Питерская компания «Леста» уже
давно пробует силы в жанре
глобальных стратегий. Особых
успехов она пока не добилась:
концепция «Стальных монстров»
и «Агрессии» была смелой
на бумаге, но обе попытки скрестить
RTS и TBS пошли на дно из-за
программных ошибок и недоработок. К
счастью, авторы сделали правильные
выводы из своих промахов. «Империя:
Смутное время» лишена былых
амбиций, да и звезд с неба не
хватает, зато удовольствия от нее
гораздо больше, чем от раскрученных
предшественниц.
Русь во мгле
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 512 Мб памяти GeForce 6600/Radeon Х650 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 1 Гб памяти GeForce 7800/Radeon X1800 2 Гб на винчестере
Взяв за основу стратегический
режим «Агрессии»,
разработчики перенесли действие в
XIV-XVII века и полностью отказались от
тактических баталий. На первый
взгляд, опрометчивый шаг, ведь в
этой нише царствует Europa Universalis 3.
Однако «Смутное время» не
моделирует целую планету, а
охватывает лишь территорию от
Каспийского моря до Прибалтики. И
дело не только в размере карты — в
конце концов, некоторые партии в EU
3 тоже не выходили за пределы
региона. Важно то, что «Леста»
уделила внимание событиям меньшего
масштаба, вплоть до битв за поселки
и перемещений чумных больных.
Как и в «Агрессии», волю
игрока исполняют различные
персонажи. Полководцы возглавляют
армии, правители решают
политические вопросы (например,
отправляют послов или вводят
военное положение), наместники
поднимают на ноги хозяйство, и т. д.
Раньше это выглядело абсурдно —
вместо того чтобы командовать
фронтом, маршал Жуков нарезал
круги по Европе, словно герой серии Total
War. Теперь же такой подход
логичен — князья действительно
объезжали владения, собирали
дружину и вели ее на врага.
Принципы экономики, напротив,
сильно изменились. Сердце любой
провинции — город, центр
зарождающейся промышленности и
науки. Здесь добывают золото и
знания, без которых нельзя
построить церковь, нанять
стрельцов, изобрести
книгопечатание и активировать
многие умения персонажей.
Неподалеку от белокаменных стен
расположены деревни. Без
поставляемого ими провианта жители
начнут голодать, а войско потеряет
боеспособность.
Наладить работу всей системы
несложно, хотя от проблем никто не
застрахован. Если сэкономите на
охране сельхозугодий, разбойники
или неприятельские агенты мигом
урежут ваш паек. Горожане бандитов
не боятся, зато могут стать
жертвами эпидемии, впасть в ересь
или поддаться уговорам и водрузить
чужой флаг.
Опытный руководитель наведет
порядок в государстве или
соберется в поход буквально за пять
минут, а затем помчится на «ускоренной
перемотке», пока кто-нибудь не
воткнет палку в колесо. С
наступлением очередного кризиса он
подправит курс и двинется дальше.
По сути, вся игра — вялотекущая
возня с ползунками и кнопками.
Хорошо хоть интерфейс в этот раз
удобный.
Тем не менее, бороться с
неприятностями интересно.
Разработчики придумали множество
случайных событий в стиле Europa
Universalis 3: In Nomine и дали каждой
ситуации подробное описание в духе
эпохи. Из-за этого примитивные
поручения становятся страницами
летописи, а не поводом пять раз
щелкнуть мышью. Вместе с набором «сюжетных»
заданий и выдержками из старинных
трактатов они лучше передают
исторический колорит, чем проекты
Paradox Interactive.
Запал пропадает только под
занавес, когда денег куры не клюют.
Можно вербовать вельмож десятками,
использовать их способность и тут
же увольнять. Излишки ресурсов
превращают в фарс и дипломатию.
Разошлете соседям подачки —
дружного отпора вашей агрессии не
будет.
Даже Смутное время, которое
начинается со смертью монарха, не
оставившего совершеннолетнего
наследника, совсем не страшно. Идея
была неплоха: если произошло такое
несчастье, все сферы жизни державы
получают огромные штрафы, после
чего ее распад неминуем. Увы, рецепт
спасения элементарен — сменить
династию и продержаться до конца
короткого переходного периода.
В любом случае, недостатки не так
уж велики, а для новичков простота «Смутного
времени» — хорошее подспорье
для знакомства с жанром. Да и
ветераны охотно сыграют несколько
партий, хотя вариантов прохождения
немного, и не все они равнозначны: «Леста»
подготовила массу событий для
русских и украинцев, не обидела
поляков и литовцев, но вот немцам и
шведам не повезло.
* * *
Впрочем, добавить нации и
исправить баланс — посильная
задача для толкового патча или
дополнения. Главное, что «Леста»
наконец-то встала на твердую почву,
выпустив добротную игру.
1235 Прочтений • [Рецензия на игру Reign: Conflict of Nations] [21.04.2012] [Комментариев: 0]