Снег на мониторе и за окном. Skyrim
повезло не только со стильной датой
релиза «11-11-11», но и с погодой, по
крайней мере, в подмосковных краях.
Климатическую гармонию портит лишь
одна досадная мелочь — на Земле, в
отличие от Тамриэля, не летают
драконы.
Там, на севере
Системные требования
Core 2 Duo/Athlon X2 2 ГГц 2 Гб памяти GeForce 8800/Radeon X1900 6 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Quad/Phenom X4 2.5 ГГц 4 Гб памяти GeForce GTX 260/Radeon HD 4890 6 Гб на винчестере
Провинция Скайрим покоряет
сердце с первого взгляда. Суровые
полярные панорамы — не диковинка в
RPG, однако их обычно подают как
часть стандартного слоеного торта
из зеленых дубрав, пустынь и
тропических пляжей. Здесь же —
скандинавские красоты и ничего
более. Высоченные горы с белыми
шапками ледников, гигантские руины,
редкие леса с пожелтевшими
березами и лавовые поля, поросшие
бурой травой. В ясные ночи на небе
переливается северное сияние, а
если природа гневается и насылает
метель, округу заметает
процедурным, почти всамделишным
снегом. На картинку идеально
ложится музыка Джереми Соула,
словно вспомнившего о том, что
когда-то он написал мелодии для
близкой по духу Icewind Dale.
Спрячьтесь от непогоды в каком-нибудь
подземелье, и вашему взору
предстанет зрелище, ничуть не
уступающее пейзажам. Гробницы
викингов с резными орнаментами на
камне, золотое великолепие
двемерских поселений, древние
храмы, подернутые зловещей сизой
дымкой… Пожалуй, так атмосферно
художники Bethesda еще не рисовали.
Конечно, рано или поздно сердитые
нордические скелеты в окружении
пузатых урн встанут поперек горла,
но этот грустный миг наступит
нескоро. Skyrim подкупает
открытостью и, подобно ударной
вступительной теме, зовет на
приключения. Абсурдный «autoleveling»
противников и трофеев, отравивший Oblivion
до мозга костей, минимизирован.
Авторы ловко балансируют между
здравым смыслом и стремлением
бросить игроку вызов. Многие
области безопасны для новичков, но
пещеры с особо дорогим барахлом или
гиганты, охраняющие пастбища
мамонтов, собьют с вас спесь.
Возьмите наглецов на заметку, чтобы
потом вернуться и непременно дать
сдачи.
Клуб путешественников
Собственно, фэнтезийный туризм
всегда был главным развлечением в The
Elder Scrolls. Гражданам, пришедшим
ради насыщенного сюжета, советую
направить стопы в The Witcher 2
или Dragon Age 2. С
повествованием у TES нелады
от рождения — как и в предыдущих
частях, цепочка основных квестов
коротка и уныла. Не ждите
колоритных NPC, увлекательных бесед
и уймы судьбоносных ветвлений.
Странствия героя-«довакина», чья
цель — уничтожить дракона Алдуина,
несущего гибель всему живому,
завершатся, не оставив в памяти
ярких моментов.
Поэтому лучше быстренько
проскочить с полдюжины стартовых
квестов, выучить «крики» (заклинания
на драконьем наречии: плевок огнем,
заморозка, телекинез, дразнилка,
отвлекающая врагов…) и тотчас
нырнуть в глубины побочных заданий.
Благо есть куда податься: четыре
гильдии (наемники, маги, воры,
ассассины) с большими «линейками»
миссий, детективные расследования
в девяти городах, поручения местных
жителей, опасная, но прибыльная
работа на побегушках у капризных
даэдр, участие в гражданской войне
на стороне Империи или
сепаратистов, ведомых цареубийцей
Ульфриком… Уф!
Удивительно, как Bethesda умудряется
раз за разом профукивать сюжетные
полимеры при столь богатой
вселенной. На трехгрошовую
режиссуру ключевых скриптовых
сценок больно смотреть, а эпизоды,
которые Obsidian или BioWare превратили бы
в эффектную драму, пущены под откос.
Взять хотя бы мирные переговоры
имперцев и борцов за независимость
Скайрима, где наш подопечный
выступает в роли арбитра. Удачный
повод отточить мастерство
убеждения! Ан нет, все сведено к
беззубому дележу столиц.
Скуренные свитки
В общем, как обычно —
факультативные занятия гораздо
бодрее тех, что предлагает сценарий.
Здесь и жаркие политические
раздоры, и шпионские страсти, и
моральные дилеммы… Да и ценное
добро — мощное оружие и броню,
уникальные таланты (оборотни!
призрачные убийцы!), ударопрочных
скакунов с пылающими глазами —
выдают именно за них. Ну а чтобы
музыка длилась вечно, игра
придумывает «на лету» случайные
миссии, используя ворох готовых
шаблонов типа «убей <имя> в <локация>».
Этим «radiant quests» на самом деле почти
20 лет — их подбрасывали еще в Daggerfall.
Только мотивировать на RND()-подвиги
нечем. Герою, чьи карманы и так
разбухают от золота, не нужны
чаевые, а манчкинских радостей
вроде опыта в The Elder Scrolls
нет.
Тут вообще много чего нынче нет.
Базовая статистика упрощена до
индикаторов здоровья, энергии и
маны. Забудьте о силе, выносливости,
интеллекте и прочих параметрах
ролевой системы, забудьте о классах.
