Многочисленные «Корсары»
в последнее время приучили нас, что
проект на морскую тематику —
непременно «симулятор»
пиратской жизни. Про сильные серии Patrician
и Port Royale сейчас помнят,
наверное, лишь рьяные поклонники
торговых стратегий, и «Ост-Индской
компании» на роду было
написано возродить интерес к
заокеанской торговле. Порты Индии и
Африки, сулящие баснословные
прибыли, экзотические товары,
полные опасностей дальние плавания
— все это ничуть не менее заманчиво,
чем Весёлый Роджер, бутылка рома и
сундуки с пиастрами.
«Челночный» бизнес
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 6 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 2 Гб памяти 3D-ускоритель с 512 Мб памяти 6 Гб на винчестере
Заманчиво, но… на словах. Если вы
мечтали повторить карьеру сэра Джеймса
Ланкастера или ощутить силу действительно могущественной
организации (по крайней мере,
британской, о чем Лоуренс Норфолк
рассказал в «Словаре Ламприера»),
то будете разочарованы East India
Company. У финской студии Nitro Games
вышла не интригующе-приключенческая,
оригинальная игра, а нудноватая
транспортная стратегия с
оригинальным фоном.
Игроку доверяют управление одной
из Ост-Индских компаний; на выбор —
восемь держав без каких-либо
характерных особенностей, кроме
местоположения «штаб-квартиры».
Португалия — идеальный вариант: от
нее рукой подать до африканских
берегов, да и путь домой короче.
Некоторые исторические допущения (скажем,
шведская компания была образована
в 1730 году, здесь же она работает с
1600-го) погоды не делают.
Эпоха не чувствуется — вот что плохо в EIC.
Вся карта, в отличие от Port Royale,
нам известна заранее: столько-то
портов в Африке, Аравии, Индии (Малайский
архипелаг не влез, хотя с него, в
общем-то, все и начиналось), в каждом
из них — приоритетный товар.
Побережье Гвинейского залива —
слоновая кость и золото, юг Африки —
алмазы, запад — меха. На Аравийском
полуострове — кофе, в Индии — чай,
пряности, шёлк и фарфор. Будто кто-то
заблаговременно прокатился по миру
и через Интернет передал
информацию европейским купцам. Мы
же не паровозы гоняем по Дикому
Западу, в конце концов!
Но первый поход туда, за мыс
Доброй Надежды, мимо пиратского
Мадагаскара, все-таки волнует
сердце. Да, он длится не два с лишним
года, ну и пусть. Ведь наверняка
будет очень тревожно, очень страшно
за судьбу нескольких хрупких
кораблей, на которые еле-еле скопил
быстрыми перевозками кожи, дерева и
прочей ерунды… Нет. Нет места для
романтики в торговле Нового
времени. Сплошные счета, доходы,
монотонная возня с интерфейсом (читай:
перетаскивание грузов из трюма на
склад или в факторию и обратно) и
отстройка зданий в подконтрольных
портах. Такое явление, как
случайные события, разработчикам
неведомо. Капитанов не беспокоят ни
штормы, ни рифы, ни цинга, владельцы
знать не знают о пожарах в
хранилищах. Лишь изредка флотилию
задерживают в домашней гавани из-за
карантина, а в пути можно
обнаружить останки потерпевшего
крушение судна, однако это —
примитивные идеи.
В итоге одно из основных занятий
игрока прочно укладывается в схему
«привез-продал-отвез». Большие
партии тех самых приоритетных
товаров плохо влияют на цены (впрочем,
только в нашем порту — единого
европейского рынка в EIC не
существует), поэтому время от
времени нужно перестраивать «автомаршруты». Интрига
раскручивается спустя лет 30-40,
когда выгоднее, придерживая
подешевевшее добро на складе,
сбывать второстепенную продукцию:
селитру, кожу, рис и т. д. Цены на нее
растут и падают незначительно.
Иными словами, реальной рыночной
модели в East India Company нет, а
то, что получилось, подошло бы «Корсарам»
или серии Tradewinds, но никак
не проекту с экономическим уклоном.
Из-за такого вот несерьезного
подхода сюжетные кампании — скука
смертная. Стандартный набор «Mission
goals»: к назначенной дате привезти
X тонн определенного товара,
потопить/захватить Y кораблей,
захватить Z городов. Если все в
порядке, поступает новый приказ с
новыми цифрами. Перевыполнение
плана никого не заботит. Отчитались
лет за 15 до «дедлайна»?
Продолжайте качать деньги. В двух
коротких сценариях еще куда ни шло,
однако в Grand campaign с 1600 по 1750 гг.
однообразие давит беспощадно.
Свободное развитие, т.е. режим «песочницы»,
гораздо увлекательнее. Никто не
стоит над душой, и помимо «челночного»
бизнеса есть побочные задания (они
встречаются и в сюжетных кампаниях,
только реже): срочно перевезти груз
для купца, потопить флот, наладить
отношения с другим государством и т. п.
