Давно минуло то благословенное
время, когда компьютерная игра была
исключительно забавой и ни на что
больше не претендовала.
Сегодняшнего игрока сложно удивить.
Классную графику пробовали —
объелись. Захватывающий сюжет? Сколько их, хороших
и разных, прошло мимо нас… Свобода действий? Этого
добра вообще навалом, разве что
ленивый не обещает.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 500 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 500 Мб на винчестере
Разработчики часто
стремятся поднять свои проекты до
уровня вечных культурных ценностей, дабы те не затерялись в серой массе. Правда, немногим удается создать
нечто действительно стоящее, а
среди них лишь избранные совмещают
арт-хаус с развлечением так, чтобы
ни одна сторона не пострадала.
У команды Tale of Tales отчасти
получилось, их The Path —
настоящее искусство. Но как в это
играть?
Что есть Путь?
Жанр, к которому принадлежит The
Path, обозначить трудно.
Адвенчура с элементами RPG? Хоррор? С
тем же успехом можно назвать игру
интерактивным фильмом. Во всяком
случае, геймплей кажется
совершенно непривычным.
Итак, мы знакомимся с шестью
девочками — Робин, Розой, Руби,
Джинджер, Кармен и Скарлет, —
выбираем понравившуюся и
отправляемся в лес, проведать
бабушку. Совсем как в сказке о
Красной шапочке. Целей всего две: а)
добраться до обиталища престарелой
родственницы; б) не сойти с пути.
Проще простого? О да: внучка в
гостях, все живы и здоровы, только
вот уровень провален. Секретные
зоны не открыты, предметы не
собраны, а самое главное — «шапочка»
не пересеклась с волком.
И снова героиня на дороге.
Единственный путь лежит… через
отказ от пути — спокойного, тихого,
вымощенного желтым камнем. Лес
хочет кое о чем спросить. Кто эти
девочки: сестры или символические
образы взросления? Почему встреча с
волком для них обязательна и
неотвратима? Что есть Путь?
Бегущие с волками
Каждая девочка — личность со
своими проблемами, страхами,
мыслями и мироощущением. Там, где
веселая сорвиголова Джинджер с
удовольствием залезет на дерево, не
заметив кладбища в двух
шагах от нее, серьезная Скарлет обратит внимание на шесть
свежих могил, одна из которых
пустует, словно поджидает кого-то.
Лес — великолепный, страшный,
светлый, темный, безжалостный и т. д.
— полон вещей и существ. Строгий
порядок взаимодействия с объектами,
традиционный для адвенчур, тут
невозможен в принципе — предметы,
люди и локации меняют
местонахождение с каждой новой
загрузкой. Изучать территории
можно в любой последовательности.
Свобода? Если бы! Как раз права
выбора нам почти не оставили. Не мы
решаем, что именно сделают «шапочки»
в том или ином месте. Наша задача —
отпустить клавишу W и ждать, пока
путешественница сама обнаружит
палатку, кресло, детскую площадку
или рояль в кустах (да, один из
здешних сюрпризов — фортепиано).
Реакции юных исследовательниц на
одно и то же явление будут в корне
разными.
Изображения найденных вещей
попадают в специальную корзинку
для сбора воспоминаний. Нет, это не
инвентарь. Выдернув из трухлявого
пенька нож, не рассчитывайте потом
напасть с ним на волка, перерезать
веревку или поковыряться в замке.
Зато вы увидите новые комнаты
бабушкиного жилища… с вашей
находкой. Кстати, мы уже у
пресловутого домика. Дернем за
веревочку?
Где твои большие зубы?
Тонкий мостик ведет к вроде бы
безобидной маленькой усадьбе.
Внутри — зловещее освещение,
анфилада сюрреалистических
помещений, полуоткрытые двери, за
которыми — неизвестность. Мелькание
тревожных кадров, неожиданная
смена ритма, переход к виду от
первого лица в заключительной
сцене. И финал, независимо от
предыдущих событий, всегда
трагичен. Дальше — затемнение и
совсем уж издевательская надпись
«Success!». Зверь съел девочку, ура.
Всем спасибо, все свободны.
А волк-то — какой он? Четырехлапый,
серый, клыкастый? Отнюдь. Вернее, и
такой тоже. Но в большинстве
случаев речь идет о встрече с почти
привлекательным на вид человеком.
Конечно, насилия и зверств не будет
— даже кошмар должен быть
изысканным.
Полюбуйтесь на цветущее поле:
здесь милая девочка в красном
платье подойдет к Джинджер сзади и
закроет ладонями ее глаза, как
сделала бы старая подруга. Вот
пустынная сцена, невесть откуда
выросшая посреди леса: здесь
красивая девушка-пианистка начнет
играть в четыре руки со Скарлет. И
красный занавес неторопливо, жутко
опустится, скрывая происходящее. А
после, у бабушки — намеки,
возникающие на долю секунды. В Tale of
Tales отлично понимают, насколько
недосказанность страшнее
определенности. Вероятно, поэтому
вокруг так тихо. Нас постоянно
сопровождают музыка и звуки, но ни
одно слово не произносится вслух.
Комментарии — только в виде
субтитров.
Путь к совершенству
Графика в The Path необычна,
как и все остальное. Перед нами — сон,
видение, слегка расплывчатое,
странное со всех точек зрения.
Картинку постоянно обволакивают
полупрозрачные тени: цветы, люди,
следы на песке. Вот ласковое солнце
пробивается сквозь листву. Разве
могут в этом царстве покоя и света
водиться волки? Но дождитесь ночи —
и посмотрите на злобно
оскалившийся ветками лес!
Увы, The Path — не игра в
привычном понимании. Мы можем
часами гулять по заповедным
тропинкам и не обнаружить ни
объекта, ни субъекта, с которыми
удалось бы хоть что-нибудь
сотворить. Поначалу, когда шепоты,
скрипы, вязкое дыхание за спиной
еще воспринимаются остро, нам
страшно и, вместе с тем, интересно.
Затем «атрибутика ужаса»
надоедает, подступает скука…
Особенно неприятно, что в
ключевых локациях героини
перестают бегать. Управление
неудобно: девочки идут очень
медленно и на ходу даже не замечают
активные точки. Коронным номером
разработчиков из серии «обломай
игрока» стал переход к
бабушкиному домику, преодолеваемый
черепашьим шагом. Кто помешал
авторам заменить это шестикратное
испытание нервов коротким роликом?
* * *
Ценитель прекрасного придет в
восторг от глубины, гармоничного
оформления, безупречно
выдержанного стиля The Path.
Игрок бросит ее после десяти минут
блуждания по лесу. И оба будут по-своему
правы.
822 Прочтений • [Рецензия на игру Path, The] [21.04.2012] [Комментариев: 0]