Сэнгоку дзидай, «эпоха воюющих
провинций» — очень интересный
период японской истории. За полтора
столетия, с середины XV до начала XVII
века, Страна восходящего солнца не
просто избавилась от феодальной
раздробленности. Несмотря на
беспрестанную резню, именно тогда
активизировались торговцы, окрепли
гильдии ремесленников, расцвела
национальная культура.
Неудивительно, что в этот временной
отрезок попадают почти все
стратегии о средневековой Японии,
включая Total War: Shogun 2.
Шведские даймё
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Paradox Interactive приглядывалась к «самурайской»
тематике уже давно, с аддона Asian
Chapters для Europa Universalis 2.
В 2010 году она выпустила Divine Wind,
дополнение для EU 3,
добавившее монголоидным державам
колорита. Но «Восток — дело тонкое»,
мелкими поправками его не охватить.
В итоге шведы анонсировали Sengoku
— независимую игру, посвященную
японской междоусобице. Хотя
назвать ее полностью
самостоятельной все же нельзя. Взяв
за основу более масштабную
разработку, Crusader Kings 2,
авторы удалили из нее лишнее, а на
оставшийся каркас натянули кимоно.
Принципиальное отличие Sengoku
от предыдущих творений Paradox —
наличие четкой цели: необходимо
захватить половину архипелага,
провозгласить себя сегуном и
удерживать этот титул три года.
Пройти путь в одиночку невозможно.
Как и в Crusader Kings, даже
великий полководец не уследит за
десятком областей сразу.
Приходится поручать работу
родственникам или друзьям, делая их
вассалами.
Пока они вам верны, в казну
регулярно текут налоги, а их полки
участвуют в походах вашей армии.
Однако неудачи на войне или козни
завистников могут рассорить самых
закадычных товарищей. Если от
лидера отвернутся все подопечные,
его владения мигом усохнут до
границ родовых земель,
подчиняющихся напрямую. Поэтому
надо постоянно иметь в виду, что
главное в Sengoku — создание
мощной династии, а не покраска
провинций в цвета своего флага.
Ключ к успеху — дипломатический
талант. Мелкие дворяне общаются в
пределах собственных кланов, а
путевку в большую политику
получают лишь после победы на
выборах. Впрочем, какой бы ни был
масштаб, средства схожи. Мудрый
властелин обезопасит тылы,
обменявшись заложниками. Чтобы
наладить долгосрочное
сотрудничество с соседями, он
заранее посватает детей. На эти и
другие действия расходуется
параметр «честь». Если его
запас упадет до нуля, вы потерпите
поражение. Не допустить позора
позволяет сеппуку: обыватели верят,
что вскрыть себе живот можно только
за правое дело.
Восточное коварство
Разумеется, благородными
методами объединить страну тяжело.
Кроме упорного труда, тут ценят
хитрость и вероломство. Вассал,
недовольный господином, не должен
объявлять ему войну при первой же
возможности. Организовать
восстание поможет специальный
экран, на котором плетут заговоры:
после того, как вы склоните лидеров
к участию в бунте, достаточно дать
сигнал, и бывшего сюзерена поразят
несколько клинков. Еще сильнее «раскачивают
лодку» ниндзя. Воины-тени
способны убить правителя, похитить
вельможу или ослабить крепость
перед штурмом.
С мирными заботами справляется
трио придворных. Мастер церемоний
возводит постройки в деревнях,
умасливает первых лиц других
княжеств и собирает подати. Воевода
укрепляет замки, нанимает ронинов и
подавляет беспорядки. Глава
разведки мутит воду в чужих
вотчинах, развивает гильдии и ищет
тех же ниндзя. Paradox умело свела все
ключевые функции в одно меню и
связала их с системой персонажей.
К сожалению, возня с
многочисленными родственниками
довольно быстро утомляет. Причем
интерфейс-то очень удобен —
благодаря подробным подсказкам вы
точно не запутаетесь в кнопках (не
хватает лишь генеалогического
дерева, которое мы увидим в Crusader
Kings 2). Просто в Sengoku
почти нечем заняться, помимо интриг.
Игрок создает западню, мотает время,
пока она не захлопнется, пожинает
плоды и… повторяет процедуру до
победного конца.
Тем, кто слабо знаком с историей
средневековой Японии, здесь вообще
ничего не светит. Прочитав справку
до начала партии, несчастные
остаются один на один с вереницей
странных имен и названий регионов.
В серии Crusader Kings, более
близкой западной публике, полная
свобода оправдана. Sengoku,
напротив, нужны жесткие сценарные
рамки. С их помощью «простые
смертные» хотя бы понимают
хронологию событий и разбираются в
основных претендентах на титул
сегуна.
* * *
Но вместо интерактивного
учебника для масс у Paradox вышла
неплохая «песочница» для
небольшой группы востоковедов.
464 Прочтений • [Рецензия на игру Sengoku] [21.04.2012] [Комментариев: 0]