Позвольте сэкономить немного
вашего времени. Чуть выше висит «шапка»
с выходными данными. Загляните туда.
Если вам по нраву хоть одна RPG из
графы «Похожие игры», не читайте
эту рецензию. Чтобы полюбить Dragon
Age: Origins, не нужны тысячи букв.
С первого взгляда
Системные требования
Core 2 Duo/Athlon X2 64 1.8 ГГц 1.5 Гб памяти GeForce 6600 GT/Radeon X850 20 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Quad/Phenom II X3 2.8 ГГц 4 Гб памяти GeForce 8800 GTS/Radeon HD 3850 20 Гб на винчестере интернет-соединение
За что любить? Да за все, что ценят
капризные поклонники жанра: мир,
продуманный до мелочей, минимум 60
часов путешествий по карте, яркие
характеры персонажей, гибкую
боевую систему, непростые ситуации
и квесты, тексты, которые приятно
читать и еще приятнее — слушать1… Dragon
Age, словно хороший рассказчик,
увлекает с первых минут. Она ведет
повествование не спеша, смакует
подробности, углубляется в
витиеватые лирические отступления
и ловко поддерживает интригу,
заставляя ерзать на краешке стула.
Покрутите колесиком мыши, и
камера, смотревшая в спину героя,
взмоет ввысь, дабы скрыть огрехи
трехмерных моделей и напомнить о
славных деньках Infinity Engine. Изъяны,
разумеется, есть. Текстуры кое-где
покусаны молью. Композитор Инон
Зур (Inon Zur) выдал бледную
штамповку, которую не спасает
ангельский вокал Обри Эшберн (Aubrey Ashburn). Возрастной рейтинг «М»
отработан слишком рьяно: люди,
усыпанные кровавыми «веснушками» с
головы до пят, нелепы, как и
спрайтовые лужи кетчупа,
расползающиеся под трупами.
Однако ругать BioWare за такое — все
равно что назвать лето плохим из-за
пары дождей. Да и «чернухи»
канадцам не занимать. Взяв за
основу средневековую Европу,
авторы создали на редкость
неприветливый мир. Здешние эльфы
давно потеряли бессмертие; те, кому
повезло избежать рабства и гибели в
борьбе с крестоносцами Церкви,
нищенствуют в городских гетто.
Гномы Орзаммара живут в кастовом
обществе. Для них нет ничего
страшнее, чем покинуть каменные
своды и выйти наружу — обратно не
пустят. Орден храмовников держит в
узде чародеев — его рыцари находят и
истребляют «незарегистрированных»
колдунов. По иронии судьбы, чтобы
тамплиеры могли одолеть магов, они
принимают концентрат лирия,
вызывающий зависимость.
Сходство с реальностью усиливают
и знакомые стереотипы. Соседнее с
Ферелденом государство Орле —
феодальная Франция, срисованная
вплоть до характерного акцента (тут
есть и своя Жанна д'Арк —
набожная Лейлана). Родина Стэна,
молчаливого кунари со
странными понятиями о чести, —
Скандинавия. Скользкие типчики из
Антивы, заправляющие на
денеримском рынке, — натуральные
итальянские мафиози. Наконец,
жители Ферелдена с их
привязанностью к мордастым псам мабари
вполне сошли бы за англичан.
…& Dragons
К счастью, в нашем мире не водятся
«darkspawn». Подобно оркам из «Властелина
Колец» и «саранче» из Gears of War,
эти твари вышли на поверхность из
темных глубин, чтобы растерзать,
сожрать, уничтожить. И под рукой нет
даже завалящего Избранного!
Кто же защитит Ферелден?
Выбирайте. Сын благородного тейрна2,
чей замок разорил вероломный сосед.
Молодой маг, едва переживший
кошмарный «выпускной экзамен».
