Компании вроде Magitech вызывают у
меня плохо скрываемое восхищение.
Год за годом выпускать уродливые,
заранее устаревшие самоклоны и при
этом сводить концы с концами —
редкое умение. Takeda 3
настолько похожа на предыдущие
творения канадцев, что диву даешься.
Впрочем, для большинства
европейцев все азиаты на одно лицо.
Япона мать!
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 3 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.5 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 3 Гб на винчестере
Три одиночные кампании
различаются стартовыми условиями и
геополитической обстановкой. В 1548
году Хонсю занимали свыше двух
десятков независимых кланов, а к 1572-му
осталась горстка сильнейших. Любой
из них может стать вашей новой
семьей, хотя «звездой» серии
всегда был Такеда Синген. Еще в
пятнадцатилетнем возрасте старший
сын Такеды Нобуторы почувствовал
вкус победы, однако отца не
радовали его военные свершения.
Любимчиком Нобуторы был Нобусиге,
которого он прочил себе в преемники.
Разлад в правящем доме длился
недолго. Через несколько лет Синген
(тогда он носил имя Харунобу) при
поддержке самураев организовал
восстание и сбросил папочку с трона.
Уповая на неопытность юноши, соседи
поспешили воспользоваться
ситуацией, но молодой дайме легко
отразил нападение и в итоге даже
расширил собственные владения,
заложив фундамент будущей империи.
Все великое мельчает в руках
бесталанных ремесленников. Вместо
того чтобы идти своим путем, Magitech
изваяла унылую пародию на Shogun:
Total War без намеков на сюжет и
уникальность, зато с кучей
глупейших упрощений. Вот карта
средневековой Японии — необходимо
уничтожить или подчинить кланы и
объединить страну. Вот походовый
режим — в нем игрок ведет
государственные дела и дрессирует
войска, а в реальном времени рубит
врагов на роллы и сасими. Поросшую
мхом концепцию органично дополняет
графика. Расплывчатые спрайтовые
фигурки, страхолюдные деревья,
покосившиеся дощатые заборы…
Откройте галерею Shogun и
сравните скриншоты девятилетней
давности с «фоторепортажем» Takeda
3.
Тактика присутствует лишь
номинально. Копейщики бьют
всадников, всадники бьют тяжелую
пехоту, тяжелая пехота бьет
копейщиков. Характеристики юнитов
зависят от командира, стоящего во
главе отряда, и в этом одно из
ключевых отличий от серии Total War.
Создавая армию, мы выбираем из
списка «офицеров» и в
соответствии с их талантами решаем,
что получат солдаты: кому лошадки,
кому луки, кому дефицитные «теппо»
(так японцы называли примитивные
европейские аркебузы). Особая роль
отведена снабжению. Каждое
подразделение привязано к своему
замку, откуда поступает пополнение
и припасы. Чем дальше от родных стен
сражаются воины, тем тоньше
спасительный ручеек; рано или
поздно придется отправить
ветеранов на пенсию, переместить
штаб в какой-нибудь приграничный
городок и уже там сформировать
новый «кулак».
Мнимый реализм тает после первого
боя. Shadow of the Horned Rat была
умной стратегией, Myth
заставляла шевелить извилинами, Shogun
и Medieval и сегодня
вдохновляют на подвиги. Увы, Takeda
3 безнадежно уступает
прародителям. Тесные карты
зачастую не оставляют пространства
для маневра. Если на вашей стороне
численный перевес, можно спокойно
применять прием из классических RTS —
обвести головорезов рамкой и
послать в атаку. Успех определяется
не построением, а «прокачкой»
военачальника и моральным духом
подчиненных. Я не раз сталкивался с
массовым психозом, когда сотни
бойцов в панике бежали, заметив, что
противник срубил флаг на ставке или
сломал ворота. Симуляция
психологического состояния — это
здорово, но, по-моему, авторы
перегнули палку.
Обтерев катану о подол кимоно, мы
возвращаемся на «глобалку».
Место в амбарах ограничено, поэтому
логично сразу же вкладывать весь
свободный рис (золото нужно для
расчетов с купцами, агентами и
императором) в экономику края.
Замки непохожи не только внешне —
они предлагают разное количество
ячеек для строительства. Фермы
обеспечивают едой, казармы
выращивают рекрутов, рынки
увеличивают приток капитала.
Изредка возникают дополнительные
варианты: в прибрежном регионе
можно обустроить квартал для
иноземцев, а если поблизости
протекает река, стоит купить
водяную мельницу. Кстати, как и в
недавней Empire, домики,
расположенные вне крепостных стен,
в смутные времена становятся
легкой добычей мародеров.
Отсрочить неизбежный конфликт
может дипломатия. Усыпанные
штампами бумажки в Японии не в
почете, всем заправляют личные
отношения. Браки укрепляют дружбу
народов, нарушения границ —
охлаждают ее. Война не признает
сантиментов — до финиша доберется
лишь один, но пока суд да дело,
союзники обезопасят от удара в
спину и помогут одолеть сильных
врагов. Есть и другой путь —
бесславный, зато короткий. Махните
рукой — и верные синоби распустят
дурные слухи, сожгут обозы с
провизией, подсыплют яд в саке.
Помимо рядовых диверсантов, в Takeda
3 действуют специалисты
высокого уровня: растлительница (соблазняет
наместников), элитный убийца (гарантированно
уничтожает цель), телохранитель (защищает
от покушений) и мастер-ниндзя (повышает
квалификацию «невидимой армии»).
Независимо от подхода, управление
государством едва ли доставит
удовольствие. Корявый интерфейс
превращает простейшие манипуляции
в головоломку. Между тем, работы —
непочатый край: распределить
полководцев, назначить
губернаторов, поделить артефакты,
повидаться с императором… Тот,
кому благоволит правнук богини Аматэрасу,
может рассчитывать на бескровные
победы. Громкие титулы поднимут
авторитет в глазах мелких и слабых
кланов, которые сами пожелают
примкнуть к вам. Хотя бывает и
наоборот. Дайме непопулярен?
Готовьтесь к неприятностям или
принимайте экстренные меры.
Генералов с низкой лояльностью
лучше немедленно казнить, однако
при достаточном влиянии намеченная
жертва сумеет избежать смерти и
перебежит к неприятелю. Особенно
трудно снять неугодного
градоначальника — он только и ждет
повода поднять над тэнсюкаку1 чужой
флаг.
Казалось бы, такие детали должны
делать игру интереснее. В
действительности же играть в Takeda
3 — все равно что сидеть в
очереди к стоматологу. Да, авторы
откопали несколько удачных идей, но
основные элементы реализованы
крайне неряшливо и поверхностно.
Вдобавок регулярные вылеты на «рабочий
стол» способны кого угодно
довести до сеппуку (что вдвойне
странно — Takeda 2 вела себя
вполне пристойно).
Канадосамурай
Настоящий мастер может работать
над мечом на протяжении многих лет,
стремясь достичь абсолютного
совершенства. Magitech пытается
следовать традициям, но со временем
лезвие становится тупее и хуже.
Впрочем, лудильщиков из Торонто это
не останавливает. Япония позади,
билет на Средиземное
море уже куплен.
1Высокая центральная башня в
японском замке
876 Прочтений • [Рецензия на игру Takeda 3] [21.04.2012] [Комментариев: 0]