Sheridan: There is so much I still don’t understand.
Lorien: As it should be.
Sheridan: Can I come back?
Lorien: No. This journey has ended. Another begins. Time to rest
now.
Babylon 5, «Sleeping in Light»
Mass Effect 3 едва успела
выйти, как волна слепой ненависти
всколыхнула интернет-форумы.
Игроки начали строчить гневные
петиции, требуя переписать
концовки, объяснить детали сюжета и
показать картинки а-ля Fallout
о том, что было дальше1. Но,
возмущаясь тем, как коварная BioWare
лишила людей выбора, недовольные
граждане не увидели лес за
деревьями. Ибо сама Mass Effect 3
— не просто финал трилогии; это —
огромное, под 30 часов длиной, слайд-шоу
о том, как поступки в предыдущих
частях изменили Галактику.
The roads not taken
Системные требования
Core 2 Duo/Athlon 64 X2 1.8 ГГц 1 Гб памяти GeForce 7900/Radeon X1800 15 Гб на винчестере интернет-соединение
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.4 ГГц 3 Гб памяти GeForce 9800 GT/Radeon HD 4850 15 Гб на винчестере интернет-соединение
А влияют они здорово. Разные «сейвы»,
импортированные из Mass Effect 2,
открывают перед командором
Шепардом непохожие развилки.
Сценаристы припомнят ему все, от
решения, принятого в аддоне Bring
Down the Sky, и того, как он обошелся
с назойливым поклонником, когда-то
донимавшим его на станции «Цитадель»,
до участи базы Сборщиков (право, не
стоило дарить ее негодяям из «Цербера»).
Вот как тут подавать послесловие?
Любая из шести развязок — событие
космического масштаба, сотрясающее
основы серии. Чтобы поведать о
судьбах планет и героев, горстки
картинок или вороха дополнений не
хватит. Нужна Mass Effect 4.
Вариативность впечатляет. В
генеральном сражении ME2
можно потерять немало бойцов, а
ведь для каждого из них (Мордин,
Миранда, Грюнт, Легион, Джек, Тали, Самара…) в Mass Effect 3
авторы написали диалоги, ролики и
целые квесты. Причем многие из
соратников — единственный шанс
уладить вековые межрасовые
конфликты самым дипломатичным
путем. Чем сильнее нации и чем
больше товарищей уцелело, тем
крепче армия, готовая дать отпор
безжалостным «жнецам». Земля и
метрополии остальных государств
охвачены пламенем; последняя
надежда — гигантское оружие «Горн»,
воссозданное по чертежам давно
сгинувшей цивилизации. Жаждет
заполучить его и Призрак, глава
группировки «Цербер», у которого
свое, сугубое видение светлого
будущего.
Успех предприятия зависит от…
арифметики. Mass Effect 2
учитывала отношения с членами
экипажа «Нормандии». Здесь же наши
действия меняют эффективную мощь
объединенного флота, выраженную
числом. Чем оно выше, тем
благоприятнее исход. Полезные NPC,
артефакты, ударные отряды,
спасенные в далеких мирах,
разведданные, загруженные из iOS-шутера Mass Effect: Infiltrator, и мини-игра
в приложении Mass Effect 3 Datapad, — все для
фронта, все для победы!
Те, кто не хочет помогать
встречным поперечным и исследовать
звездные системы, но желает
освободить Землю, могут
проследовать в мультиплеер. Матч в
«кооперативе», скопированном с The
Horde из Gears of War 2, повышает
множитель готовности на 2-4%.
Командные забеги — развлечение
недурное, но надолго не увлекает.
Слишком уж простенько на фоне Gears
of War 3, показавшей, как надо
развивать совместные пострелушки.
Ни дать ни взять — довесок, который
вы забудете через неделю.
Словно пять лет назад
К счастью, над сетевым отростком
корпела отдельная группа из BioWare
Montreal (кстати, сначала его
задумывали как загружаемый FPS Mass
Effect: Team Assault). Костяк тем
временем исправлял ошибки Mass
Effect 2. Первая часть была
неловкой попыткой привить TPS к RPG;
сиквел дал крен в противоположную
сторону — боевую механику довели
до ума, чудом не выплеснув ролевой
компонент.
