Немцы очень любят настольные игры,
причем не чужие, а национальный
продукт. В стратегиях правят балом
Die Siedler von Catan и ее многочисленные
отпрыски. Среди RPG пальма
первенства принадлежит Das Schwarze Auge,
оставившей позади заморскую Dungeons
& Dragons. Лишь в 2003 году она пришла в
англоязычные страны под маркой The
Dark Eye сразу в четвертой редакции
правил. Впрочем, настоящие фанаты
посетили сказочный континент
Авентурия еще за десять лет до того:
в 1993-м Sir-Tech Software выпустила Realms of
Arkania: Blade of Destiny, открыв серию Northlands
Trilogy.
На темном глазу
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 1.5 Гб памяти GeForce 6600 GT/Radeon 9800 Pro 6 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.6 ГГц 3 Гб памяти GeForce 8800/Radeon X1900 6 Гб на винчестере
За что в Германии обожают Das Schwarze
Auge? Явно не за оригинальность
вселенной, изготовленной по лекалу
стандартного «high fantasy». Жители
Авентурии практикуют магию,
истребляют крылатых рептилий и
поклоняются обширному пантеону
богов. Эльфы — вспыльчивые снобы,
гномы — прекрасные камнетесы, орки —
свирепые вояки. Любое фэнтезийное
клише обязательно найдется на
долгом пути к горе Дракенсанг, где
спит последний из великих драконов.
То же самое можно сказать и о
штампах компьютерных RPG. Drakensang
впору рекомендовать как антологию
жанра — Radon Labs с немецкой
дотошностью (и, увы, суровым лицом)
собрала все мало-мальски
растиражированные ходы. «Зачистка»
подвала от крыс? О да — пятиэтажного.
Избранный, древние пророчества и
культисты? Непременно. Поиск
запчастей от чудо-артефакта? Еще бы!
И, казалось бы, всё аккуратно, по
рецепту, с точностью до грамма, но
тоска сжимает горло. «Федекс» и
прогулки по канализации, которые
сгодятся для не нюхавших пороха
новичков, усыпят знатоков,
воспитанных на Baldur's Gate 2, Planescape:
Torment и The Witcher.
Создатели Drakensang не
привнесли ничего своего в готовые
формулы, придушив интригу в
зародыше. Что ни задание — почти
всегда «принеси» или «убей»,
без остроумных вывертов и
сюрпризов. Начните разговор, и в
памяти всплывет «Златогорье»
с километрами сухого, по-канцелярски
информативного текста. Щелк-щелк-щелк
на единственной опции — вот и
пообщались.
Иногда авторы вспоминают, что в The
Dark Eye заведено аж пять
социальных умений (обольщение,
этикет, торговля, заговаривание
зубов, психология), и предлагают
несколько реплик. Обнаружили
пометку «[Fast Talk]» или
«[Haggle]» — смело тыкайте курсором,
тем более что ситуации с трудным
моральным выбором можно
пересчитать по пальцам левой руки.
А по пальцам правой — миссии с
нетривиальной закваской, вроде
головоломки шкодливого лепрекона и
тайной вылазки на бандитский склад.
Неплохо поставлен и суд, где герой
защищает невиновную девушку (хотя
тоже избитая тема). Сценаристы
держат нас на коротком поводке,
давая оступиться в считанных
эпизодах: принять взятку, поверить
словам лжесвятоши… Да и совесть
потом не загрызет, ведь здесь нет
вороха разных финалов и эпилога в
картинках.
Спасение утопающих
Примитивность повествования и
квестов кое-как искупает глубокая
ролевая система с множеством D&D-образных
классов и… двумя видами очков
опыта. Adventure points — привычная «экспа».
Learning points — универсальные баллы для
«прокачки» базовых параметров
(телосложение, ловкость, интуиция,
храбрость и проч.), талантов (ремесленные,
воровские, диалоговые), владения
оружием и силы заклинаний. Эту же
«валюту» мы тратим на покупку
пассивных навыков и мощных
спецударов, круто меняющих ход
сражения.
А уж битвы — не чета болтовне. Игра
позволяет обвести бойцов в рамку и
бросить их на жертву, но первый
серьезный противник поставит
кровавую точку в судьбе
приключенцев. Особенно опасны
тяжелые раны. Пять переломов
отправят в нокаут даже крепыша с
полной шкалой здоровья.
В отличие от Neverwinter Nights 2
с ее гибкими настройками ИИ, Drakensang
ценит ручной подход к делу.
Одинокая кнопка переключает режимы
атаки (персонажи бегут к врагам) и
защиты (терпеливо выжидают). Об
остальном заботимся мы сами,
используя тактическую паузу, стек
приказов и «горячие» клавиши.
Без нашего присмотра команда тупо
молотит мечами, напрочь забыв о
волшебстве, зельях и суперприемах.
Призванный из астрала джинн — и тот
умнее. Лишь вовремя запущенный
огненный шар, удачный пинок с
разворота и правильная расстановка
спасут отряд.
Состав партии тоже важен, благо,
компаньонов тут — море. Амазонка,
храбрый рыцарь, колдун-«ботаник»,
остроухий рейнджер, гном-телохранитель,
алхимик, хашишин местного розлива…
Сколотить группу, идеально
дополняющую способности
Избранного, — проще простого. Пока
основная четверка путешествует по
Авентурии, безработные помощники
отдыхают в особняке в стольном
граде Фердок. «Скамейка запасных»
не отстает от коллектива — все
получают опыт поровну.
Без заката и рассвета
Расплата за пеструю компанию —
слабая проработка характеров и
предысторий. Скромный набор
озвученных комментариев на разные
случаи, несколько казенных фраз для
беседы о личном — и весь портрет.
Разве что амазонка Рулана
удостоилась персонального квеста,
однако он рядом не лежал с драмами
из BG 2 и PST. Об
амурных страстях лучше вообще не
мечтать.
Хотя на фоне прочих претензий это
пустяки. Жутко раздражает привычка
захлопывать локации с «отработанной»
сюжетной линией. Выскочили на
глобальную карту — прощайте,
побочные задания, купцы и
невскрытые сундуки. Диковатой
логике неподвластны только Фердок
с его четырьмя кварталами, поселок
Таллон и гномское царство Муролош.
Встроенные подсказки раскрывают
формулы для расчета урона и
производной статистики, пугая
неофитов всякими «2W+4», но
никогда не расскажут о том, что,
например, Etiquette и Seduce — сущий мусор.
Еще печалят отсутствие цикла «день-ночь»,
скудный ассортимент магических
украшений и… удручающе медленный
бег. Шевели герои ногами в два раза
быстрее, прохождение заняло бы не
тридцать, а пятнадцать часов.
Одна радость от черепашьего темпа
— на такой скорости вы сполна
насладитесь видами Авентурии.
Яркая, брызжущая цветами палитра,
отличные спецэффекты и анимация,
зрелищная имитация огня, тумана и
дыма. Декорации обставлены с
любовью к деталям, будь то
высоченный утес над рекой, сонная
деревушка или заросший паутиной
склеп. Главное — не бродить под
землей слишком часто, иначе глаз
подметит халтурный «copy/paste».
Вдали от пантеона
Красочные пейзажи и приятная
музыка — то немногое, что приближает Drakensang к именитым
североамериканским собратьям. Для
хорошего проекта, а тем более для
культового статуса и звания «RPG
года» (привет немецкой прессе!)
этого мало — нужны талантливые
сценаристы и нескучный дизайн.
1001 Прочтений • [Рецензия на игру Drakensang: The Dark Eye] [21.04.2012] [Комментариев: 0]