Наследный принц гномов,
пострадавший в семейной грызне за
трон, или обитатель бедного
квартала. Бесправный городской
эльф или эльф-далиец, вольный как
ветер. BioWare развила идею коротких «виньеток»
из Temple of Elemental Evil — события
пролога отражаются эхом до самого
финала, всплывая в беседах и
заданиях, переплетаясь с основным
сюжетом.
Все шесть завязок так или иначе
приводят в Остагар — разрушенную
крепость, где король Кейлан
планирует разгромить орду монстров.
Именно там наш герой и еще
несколько «призывников» проходят
опасный обряд посвящения в Серые
Стражи. Ибо, согласно преданию,
только Стражи могут убить
Архидемона — огромного дракона,
повелевающего силами тьмы.
Четыре раза они одерживали победу,
но теперь фортуна не на их стороне.
После поражения человеческой армии
под Остагаром лишь чудо остановит
древнее зло. Увы, те, кто столетия
назад обещал помощь, погрязли в
своих невзгодах. Арл3 Редклиффа при
смерти, а окрестности его замка
терроризирует нежить. Башню магов
захватили демоны. В Бресилианском
лесу, пристанище долийских эльфов,
свирепствуют вервульфы. В
Орзаммаре пылает политический
кризис — две гномские фракции
делят престол. Не лучше дела и в
стольном граде Денерим — регент
Логейн узурпировал власть и
объявил Серых Стражей предателями.
Подлец/…/святой
В каком порядке разбираться с
чужими проблемами — определяет
игрок. Его варианты редко сводятся
к метанию между «черным» и «белым»,
ведь выходов из ситуации —
необязательно два. Третий, самый
правильный путь (там, где он
существует), заставит попотеть.
Единственная реплика в диалоге
здесь ничего не решает — Dragon Age
наслаивает последствия одно на
другое, поэтому результат так
просто не предугадать.
Моральные дилеммы часто
возникают и в побочных миссиях,
превращая банальную доставку
грузов или заказное убийство в
мучительные сделки с совестью. И
пусть большинство п(р)оступков
влияют лишь на состав армии в
генеральном сражении да текст
эпилога, вершить судьбы все равно
интересно. Особенно в роли «злодея»,
похожего не на дворового хулигана,
а — впервые для BioWare! — на холодного
расчетливого циника с четкими
мотивами.
Зато напарники реагируют на
деяния командира гораздо быстрее,
причем каждый — по-своему.
Опрометчивый шаг, неосторожно
брошенная фраза — и стрелка на
шкале уважения сползает к нулю в
лучших традициях KotOR 2 и Neverwinter
Nights 2. Несостоявшийся
храмовник Алистер охотно отпускает
шпильки в адрес приятелей и
надувает щеки, если ему платят той
же монетой. Язвительная Морриган не
верит в благотворительность.
Целительница Винн презирает
несправедливость в любой форме;
чуть что — призовет к ответу.
Доведете товарища до ручки —
навсегда хлопнет дверью.
Попробуйте съехидничать Стэну,
когда тот поставит вопрос ребром: «Почему
мы не идем прямиком к Архидемону?».
Мешок с вещами, слава богу, «бунтари»
не забирают — в Dragon Age
инвентарь един на всех.
Только пес безоговорочно верен:
не осуждает, не лезет с советами и,
стоит попросить, притащит в зубах
что-нибудь ценное. С остальными
следует действовать тоньше. Щедрые
подарки и задушевная болтовня на
привале помогают задобрить
спутников, узнать их прошлое и
выполнить личные квесты. Любовные
романы (политкорректная BioWare на сей
раз предусмотрела все сочетания
полов) — тоже штука взрывоопасная:
измена или разрыв отношений
чреваты скандалом.
Но даже если вам претит чье-то
мировоззрение, глупо
разбрасываться народом. Во-первых,
вы упустите шанс послушать смешные
пикировки соратников, скрашивающие
прогулки по «зачищенным» районам.
Одни словесные дуэли Алистера и
Морриган чего стоят! Для пущего
веселья возьмите в компаньоны
Зеврана — бывшего наемного убийцу.