Второстепенные таланты (бег, прыжки
и иже с ними) срезаны под корень,
уцелевшие разделены по трем
категориям: воинские, воровские и
колдовские. Как положено в TES,
чем чаще мы применяем способность,
тем лучше ей владеем. Правда, у
каждой теперь вырос скромный
кустик с «перками», дающими разные
бонусы. Открывают их, конечно, не
сразу, а по ходу развития. Желаете,
допустим, оглушать оппонентов
щитом — потрудитесь увеличить «Block»
до 30.
В остальном же ветераны Morrowind
и Oblivion почувствуют себя
как дома. Кому охота узнать, что
стало с алхимией, зачарованием,
кузнечным делом и доброй дюжиной
знакомых элементов, рекомендую обзор
игровой механики на наших «Летописях
Тамриэля». Кстати, пуристы,
презревшие TES 4 за
квестовые GPS-маркеры и мгновенные
путешествия по карте, могут снова
хвататься за вилы. Впрочем, кто-нибудь
наверняка ваяет «хардкорный» мод
для самых упорных поклонников. Вон,
Creation Kit недоступен, а энтузиасты уже
прикрутили к Skyrim подобие
Google Street View.
Жаль, дизайн подземелий «заплатками»
не вылечить. Решив проблему с
однообразием и «copy/paste»,
разработчики накликали другую беду
— «синдром Call of Duty». Что ни
склеп, то прямая кишка с короткими
боковыми отростками. По-настоящему
многоярусных карт не существует.
Заплутать в этих полутора соснах
нельзя, даже если вы с детства
страдаете топографическим кретинизмом. Знать, в Bethesda полагают,
что от нормального лабиринта у
современной публики вскипят мозги.
Да и от головоломок тоже, иначе
зачем вешать ответ на стену рядом с
задачкой?
«Вот опять голову потеряла
Москва»
Bethesda, как и BioWare, напоминает
садовника, каждую осень
спиливающего засохшие ветки у
яблони и не прививающего молодые. Daggerfall
— Morrowind — Oblivion — Skyrim.
Чем симпатичнее обертка, тем проще
идейное наполнение. Ну хорошо,
снесли кошмарные порталы Обливиона,
заменили их крылатыми рептилиями.
Твари внушают страх и видом, и
воплями, хищно кружат над равнинами,
опаляя шкуры залетным медведям,
однако после приземления умирают в
считанные секунды. Причем шустр на
расправу не только наш довакин, но и
кодла рядовых стражников с
хлипкими луками (а мы стоим поодаль
и поглощаем драконьи души).
Старых родовых болячек тоже
немало. Неуклюжий «стелс» опять
испытывает терпение. Персонажи
блестят лакированной кожей и
передвигаются так, будто сидят на
диете из осиновых кольев. Ближний
бой, несмотря на жестокие добивания
а-ля Fallout 3, по-прежнему
схематичен. Физика преподносит
дикие курьезы — наберите в YouTube «skyrim
basket» или «skyrim glitches» и приготовьтесь
хохотать до упаду. Забавляет и то,
что под «новым движком» Creation Engine
скрывается пенсионер Gamebryo — дедуле
просто сделали пару подтяжек лица.
Хотя интерфейс трогать не
следовало. Пусть в Skyrim он
на километр выше уродливого Pip-Boy 3000,
я очень хочу встретить создателей
сего чуда и спросить, о чем (и чем)
они думали. Почему, заглянув в рюкзак, я всякий раз должен
прокручивать столбец категорий,
дабы целиком вытащить его на экран?
Зачем столько места отведено под 3D-модели
и скупые описания скарба? Может,
стоило расширить вторую колонку с
названиями вещей и добавить значки?
Кто вынудил нас метаться по спискам
оружия и аксессуаров в поисках того,
что надето на аватара? Как
информация о болезнях и иных статус-эффектах
угодила в раздел «Магия»?
РС-версия подливает масла в огонь
раздражения. Курсор странным
образом «промахивается» мимо
нужной строки в диалоге и попадает
в соседнюю. «Горячие» клавиши 1-8 дозволено закреплять лишь через консольную систему «любимых
предметов»: чтобы клинок или
заклинание прописались в меню
быстрого выбора, их сперва надо
выделить нажатием F. А чтобы напрямую из инвентаря — шиш. Впору
требовать компенсации за
неудобства — четкие текстуры,
честные тени, DX11-вкусности… Увы,
последние волны технического
прогресса не докатились до
Тамриэля. Видимо, в следующий раз?
* * *
А до тех пор у нас есть Skyrim,
на прогулки по которому уйдет не
один десяток часов. Полный изъянов
и разбитых надежд, как и любая игра
Bethesda, но вместе с тем заманчивый и
интересный. Дождитесь парочки
патчей, скачайте самые полезные
моды, подкрутите гайки в SkyrimPrefs.ini, и
виртуальный рождественский отпуск
обеспечен. Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 7 из 10
На момент написания этих строк Skyrim официально поддерживает только бета-драйвер 3D Vision. И, хотя в нем игре присвоен рейтинг "Excellent", недостатки буквально слепят глаза. Вернее один, но яркий — любые светящиеся объекты: свечи, отражение на латах и т.д. ощутимо двоится. В подземельях это особенно заметно. Кроме того, в стереорежиме существенно «проседает» скорость отрисовки. Надо или брать вторую картой для SLI, или душить в себе видеожабу и снижать качество в графических настройках.
Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.
413 Прочтений • [Рецензия на игру Elder Scrolls 5: Skyrim, The] [21.04.2012] [Комментариев: 0]