Trauma — порождение
игрового артхауса. Там, где иные
разработчики сулят мимолетные
приземленные развлечения, творцы
от «инди» с одухотворенным лицом
толкают речи про «экспириенс» и
глубокий смысл, обделяя вниманием
увлекательность. Здесь — типичный
случай. Причем есть и еще повод
использовать в отношении Trauma
киношный термин — ее прохождение
займет не больше времени, чем в
среднем уходит на просмотр одного
фильма.
Hidden photos
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 200 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 2 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 200 Мб на винчестере
Экспериментатор Кристиан
Мажевски (Krystian Majewski) спустя 3 года
работы выдал безумную вариацию «hidden
objects», где мы исследуем фотографии в
поисках фотографий. И результат
поначалу впечатляет. Долой
стандартный набор экранов!
Вооружившись цифровой камерой и
штативом, автор вдоволь пощелкал
затвором на ночных улицах, а затем
склеил кадры воедино (источник
вдохновения — технологические демо
Microsoft Photosynth). В трехмерных коллажах
он реконструировал четыре кусочка
окружающего мира, ставших аренами
для медитативного самокопания
страдающей эскапистки…
…Про которую известно только, что
она угодила в автомобильную аварию.
Имя, возраст, биографию пациентки
скрывает завеса тайны, и от
окончательного обезличивания ее
спасает лишь голос — тихий,
спокойный, слегка гнусавый.
Собственно, сюжет Trauma на
этом заканчивается, а потому
игрокам, считающим, что приключение
немыслимо без «неожиданных
поворотов» и «шокирующих
откровений», гулять по безлюдным
закоулкам будет невообразимо
скучно. Зато ценителей высокого
искусства порадует обилие тонких и
толстых метафор — из них почти
полностью состоят грезы
травмированной девушки.
Все четыре взаимосвязанных сна,
представляющие собой отдельные
локации, доступны для посещения в
произвольном порядке. Цель везде
одинакова — разблокировать каждую
из концовок и собрать коллекцию
полароидных снимков, фрагментов
прошлого, расклеенных по стенам и
столбам. Эти выцветшие изображения
дают крупицы сведений о жертве
автокатастрофы, хотя в целом ей так
и суждено остаться туманным,
размазанным пятном без ярких
характеристик. Часть картинок и
вовсе не что иное, как описания
специальных команд-жестов — чтобы
совершить действие, надо начертить
мышкой огненную фигуру. Знаков,
правда, мало. «Тургор»
самодовольно ухмыляется в сторонке.
Сложность стремится к нулю.
Пиксель-хантинг бесхитростен,
поскольку активные зоны полыхают
белым светом — не промажете. Жесты
применимы к строго определенным
типам объектов, и «мишени» видны
издалека. Дабы облегчить поиск
оставшихся «фоток», после открытия
всех вариантов завершения главы
вас наградят подсказками,
работающими по принципу «теплее/холоднее».
Пробежать от вступительного ролика
до эпилога можно вообще за
считанные минуты, если глаз намётан. Trauma никого не принуждает
устраивать охоту на снимки, но
старательные сыщики получат приз —
расширенную версию финальной
заставки.
Психоанализ по касательной
В построенном на символизме
скоротечном путешествии есть своя,
особая красота. Съемка с длинной
выдержкой позволила преобразить
реальность: вот вдоль тротуара
тянется белесый червяк-человек, там
и сям мелькают призрачные силуэты.
Стоит нарисовать в нужном месте
извилистую линию, и происходят
чудеса. Небоскреб затягивает в
воронку в небе. Из деревянного
ящика выпархивают огромные
кровяные тельца. Дом лопается, как
шарик… Поэзия.
Качество фотографий оставляет
желать лучшего, но сильнее страдают
уши. Сущее мучение — разглядывать
навеки застывшие городские пейзажи
под надоедливое скрежетание из
динамиков (музыкальное оформление
меню не в счет). Зато ровный бубнёж
спящей девицы действует
умиротворяюще, словно она
заглядывает через плечо и вместе с
вами удивляется тому, что там
показывают. Беда в другом — эпизоды
надо проходить многократно, и
заученные наизусть реплики звучат
снова, и снова, и снова. Внезапно
наваливается тоска… Tale of Tales в The
Path всякий раз предлагала
взглянуть на таинственный лес под
иным углом. Даже The
Graveyard была не чужда
хаотичности — едва переставлявшая
ноги старушка вела незримую борьбу
со смертью. Крохотная и тесная Trauma
тонет в рутине.
Содержание не в силах
компенсировать эти ошибки. Мажевски
хотел донести до аудитории нечто
серьезное и важное, да не закончил мысль. Trauma не столько
рассказывает, сколько упоминает
вскользь о душевных тяготах, о
тщетности погони за родительским
признанием, о необходимости
самостоятельно принимать решения и
выходить за пределы навязываемых
извне рамок. Героиня, свернув с
проторенной тропы, кромсает
заросли и сетует: «Этот путь такой
же длинный, только по нему еще и
шагать труднее». Однако — и это
воистину достойно сожаления —
разрозненные образы в итоге не
складываются в мозаику. Чувствуешь
себя ребенком, который распаковал
сюрприз на день рождения и
обнаружил, что обёрточная бумага — и
есть подарок.
* * *
Взрослая тема, оригинальная «оболочка»,
невнятное повествование и повтор
на повторе. В Trauma заложены
зёрна мудрости, но вялая реализация
бетонным покрытием легла на них и
не дала прорасти. Выпадет свободный
вечер — зайдите сюда
и попробуйте бесплатную версию. Не
забудьте поставить рядом
секундомер — засечь, на сколько вас
хватит.
450 Прочтений • [Рецензия на игру Trauma] [21.04.2012] [Комментариев: 0]