу прямоходящий трубкозуб
Дюбель явно не дотягивает до
злобного принца Буффона, некогда
здорово истрепавшего нервы
избавителям.
Их по-прежнему трое, причем
особого развития у приятелей не
наметилось. Взятые напрокат у
типовой RPG воин, маг и вор
соображают «на троих» по
заложенной с пеленок схеме. Так,
воин лазает по канатам и с кулаками
кидается на любого встречного, маг
увлеченно колдует «вслепую»,
дивясь непредсказуемым
результатам, а всю
интеллектуальную работу по сбору
предметов и допросу подозреваемых
взвалил на себя
переквалифицировавшийся в
детектива вор. К нему-то Король и
направил пернатого почтальона с
мольбой о помощи. Уставший от
безделья частный сыщик рванул
собирать раскиданных по миру
товарищей.
Первые уровни — это своеобразный
«обратный отсчет»,
демонстрация способностей Ч-чупса
в отдельности, затем в связке со
здоровяком Тугусом и, наконец, с
примкнувшим к компании колдуном
Херувимусом. Не тужьтесь, не
пытайтесь вспомнить столь
экзотические имена; за давностью
лет и под редакцией Snowball у
полуросликов стерлись из памяти их
паспортные данные. Длань
переводчиков простерлась и дальше,
в частности, к названиям
инопланетных штукенций (нелегкая и
до космоса доведет).
«Цилиндрическая зибдулка»,
«волосатая голова цнирки»,
«гнарфолкская липучка» —
обычные, в принципе,
бредово-фантастические термины.
Вот только бреда-то и недостает.
Глупый гоблин робко пляшет
Из шестнадцати полоумных миссий
на подкорке, дай Бог, отложилась
половина, что не лучшим образом
характеризует серию. И ладно бы
причина крылась в уродливой
графике, режущей глаз даже в
«оконном» режиме. Ну не
заладилось у автора с трехмерными
модельками, куда теперь деться?
Одолевает ностальгия? Забудьте. В
крайнем случае, запустите для
разрядки одну из CD-версий старых
«Гоблинов» с диска
(забота издателя не знает границ).
Миссии непритязательны сами по
себе. Не хватает чего-то кичливого,
одиозного, рушащего стереотипы.
Если лечение кариеса во рту у
прожорливого монстра и прогулка по
выдранной из комикса страничке еще
вызывает радостный трепет, то лечение червяка, взятие замка
штурмом в седле лягушки или
дирижерство хором морковок лишь
звучит разухабисто. Приготовление
пирога для многорукого гуманоида
вообще выполнено в худших
традициях жанра (сбор N
ингредиентов). Локации на один
экран, без прокрутки и сохранения,
требуют большей прозорливости.
Либо, наоборот, минимализма
оригинальных Gobliiins.
Здесь же иногда накатывает тоска —
не зеленая, но какая-то плесневелая.
Под незатейливые мотивчики,
стихающие раньше срока, мы бродим
по невзрачным комнатушкам и
собираем зернышки, чтобы потом
зарыть их в землю, вырастить
угловатый цветочек Херувимусом и
вскарабкаться по стеблю Тугусом. И
снова, и снова, от этапа к этапу.
Отличное применение знаменитым
навыкам — садовники аж ногти
изгрызли от зависти. Хорошо хоть
фирменный бубнеж оставили. Ч-чупс
трещит без перебоя, попутно забивая
штаны вещами. Да, нынче у
«мозга» есть полноценный,
функциональный инвентарь.
Экспериментов от недотеп, правда,
не дождешься, и колотить себя
палкой по голове они не желают. Зато
хохмят исправно.
Со смехом пополам
Кривляки — куда ж без них. Талант
аниматора не задушишь, не убьешь.
«Шкалу смерти»-то убрали, мол,
развлекайтесь в свое удовольствие.
И развлечемся! Уже в главном меню
нам позволяют оценить вертких
скоморохов, вопящих при виде
чертика из коробки, воюющих с
останками дракона и потешающихся
друг над другом. Будь то пещеры,
аэродромы, царские покои — везде
найдут, кого помучить и что
поломать. За спиной летают рыбы,
скачут скелетики, пританцовывают
пещерные люди… Зачем? А просто так.
Французский юмор не передать
словами. Тут нужно смотреть и
подхихикивать. Ежели смотреть
внимательно, то путем нехитрого (и
неизменно прекрасного)
пиксельхантинга можно нащупать
тринадцать золотых зубов и попасть
на секретный уровень, где гоблинов
ожидает… очередная посадка семян!
Нет, что-то надо делать с логикой.
Собственно, выход очевиден:
вернуть в проект Мюриэль. Ради
пятой части «Гоблинов»
не грех и оторваться от руководства
студией Avantilles.
Что-то/кто-то подсказывает, что
пятой части быть. Вы уж не
подведите, не позвольте закидать
легенду снежками.
1414 Прочтений • [Рецензия на игру Gobliiins 4] [21.04.2012] [Комментариев: 0]