Серия Crusader Kings начала
свою жизнь с самого грустного
эпизода в истории Paradox Interactive — стратегия
с великолепными задатками
оказалась бледной тенью Europa
Universalis 2. Патчи и аддон,
подправившие ситуацию, подоспели
нескоро. И все же упорные шведы,
набив руку на других проектах,
вернулись к «больной» теме, чтобы
превратить гадкого утенка в
прекрасного лебедя.
Фамильная гордость
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Тех, кто полюбил Paradox после
встречи с EU 3, ждет шок. Crusader
Kings 2 легко посадит в лужу
покорителей Нового Света и видных
борцов с фашизмом. Игра идет по
совершенно иным правилам, чем в
эпоху национальных государств —
ведь руководим мы не державой, а
судьбами и отношениями членов
династии. Аналогов со столь
глубокой идеей не сыскать — это, ни
много ни мало, действующая модель
феодальной Европы.
Если в любой момент времени
остановить Crusader Kings 2 и
взглянуть на подоплеку
происходящего, то взору предстанет
огромный змеиный клубок. У каждой
из тысяч виртуальных личностей на
порядок больше характеристик по
сравнению с современными RPG.
Таланты вроде военного искусства
или плетения интриг выражены
числами. Их дополняют черты
характера, подчас обоюдоострые (иногда
полезно быть, например, циником).
Кроме того, учитываются культура,
религия, профессия, здоровье и
плодовитость. Само собой, на
параметры влияют гены родителей,
воспитание и случайные
происшествия. Ткнув в первого
попавшегося дворянина, можно найти
биографию не хуже, чем у Алистера из Dragon Age: Origins, или что-нибудь
покруче.
У всех сверчков есть шестки —
титулы и должности. В подвале
пищевой пирамиды — графы, владеющие
отдельными регионами. Чуть выше —
герцоги, которым «мелкие сошки»
платят налоги и предоставляют
войска. Они, в свою очередь,
подчиняются королям, а те —
императорам. Всякий правитель, будь
то рязанский князь или
византийский базилевс, собирает
пятерых специалистов в разных
сферах и получает от них бонусы к
способностям.
Впрочем, это описание почти
целиком подходит и для первой части.
Новинки подняли систему персонажей
на совсем уж заоблачный уровень
детализации. Скажем, один и тот же
человек теперь может быть и
вассалом, и советником, а
придворные умеют выполнять
«задания на местах» (священники
изгоняют ересь или ускоряют
развитие культуры в определенном
районе, маршалы муштруют армии…).
Все графства Crusader Kings 2
состоят из нескольких областей — баронств,
хотя на карте этого деления не
разглядеть. Щелкнув по
«провинции», вы откроете
информационное меню, в углу
которого есть ячейки, изображающие
клочки земли. В них гнездятся замки,
города или монастыри. Эти поселения
тоже облагаются податями и вербуют
дружину, а возглавляющие их лидеры
варятся в общем «бульоне». Кстати,
каждый из участков — фундамент для
дюжины построек. Невиданные
масштабы!
Брат на брата
На что же похожа эта махина в
движении? Цель любой династии —
стать могущественнее, то бишь
нахапать максимум престижных
титулов и удержать их. С первой
половиной все ясно: нужны браки по
расчету, отравленные кубки,
поддельные документы и холодная
сталь в солдатских руках.
Нервотрепка начинается, когда наш
подопечный занимает герцогский
трон. Вернее, когда засыпает на нем
вечным сном.
В оригинале вассалы бунтовали,
едва ненависть к сюзерену
достигала «точки кипения». В Crusader
Kings 2 они действуют хитрее —
копят силы и ждут, пока матерого
волка заменит детеныш.
Родственники, еще недавно
обнимавшиеся со старым владыкой,
тут же вспоминают, что и «мы б имели
право».
От междоусобной резни спасает
лишь политическая эквилибристика.
Простейший способ заручиться
поддержкой — раздаривать наделы и
деньги. Однако такие союзники могут
перерасти вас и пойти своим путем.
Более тонкий инструмент — законы,
определяющие повинности для
различных сословий и меняющие
порядок наследования. Полезны и
личные контакты — друзья детства и
братья по крови, полжизни воевавшие
плечом к плечу, вряд ли предадут.
