В 1854 году немецкий экономист Герман
Госсен опубликовал книгу, в
которой сформулировал закон
предельной полезности: «в
непрерывном акте потребления
предельная полезность блага
начинает уменьшаться».
Современники подняли его на смех, «Советская
энциклопедия» назвала теорию
вульгарной и антинаучной… Большая
ошибка! Жизнь много раз
подтверждала правоту ученого.
Взять, к примеру, популярную
стратегию «В тылу врага».
Первая часть была воспринята на ура,
продолжение заслужило несколько
дружеских тычков, а дальше —
равнодушие и ядовитые упреки.
Вместо того чтобы развивать серию,
«1С» включила конвейер. «Штрафбат»
почти неотличим от своих
предшественников, и в этом его
главная беда.
На фронте без перемен
Системные требования
Pentium 4 2.6 ГГц/Athlon 3000+ 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo 2.33 ГГц/Athlon X2 5000+ 2 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 6.5 Гб на винчестере
Сюжета традиционно нет («Братья
по оружию» так и остались
исключением). Полтора десятка
разрозненных миссий проведут по
местам боевой славы: от Курской
дуги, через Белоруссию, Украину,
Польшу и до самой Германии. Не нужно
быть семи пядей во лбу, чтобы понять
специфику службы в батальоне-тюрьме.
Проблемы со снабжением,
презрительное отношение со стороны
«настоящих солдат», неважная
дисциплина — и это если не
опускаться до любимых киношниками
страшилок про заградотряды НКВД.
Как перечисленное отражено в игре?
Да никак. «Смертников» бросали на
наиболее опасные участки, и часто
им приходилось давить массой, не
считаясь с потерями. В виртуальном
мире иные правила. Крошечная группа
атакует укрепленный опорный пункт
и, вопреки логике, побеждает.
Маленький триумф — лишь начало.
Противник наверняка захочет отбить
позиции, так что необходимо все
тщательно планировать. Не сумели
аккуратно вырубить расчет и
уничтожили ценную пушку? Грузите не
мозги, а «сейв». Пара трофейных
гаубиц может изменить ход сражения,
что уж говорить о танке. Жаль, не
всегда удается вылечить раненого
зверя — ремкомплекты нынче дефицит.
Умение быстро реагировать на
постоянно меняющуюся ситуацию
приносит дивиденды. Возьмем
классику жанра — штурм высоты. Кто-то
будет медленно и печально
передвигать бойцов от укрытия к
укрытию, а кто-то сломя голову
ринется в бой. И не прогадает, ведь
его ждет приз — слабозащищенный
конвой с пушками (если долго думать,
грузовички проедут мимо). Бывает,
что помощь исходит от AI-союзников.
Действуют они грубо и прямолинейно,
но даже это лучше, чем вешать всю
толпу нам на шею. На базе «В
тылу врага» нельзя сделать
преемника Company of Heroes — Assault
Squad буквально тонул в океане
микроменеджмента. Особняком стоит
миссия, где нужно провести тяжелую
технику через город. Разобравшись с
ПТ-батареями, командир подает
условный сигнал, и подоспевшие «тридцатьчетверки»
окончательно «зачищают» сектор.
Пока танки увлеченно фехтуют
стволами, пехотинцы пьют горькую —
приглядитесь, и вы непременно
найдете в кустах или окопе мирно
дремлющего фрица (на мини-карте, как
и раньше, отмечены все без
исключения враги). Несмотря на это,
игра сложная — соотношение «10 к 1»
здесь в порядке вещей. Приказ об
обороне всякий раз вызывал у меня
легкий приступ паники. За первой
волной следует вторая, потом третья…
Причем если в исторических
кампаниях авторы еще сдерживают
себя, то в бонусном разделе «Тигры»
гуляют целыми стаями. Единственная
надежда, что многотонная махина
намертво застрянет на полпути,
зацепившись гусеницами за какие-нибудь
невидимые обломки.
Подо все это безобразие, конечно,
можно подвести теоретическую базу (с
тяжелыми танками то и дело
случались казусы такого рода), но
вообще-то смахивает на халтуру.
Удивительно, что за без малого 10 лет
никто не удосужился привести в
норму pathfinding-алгоритмы. Преклонный
возраст движка сразу бросается в
глаза. Примитивное освещение и по-мультяшному
яркая палитра будто возвращают в
прошлое. Хуже всего текстуры — при
максимальном приближении экран
заполняет разноцветная каша.
Зачем?
Зато к встроенной энциклопедии
претензий нет. Интересные
материалы (среди которых заметка о
немецких штрафных батальонах и
воспоминания фронтовиков)
обязательно обретут своего
читателя. На их фоне сама игра
выглядит нелепым довеском.
Ветераны «В тылу врага»
уже до отвала наелись Второй
мировой, а новички, соблазнившиеся
знакомым названием, споткнутся о
первую же миссию. Похоже, идея
исчерпала себя.
1281 Прочтений • [Рецензия на игру Men of War: Condemned Heroes] [21.04.2012] [Комментариев: 0]