Во-вторых, потеря бойца сократит
пространство для маневров. Воины,
разбойники и чародеи не растут на
деревьях.
Броня крепка и «танки» наши
быстры
Три базовых класса — не так мало,
как кажется поначалу. На 7-м и 14-м
уровнях персонаж волен взять две из
четырех специальностей (допустим,
берсерк, бард или оборотень),
открывающие дополнительные ветки
умений. Но сначала их предстоит
заслужить, уговорив напарника,
купив фолиант в магазине или
отыскав учителя.
Грамотно «качая» подручных, вы
неизбежно получите классические
архетипы из онлайновых RPG: «танк», «хилер»
и «дамагер». К канонам ММО отсылают
разноцветные имена врагов,
указывающие на их ранг, и «threat» —
параметр, по которому компьютер
оценивает угрозу, исходящую от
членов команды. Микроменеджмент с
применением тактической паузы —
привычное занятие для адептов Infinity
Engine — еще не гарантирует победу. В Dragon
Age маг, плюнувший огнем в толпу,
погибнет за доли секунды, если воин
в толстенной броне не отвлечет
внимание оглушительным воплем.
Чтобы дружественный ИИ не зевал в
разгар потасовки, BioWare предлагает «tactical
slots» — аналог системы «gambit» из Final
Fantasy XII. Аккуратно составленные
цепочки «условие — цель — действие»
(скажем, «если у противника <50%
здоровья, использовать Mighty Blow»)
берегут нервы, позволяя
сосредоточиться на прямом
управлении одним подопечным.
Важно помнить про особый вид
навыков — «sustained». Они включены
постоянно, но, вместо поглощения
маны/энергии, уменьшают
максимальный запас на N единиц. По
сути, это разные боевые режимы со
своими наборами бонусов или
активных умений. Ловко щелкая по
кнопкам, вы сотрете в пыль любую
армию (благо, «горячая» панель
для талантов, заклинаний и снадобий
зависит от разрешения экрана и умеет растягиваться). Голем Шейл без
такого жонглирования вообще —
ходячий балласт.
Правда, «балласт» еще надо купить.
Дополнение «The Stone Prisoner» попало не во все комплекты. Схожая участь постигла и
мини-аддон «The Warden's Keep», где, помимо
познавательной предыстории Серых
Стражей, есть склад для лишнего
барахла. А жаль — с этим уникумом
должен познакомиться каждый — Шейл
ненавидит органику не меньше, чем
его брат по разуму HK-47 из Knights of
the Old Republic, и называет героя «оно».
Понятно, отчего великан брюзжит:
шутка ли, проторчать неподвижно 30
лет в забытой Творцом деревне,
работая новогодней елкой для
аборигенов и туалетом для голубей!
Повод для брюзжания нашелся и у
D&D-ортодоксов: BioWare заменила сон
регенерацией, выплеснув с водой
ребенка — в Dragon Age: Origins нет
цикла «день/ночь». Звездное небо
можно увидеть кое-где по сюжету да в
походном лагере, заменяющем «базу»
(таверну, особняк, «Эбенового
ястреба»…). Погибнуть тоже нельзя:
смерть — не конец, зато верный
способ заработать перелом черепа,
открытую рану или ослепнуть на один
глаз. Но не ломайте копья, господа
ветераны. Лучше зайдите в меню,
установите сложность «Nightmare» и
постарайтесь не разбить мышь об
стену.
This is the new sh*t
Многие сомневались в качестве Dragon
Age: Origins — проект,
представленный на Е3 2004, успел
сменить руководителей и по праву
заслужил звание долгостроя.
Впрочем, творческие муки пошли игре
на пользу — она повзрослела, обрела
голос и заготовила целую торбу
драконьих яиц. По одному на каждого
скептика.
1В английской версии.
2,3Дворянские титулы в Ферелдене.
735 Прочтений • [Рецензия на игру Dragon Age: Origins] [21.04.2012] [Комментариев: 0]