Разумеется, важнее всего
подготовить себе достойную смену,
иначе все старания напрасны.
Борьба за власть — не единственное,
что заботит бессчетных героев Crusader
Kings 2. Их амбиции бывают самыми
разными, отчего игра становится
живой и правдоподобной. Похотливые
мужья гуляют на сторону (и плодят
бастардов), ревнивые жены готовят
им страшную месть. Аристократы,
которые вроде бы не против служить
монарху, порой жаждут роста
автономии. Алчные чиновники
разворовывают казну, а карьеристы
рвутся к постам при дворе.
Осуществить задуманное иногда
помогают заговоры — механизм,
знакомый по Sengoku. Здесь он
работает интереснее: поставив цель,
персонаж начинает искать
сообщников, увеличивая специальный
счетчик. Когда назревает открытый
мятеж, в зачет идут подконтрольные
войска. При покушении выручает
мастерство интриги и близость к
жертве. От «коварности» плана
зависят доступные варианты и шансы
на успех. Конечно, и при заветных «100%»
чужой тайный советник может
«раскусить» замысел, и тюремная
камера распахнет свои двери.
Боже, храни Paradox
Суетливые «букашки» с миллионом
мелких проблем не дадут заскучать,
даже если в вашей державе нет
крупных потрясений. Перемотку
времени то и дело приходится
тормозить, чтобы решить, как
«разрулить» очередное
происшествие, — поклонникам
текстовых квестов из «Космических
рейнджеров» и King Arthur
это придется по нраву. Но уделять
все внимание любимчикам и напрочь
забывать об общих вопросах нельзя.
Важнейший из них — религия. Папа
призывает католиков участвовать в
крестовых походах и забирает себе
десятину. Как использовать
понтифика в своих интересах? Самое
очевидное — подружиться и
обрушивать его гнев на конкурентов.
Но гораздо выгоднее (и опаснее)
создать карманного антипапу.
Противостояние неверным облегчают
христианские ордена — особый вид
наемников, для вербовки которых
нужен ресурс «святость». У других
конфессий возможности поскромнее.
Зато на дипломатической арене
православным, мусульманам и
язычникам есть где разгуляться —
опций еще больше, чем в Deus Vult. Например, малолетних
наследников разрешено посылать на
учебу в заморские страны или
заранее сватать за подрастающих
принцесс. Опальных подчиненных
можно сажать под арест, хотя обычно
хватит и вежливой просьбы — нечего,
мол, плести козни.
Боевые действия тоже лучше
прежних. Речь тут даже не о новой
тактической системе, разделившей
армию на центр и фланги. Главное — результат
конфликтов труднее подстроить за
счет дыр в игровой механике и
промахов ИИ. Правда, за это пришлось
заплатить кое-какими условностями:
нельзя мобилизовать полки до
объявления войны, менять
заявленный casus belli, нападать на
вассала — только на сюзерена.
Впрочем, подобные упрощения —
ерунда, которая не стоит слез. У Paradox
получился поразительно цельный и
реалистичный проект. Причем ссылки
на биографические статьи в Wikipedia и
старт с достоверным раскладом сил в любой день с 1066 по 1337 год — лишь
симпатичные мелочи. Важнее всего,
что альтернативную историю пишут
по «правдоподобным» правилам, и
она чрезвычайно похожа на
настоящую. В ней полно неожиданных
и странных поворотов, но логика
всегда прозрачна. Особенно приятно,
что компьютер ведет себя как
достойный соперник, толково
реагирующий на непредсказуемые
события. Впечатления каждый раз
будут очень личными и яркими.
Еще удивительнее, что игра совсем
несложная. Конечно, она требует
усидчивости, но вникнуть в нее
легко. Обучающий режим схож с Victoria
2 и аккуратно расставляет все
по полочкам (новичкам и ветеранам
предлагают разные «программы
занятий»). Интерфейс отзывчив и
понятен, так что вы не запутаетесь в
ветвях генеалогических деревьев. А
программные ошибки — традиционная
беда глобальных стратегий — шведы в
этот раз подчистили до релиза.
Одним словом, идиллия.
* * *
Бесспорно, лучшее творение Paradox
Interactive. Столь блестяще раскрыть
феодальную тему не удавалось
никому.
1074 Прочтений • [Рецензия на игру Crusader Kings 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]