Вопреки распространенному мнению,
истые поклонники серии Fallout
живут не в России. Куда активнее на
этом поприще наши недавние соседи
по соцлагерю — поляки. Именно они
основали самые популярные
фанатские сайты, навели мосты с
отставными сотрудниками Black Isle и
взялись за разработку собственных
«игр мечты». Один из множества
таких проектов, поначалу известный
как Bourgeoisie: Pearl of the Wastelands,
даже обрел коммерческий статус,
сменив название на Afterfall: InSanity.
Увы, ценой ужасных мутаций —
амбициозная RPG превратилась в
посредственный экшен.
Шизофрения
Системные требования
Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц 2 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 4.4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon 64 X2 3 ГГц 4 Гб памяти 3D-ускоритель с 512 Мб памяти 4.4 Гб на винчестере
Впрочем, сперва кажется, что у Afterfall
все в порядке. Завязка здешней
истории не уступает лучшим
постапокалиптическим романам,
вроде щемящего сердце «На последнем берегу» Невилла Шюта. Мир сожгли ядерные
боеголовки, а немногие уцелевшие
обитают в гигантских бункерах,
настоящих подземных городах с
жилыми, промышленными и
сельскохозяйственными уровнями.
Главный герой, психиатр Альберт
Токай, долгие годы помогал людям не
потерять рассудок от постоянной
изоляции. Выслушав сотни пациентов,
доктор сам оказался на грани
помешательства. Из-за бессонницы он
норовит отключиться в неподходящий
момент, то и дело путая
действительность с миром грез.
Однако заменить его некем, поэтому
руководство и посылает Токая с
парой охранников на нижние этажи —
до того, как пропала связь, кто-то
успел сообщить о массовой вспышке
психоза: техники и ученые будто бы
взбесились и начали убивать друг
друга.
К сожалению, дальше любопытных
идей не ушло. Авторы не сумели
довести безумие до нужного градуса. Penumbra, «Амнезия»
и «Мор. Утопия» выжали из
этой темы гораздо больше. Эпизоды,
завораживающие сюрреализмом
происходящего, есть и в Afterfall,
но их можно пересчитать по пальцам
одной руки.
Второй недостаток повествования —
нелепые нотки национальной
гордости, прошедшие рефреном
сквозь всю игру. Сценаристы битых
полчаса нагнетают драму и сами же
отправляют ее в утиль, выводя на
подмостки крылатых гусар в
униформе цветов польского флага.
Красный и белый повсюду, куда ни
глянь: в них окрашены стены, мебель,
компьютеры на столах, роботы-уборщики
и вагоны монорельса. Рехнуться от
такой «клюквы» и впрямь легче
легкого.
Ядерные грибы
В глубинах бункера «кровь с
молоком» мозолит глаза не так
яростно — просто потому, что из-за
аварии почти везде погас свет. Хотя
темноте не скрыть нищету
интерьеров — несколько часов кряду
Альберт бродит по абсолютно
одинаковым железобетонным
коридорам. Унылое правдоподобие! На
поверхности дела у Intoxicate пошли на
поправку: декорации (руины
мегаполиса, заселенные полудикими
бандами) стали разнообразнее, а
«дневные» уровни, где необходимо
избегать палящего солнца, вообще
достойны похвалы. Жаль, что их тоже
испортила больная фантазия — трудно
сдержать смех, когда в мрачной игре
на нас нападают привидения во главе
с ожившей кучей мусора. Вместо руки
у помойного голема — экскаваторный
ковш, в груди сияет прожектор,
сверху весело мигает огнями башка-светофор.
Чем ближе Afterfall к
развязке, тем сильнее она
раздражает подобной чушью, и тем
меньше надежд на смелый поворот
сюжета. Сюрпризов вроде бы хватает,
но какие же они идиотские… Сочиняя
очередную порцию бреда, в Intoxicate Studios
не оглядывались назад, из-за чего
ниточки сценария часто путаются и
рвутся. В общем-то, человек,
знакомый с парой произведений о
сумасшествии, быстро раскроет
интригу.
Вялые тексты убивают желание
слушать диалоги, читать найденные
записки и вникать в детали событий.
Актеры бубнят слова в микрофон без
тени эмоций, и только графика не
выдает, что в разработку вложены
гроши. Благодаря Unreal Engine 3 Afterfall
терпимо выглядит на скриншотах. Но
едва персонажи приходят в движение,
подлог тотчас вылезает наружу — на
толковую анимацию не раскошелились.
Всеобщая трепанация
Технические изъяны можно было бы
проигнорировать, будь Afterfall
адвенчурой (тем более что
программные ошибки, свойственные
восточноевропейской продукции, ее
не терзают). К этому жанру тяготеет
и сюжет. Ведь герой — врач, который
вряд ли умеет профессионально
обращаться с оружием. При
правильной подаче проект утер бы
нос той же «Амнезии», но
поляки отказались от очевидной
идеи и принялись за экшен. Так что
скидок они не получат.
Судя по интерфейсу, управлению и
прочим дизайнерским решениям,
образцом для подражания послужила
дилогия Dead Space. Однако
ценность одиссеи Айзека Кларка —
вовсе не в обертке, а в гнетущей
атмосфере и увлекательном геймплее.
Игроки с азартом боролись за жизнь
одержимого инженера, истребляли
монстров с помощью промышленных
инструментов и тратили уйму баллов
на то, чтобы сделать их по-настоящему
эффективными. Даже крепкий
скафандр сдерживал клыки чудовищ
лишь считанные секунды.
Создатели Afterfall о
балансе не слышали. Сражения с
мутантами всех мастей элементарны.
Подобрав пожарный топор, Альберт
без труда валит сразу 3-4
противников. Поскольку снаряжение
не ломается, искать замену придется
в худшем случае через час, когда его
отберут в каком-нибудь скриптовом
ролике. Выпускать из рук верный
топор заставляют, только если без
«огнестрела» не обойтись.
Сложных приемов или комбинаций
ударов в Afterfall нет,
улучшать предметы или
«прокачивать» навыки нельзя (да и
незачем), поэтому схватки до одури
монотонны — встав в узкий проход, вы
покромсаете хоть батальон уродов.
Правда, не в прямом смысле —
«расчлененка» тоже отсутствует.
Стремясь еще больше упростить
игру, авторы добавили регенерацию
здоровья. Эту условность призван
сгладить счетчик страха —
закрепленный на плече планшет,
меняющий цвет в зависимости от того,
насколько Токай напуган. В светлых,
безопасных помещениях он горит
зеленым, во мраке, когда рядом снуют
психопаты, — желтым. Может ли
индикатор покраснеть, после чего
Альберт наконец-то вышибет себе
мозги или окончательно попрощается
с рассудком, неизвестно. Как я ни
старался, достичь такого эффекта не
удалось.
Этот элемент — одна из бесполезных
«примочек», втиснутых в Afterfall
по велению моды. Примитивные
головоломки, QTE-сцены, где нужно
уворачиваться от падающих ящиков, и
погони «лицом к камере» в стиле Uncharted
не придают игре лоска. Они похожи на
приличный костюм и туфли, в которых
умершего кладут в гроб.
* * *
После столь горького провала у
Intoxicate Studios почти нет шансов
вернуться к мечтам об идеальной
постапокалиптической RPG. Пожалуй,
оно и к лучшему.
686 Прочтений • [Рецензия на игру Afterfall: InSanity] [21.04.2012] [Комментариев: 0]