Хотя до Port Royale все равно
далеко. К тому же любопытство живет
всего 1-2 партии. Если
сосредоточиться на каперстве,
можно сильно затормозить
конкурентов на старте и потом
вывести их из строя. Конечно, всегда
найдутся любители придумать «хардкорные»
вариации вроде игры без saveload и на
максимальной сложности, но это
забава из разряда «развлеки себя
сам».
Пером и пушками
Самой провальной частью East
India Company оказалась дипломатия.
В теории страны могут заключать
пакты или альянсы, продавать друг
другу излишки или бесполезные
города и предлагать поучаствовать
в войне. Иногда международные связи
адекватны, иногда — нелогичны и
непредсказуемы. AI принимает
решения словно в шутку: сегодня
дружу, завтра воюю, послезавтра
торгую, послепослезавтра, находясь
на грани банкротства, заплачу кому-нибудь
за договор. Точно такая же
неразбериха проскальзывает и в
заданиях: то нужно уладить дела с
португальцами, то, через несколько
месяцев, пустить на дно их бриги.
Избавиться от этого разброда
можно одним способом — воевать. Для
прирожденных негоциантов
предусмотрена кнопка «Auto Resolve»,
выдающая статистику потерь, но
работает она исключительно в
морских баталиях (взятие города в
любом случае скрыто от наших глаз и
рассчитывается где-то за кулисами;
главное — подвезти побольше войск).
Ну а остальные жмут «Battle» и с
опостылевшей стратегической карты,
которая напоминает раскрашенный
стол и мало чем отличается от карты
из Sid Meier's Pirates! пятилетней
давности, переходят… в «Корсаров»
и Age of Sail 2, т.е. на
тактический уровень.
Здесь все достаточно привычно.
Три типа ядер — для корпуса,
такелажа и команды, дальность
стрельбы, мораль экипажа и даже
линейное построение… Какой-никакой,
а простор для маневров: сразу бить
ниже ватерлинии? обездвижить,
догнать и взять на абордаж? рискуя
проиграть, пойти на сближение и
картечью очистить палубу? Ключевых
особенностей, влияющих на сражения,
в EIC две. Во-первых,
ограничение на количество кораблей
в эскадре — максимум пять. Тут снова
приходится выбирать, водить по
океанам пять фрегатов с десантом (который
занимает место в трюме), чтобы при
необходимости быстро прибрать к
рукам порт или отбить свой, либо три-четыре
пустых фрегата, чтобы отбирать
грузы и трофейные суда. Гонка
вооружений более-менее скована
балансом — военные гиганты
исторически недоступны до
определенного времени и оживают
неторопливо: 90-пушечный линкор
сойдет со стапелей лишь через 15
месяцев. Кроме того, сперва надо
купить соответствующие чертежи.
Во-вторых, флотоводцы в битвах
набирают опыт и получают
специальные боевые/торговые навыки,
пассивные (действуют постоянно) и
активные (многоразовые, действуют 20-25
секунд). Флагман с умелым капитаном,
обладающим бонусами к точности,
дальнобойности и мощности пушек, —
не подарок для противника. К
счастью, морские волки — тоже люди,
они умирают и уходят на пенсию, так
что командный состав регулярно
омолаживается.
Враги достойно бьются и без «прокачки»,
хотя не всегда ведут себя разумно —
одинокие шебеки и шлюпы не прочь
храбро атаковать превосходящие
силы. Наши, правда, и сами бывают в
ударе: накрывают ядрами ближайшую
цель, невзирая на приказы, и
налетают друг на друга при
безобидных перестроениях.
Схватки «5 на 5», конечно,
зрелищны, но хотелось бы и чего-нибудь
масштабного, в том числе
возможности вступить в идущий бой.
В общем, батальная часть East India
Company — несомненная удача, тем
более что командовать дают и всей
армадой, как в RTS, и отдельным
кораблем, как в тех же «Корсарах».
Да, эффекты почти отсутствуют,
маломощный движок неспособен на
сногсшибательные виды, зато модели
судов со множеством суетящихся
человечков и матросом, бешено
крутящим штурвал, безусловно,
симпатичны. Им бы еще паруса не
такие картонные…
А морской «deathmatch» никого не
впечатлил. Комнаты совершенно
пусты; однажды мне удалось сыграть
дуэль, и то победа не зачлась в
профиле на официальном сайте.
Резюме
Надеюсь, моды и новые патчи (разработчики
непрестанно отлаживают игру и уже
ввели полезные элементы вроде
ускорения времени в сражениях)
сделают из East India Company
приличный, увлекательный проект.
Пока же она пресна, неглубока и
однообразна, если не искать
приключения на свою корму.
P.S. Добавка Pirate Bay,
которая продается в Steam и скорее
всего будет выпущена в России,
позволяет отыграть 20 лет за пиратов.
Герой начинает карьеру с одним
фрегатом, постепенно собирает флот,
грабит набитые сокровищами галеоны
и опустошает города. Награда —
попадание в онлайновый рейтинг. С
гибелью флагмана разудалая жизнь
заканчивается; более того, там нет
«сейвов» — сохранение
происходит лишь после каждой атаки
и при выходе в главное меню или Windows.
748 Прочтений • [Рецензия на игру East India Company] [21.04.2012] [Комментариев: 0]