В Mass Effect 3 чаши весов
наконец-то встали ровно. Оружие
снова разрешено модифицировать,
причем сбор и установка апгрейдов
гораздо удобнее, чем в ME1 с
ее неуклюжим инвентарем. Полоски
навыков, прежде обрубленные под
корешок, позволяют настроить
бонусы по вкусу. Не бог весть какая
глубина в сравнении с другими
хитами BioWare, но приятно.
Возвращает серию к истокам и
структура игрового мира. Вместо
нескольких «городов» — шесть
секторов уже знакомой «Цитадели».
Магазины, бар, посольский район,
доки, ставшие приютом для беженцев…
Правда, с житейскими бедами к
Шепарду мало кто пристает. Обычно
мы мимоходом подслушиваем чужие
беседы, и в блокноте появляется
запись типа «принести тому-то
предмет Х». Лень ползать курсором
по планетам и обшаривать закоулки
ради «федекса» — да и шут с ним.
Хотя жаль, что большинство побочных
заданий как раз такие.
Неприоритетные миссии — совсем
иная история. Карты для них
создавали с расчетом на
мультиплеер, и, впервые попав на
такой уровень, чувствуешь себя
непривычно. На смену коридорам Mass
Effect 2 пришли кусочки открытых
пространств, где можно проявить
тактическое мышление. Не то чтобы
оно очень нужно — мозгов у врагов,
хоть и освоивших свежие фокусы, не
прибавилось. Бывает, зацепятся
тушкой за декорации или наглухо
впадут в ступор. Да и сами
перестрелки — обыденные донельзя;
за вычетом парочки «боссов», они
ничем не удивят ветеранов.
Зато выглядят битвы эффектно.
Программисты BioWare, пять лет назад
насилу совладавшие с молодым Unreal
Engine 3, взяли технологию за рога.
Динамические свет и тени краше,
звук сочнее, блики шире, 60 кадров в
секунду при любой погоде… Огонь
разве что никудышный, и на крупных
планах нет-нет да бросятся в глаза
консольные текстуры.
Еще один мудрый шаг — переделка
мини-игры по сканированию планет. Mass
Effect 2 заставляла прочесывать
их мелким гребешком, собирая
минералы на улучшение корабля и «стволов».
Нынче мы ищем лишь по-настоящему
важные вещи. Да и «Нормандия»
охватывает сигналом целую зону.
Если что-то всплыло на радаре,
достаточно подлететь ближе,
выпустить зонд и забрать находку.
Однако усердствовать не стоит,
иначе на позывные примчится орава «жнецов»,
и Шепарду придется улепетывать из
системы. Под занавес и такая рутина
надоедает, но ей ох как далеко до
скучных экспедиций на косолапом «Мако»!
В общем, видно, что канадцы
стремились превратить количество в
качество. Размер экипажа сократили
до семи бойцов, из них новеньких —
трое: последний из протеанцев,
которого выдают в DLC From the Ashes,
грубоватый вояка Джеймс Вега, не
привыкший следовать приказам, и
дама, чье имя сразу раскроет
сюрприз. У ценителей романтики,
впрочем, поле чуть шире — закрутить
лав стори можно кое с кем из «старой
гвардии» (при условии, что вы
перетащили нужную «сохраненку») и
второстепенных NPC. Репортерша Диана
Эллерс, ведущая новостную
программу с борта «Нормандии»,
пилот Стив Кортес и помощник
капитана Саманта Трейнор тоже не
прочь пофлиртовать.
* * *
Тем не менее, даже при эпическом
размахе каждому не угодить, и BioWare
это осознавала. Завершить
культовую трилогию непросто;
завязать узелки на десятках
сюжетных нитей, сплетенных
игроками в уникальные полотна —
колоссальный труд. Mass Effect 3
стала первой, кто не рухнул под
тяжестью этого снежного кома.
1Пользуясь случаем, хочу, чтобы Чапаев
переплыл реку Урал, мечтаю
посмотреть «Помни» в нормальном
порядке и требую рассказать, упадет
юла или нет. Средства, собранные в
рамках петиции, пойдут в фонд
борьбы с людской наивностью.
1258 Прочтений • [Рецензия на игру Mass Effect 3] [21.04.2012] [Комментариев: 0]