Snowball Studios не перестает удивлять
изворотливыми маркетинговыми
ходами, издавая игры с названиями в
стиле китайских подделок: Wonderburg
замаскировали под The Settlers,
пятому «Саймону»
присобачили подзаголовок «Тупые
пришельцы», а «Битву за
Харьков» выпустили под
брендом «Линия фронта»,
ранее закрепленным за серией Combat
Mission.
Системные требования
Core 2 Duo/Athlon X2 64 2 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 3 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon X2 64 3 ГГц 2 Гб памяти 3D-ускоритель с 512 Мб памяти 3 Гб на винчестере
На самом деле воргейм,
анонсированный на Западе как Front
Roads: Kharkov 1943, не связан с
продукцией Battlefront.com. За плечами его
разработчиков, студии Graviteam —
культовый танковый симулятор «Стальная
ярость: Харьков 1942» и ни одной
стратегии.
Wargame 2.0
Как и положено амбициозным
новичкам, авторы «Битвы за
Харьков» не пошли
протоптанной дорожкой. Их
конкуренты, создатели «Второй
мировой» и Combat Mission,
не придумали ничего оригинальнее
набора миссий, проходящих на
независимых картах. В лучшем случае
наградой за бережное отношение к
подчиненным был перенос ветеранов
в следующий бой.
Механика, выбранная Graviteam,
напоминает серию Total War.
Командиры двигают войска по «шахматной
доске», восполняют потери и
запрашивают подкрепление в
пошаговом режиме. Если направить
солдат в клетку, занятую
противником, начинается схватка в
реальном времени. Правда, размах
куда скромнее — подразделений
крупнее батальона здесь нет. Плюсы
такой системы очевидны. Одна и та же
операция может развиваться по
совершенно разным сценариям.
Помимо рельефа, необходимо
принимать во внимание время суток и
погоду. Кроме того, игра «запоминает»
разрушения: уничтожив дома при
штурме поселка, вы не укроете в них
пехоту от вражеской контратаки. На
месте остаются даже покореженные
обломки техники.
К сожалению, не все задумки,
заманчиво изложенные на бумаге,
добавляют интереса. Перестрелки
гремят в огромных локациях
площадью 16 км2. ТТХ удалось
воспроизвести в масштабе 1:1 без
риска, что соперники станут
обмениваться ударами из
противоположных углов ринга. Но
плата за необъятные просторы —
вялый геймплей. В рядовых боях
участвуют по три-четыре орудия,
несколько танков и полсотни
пехотинцев. Количество юнитов
сравнимо со «Второй мировой»,
а размер карт — аж в 4 раза больше.
Воинских частей едва хватает, чтобы
прикрыть ключевые области, где идут
бои. И пока «панцеры» ползут через
снежную пустыню к цели, можно легко
уснуть.
Еще одно следствие гигантизма —
неважная графика. Стараясь
передать мрачную обстановку
зимнего противостояния, художники
Graviteam перегнули палку и создали
царство вечных сумерек. Без
условных обозначений вы вряд ли
поймете, что к чему. Ну и зачем тогда
вообще нужна трехмерность?
By Spartans for Spartans
«Битву за Харьков»
оценит лишь небольшая группа людей,
поклоняющихся реалистичности и по-настоящему
сведущих в тактике. Скажем, сложные
расчеты попаданий, учитывающие
калибр и тип снаряда, толщину и угол
наклона стальных листов, — не
новость для серьезных воргеймов.
Однако Graviteam не просто пичкает
справочной информацией, а
предлагает изучить эпюры
пробиваемости брони и использовать
их на практике.
Дабы проникнуться духом военно-исторического
фанатизма, достаточно взглянуть на
экран с итогами сражения.
Разглядывая выбитые машины, вы
увидите векторы, которые
показывают, из какого оружия и в
какие именно точки они были
поражены. Раньше такой функцией
хвастались симуляторы «Балканы
в огне» и «Стальная ярость»
от той же команды. После этого
прочие детали (учет морали и уровня
подготовки солдат, выход из строя
узлов техники, возможность рыть
окопы и т. п.) воспринимаются как
само собой разумеющееся.
Большинство игроков, не готовых
страдать ради любви к
моделированию битв, споткнутся о
неинтуитивный, аляповатый
интерфейс. Освоить его по
всплывающим подсказкам немногим
проще, чем поднять в воздух самолет,
читая надписи под тумблерами.
Применять доступные инструменты
осмысленно — еще труднее. Авторы не
позаботились о встроенном обучении,
так что без раскопок в руководстве
не обойтись. При этом искусственный
интеллект воюет весьма умело и без
зазрения совести стирает в пыль
новичков.
Все, на чём можно было сэкономить,
сработано дешево и грубо. Для
пошагового и боевого режимов
загружаются отдельные программы.
Подолгу ожидая их запуска, вы
будете рассматривать «рабочий стол».
Озвучка в подметки не годится «Второй
мировой». Ход партии нельзя
сохранять свободно — только
автоматически. Конечно, это глупое
решение не прибавило «честности».
Тот, кто жаждет переиграть
столкновение с лучшим исходом, все
равно добьется своего, скинув
профиль в другую папку. Впрочем,
стоит ли рассуждать о неудобствах,
если тут нет даже нормального меню?
Вместо него сразу подсовывают
список заданий.
К слову, их очень мало — всего
шесть. А локаций и того меньше: в «Соколово»
мы бываем дважды, в «Тарановке» —
трижды. Варианты прохождения
позволяют сыграть на каждой
несколько раз, но через пару недель
вы замусолите «Битву за
Харьков» до дыр.
* * *
Дебют Graviteam в стратегическом
жанре по состоянию близок к сырой
альфа-версии. Концепция-то хороша, и
ее еще могут довести до ума патчами,
аддонами или сиквелами: избавиться
от угрюмости, сделать дружелюбное
управление, добавить десяток
миссий. Займутся ли?
781 Прочтений • [Рецензия на игру Achtung Panzer: Kharkov 1943] [21.04.2012] [Комментариев: 0]