Нечто гадкое творится нынче. Год
близится к концу, но любимый
некогда жанр по-прежнему не может
предложить ничего хорошего. На
магазинных полках — сплошная
сырость. Немногие ожидаемые релизы
один за другим переезжают в 2010+ гг.
Самые ярые поборники чистоты
подгузников уже осторожно
записывают «Бэтмена» и Uncharted
2 в «приключения», остальные
находят приют в незатейливых
гибридах с карманных консолей.
Единственные, кто пока на что-то
претендуют — indie, и те посматривают
в сторону казуалок. Кто придет на
помощь? Кто спасет положение и
вырвет adventure из холодных лап смерти?
Заиграница нам поможет
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 400 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 400 Мб на винчестере
Корабль тонет, крысы бегут, а чехи
не спеша ваяют себе игры в старых
традициях, чтобы в последнее
мгновение вытянуть барахтающийся
квест из пучины небытия. The Black Mirror, Tale of a Hero, теперь вот «Машинариум».
Amanita Design, которая до сих пор
действовала в духе «стильный
пиксель-хантинг для масс», внезапно
решилась на полноценную адвенчуру.
Сразу оговоримся: адвенчура вышла
специфическая, с уклоном в «Гоблинов»
и прочий пазл-микс. Оно и к лучшему.
Руководителю студии Якубу
Дворскому (Jakub Dvorský), кажется,
вообще важен не столько формат,
сколько возможность
самовыразиться.
В принципе, кроме Snowball Studios никому
не пришло в голову отслеживать
разработку, да и те лишь
пропагандировали ее «независимость».
Приятно, что на российском
пространстве появился глашатай
свободы. Иначе как донести до
народа сюжет о маленьком
добродушном андроиде, вступившем в
конфликт с системой
роботизированного мегаполиса?
Восстание машины
«Машинариум» вполне
может стать гимном борьбы жанра за
выживание. На передний план
выдвинуто общество потребителей —
общество, где каждый сидит на своем
месте, выполняет четко
предписанную ему функцию и не сует
нос, куда не просят. Стандартная —
на первый взгляд — антиутопия.
Окрашенный в подвальную серо-чугунную
гамму мирок с котлованами,
вентилями и облупленными стенами
превозносят не одно поколение (пла-не-та
Ше-ле-зя-ка). В развалинах и щемящих
пародиях на городские трущобы
легко разглядеть гниль застойного
периода; в шуршащей, пищащей и
галдящей толпе — публику с
атрофированным мозгом.
Впрочем, тут недалеко и до
социализма. В обществе
потребителей люди озабочены личным
существованием. Полная дамочка
крутит головой в поисках собачки,
старик на инвалидной коляске
жаждет смазки для суставов, грузный
полицейский горюет над поломкой
питомца… Собственники и эгоисты!
Никого не волнуют три
подозрительные фигуры, направо и
налево гадящие обывателям (жирный,
например, напомнил мне EA). Конечно, м-р
Разводной Ключ наябедничает на них
в перерывах между сном. Бродячий
музыкант посетует на испорченный
барабан. Но давать отпор? Раскатали
губу! Лучше поторчим торчком и
пожалуемся на судьбу. И тем более
плевать на готовящийся теракт в
центре столицы.
Механический быт… Кому под силу
расшевелить его? Звездный
мусоровоз притормаживает у помойки
и сваливает ржавый груз в кучу. Чуть
позже из-под разбитой сантехники
вылезает на свет косоглазый
паренек без пары конечностей.
Подобным образом, со свалки,
начался нелегкий путь от «низов» к
«верхам», от забвения к восстанию.
Робот хочет любви
Похожего героя нам давно не
хватало. От такой наивности разряды
бегут по проводам. Ему ничего не
стоит влипнуть в историю из-за
двумерно-чрезмерного любопытства.
Эдакий Клеймен из The Neverhood
или Дядя из «Полной трубы».
Притом он — едва ли не единственный,
кто силится что-то поменять. «Мятущаяся
интеллигенция среди народа», если
угодно. Хотя руководствуется
обычными человеческими желаниями:
спасти возлюбленную и убежать куда-нибудь
подальше. Забудьте о переделе
власти, насаждении демократии и «бесплатном
горючем в каждый дом». Революционер
поневоле, ропщущий за свободу. Якуб
Дворский в миниатюре.
В железной вселенной нет четкого
разделения по специализациям. Юный
роботик конструкции «Раскладушка»
умеет проникать в труднодоступные
места, манипулируя гибким телом, и
эффектно заглатывает предметы (в
прямом смысле слова). Все. Бартерный
обмен процветает как в той же «Трубе».
Правда, в отличие от молчаливых
фриков из канализации, здешние
жители гораздо сговорчивей и
недвусмысленно дают понять, что им
необходимо для счастья. Облачка с
черно-белыми мультиками успешно
заменяют мысли и диалоги, попутно
предлагая лишний повод для улыбок.
Никогда не повредит.
Точка, точка, Микки Маус
Авторы правильно сделали,
отказавшись от рукописного
сценария, — вон, спросите Snowball. В
конце концов, лучше заниматься тем,
в чем действительно поднаторел. А
flash-анимация в «Машинариуме»
прелестнейшая. Наш андроид потешно
валится вниз с любой верхотуры,
отчаянно негодует при виде
хулиганских бесчинств и
пританцовывает под звуки уличного
оркестра. Напускная детскость не
мешает горевать о похищенной
подружке, достаточно на минуту
оставить его без присмотра. Очень
скоро прикипаешь сердцем к этому
несуразному сплаву металла и
эмоций. Только не пытайтесь
прикипеть, разглядывая скриншоты.
Не тот случай.
Юмор в красках вышел
интернациональным и доступным.
Бродить по угрюмому с виду городу
теперь можно в свое удовольствие,
благо, Amanita избавилась от схемы «одна
локация на один укус». Полноценная,
«взрослая» адвенчура. Пошатаешься
чуток — и проникнешься нелепой
архитектурой. Кривые башенки,
уютные теплицы, тюрьмы… Мягкий
chill-out помогает расслабиться и
забыться на пару вечеров.
Загадки почти не замечаешь. «Почти»
— потому что сложно не заметить
пазлы с вентилями и сбором картинки
из кусочков, будь они трижды… эм…
хорошо вписаны в игру. Якуб —
художник, и разменивать талант на
выдумывание оригинальных
головоломок не стал. Сегодня, чтобы
выглядеть солиднее, необязательно
вызванивать из-за границ
пажитновых. Студия и без того уже
переросла нишу indie, пускай нет-нет и
проскочит какое-нибудь жанровое
или межжанровое проклятье. Впрочем,
аркадное старье типа Space Invaders
вряд ли испортит настроение.
Подсказки, оформленные под паучий
сайд-скроллер, отобьют охоту у
самых нетерпеливых лазать в советы
по прохождению. Разве что беготня
по лабиринтам-кривулькам ближе к
развязке напомнит о корнях
маленького шедевра с амбициями. Не
забывай!
840 Прочтений • [Рецензия на игру Machinarium] [21.04.2012] [Комментариев: 0]