Рецензия на игру Total War: Shogun 2 (Multiplayer)
Total War — настоящий
памятник консерватизму. Давние
фанаты серии не склонны к
безрассудным экспериментам, и
разработчики им во всем потакают.
Более двух наполненных войнами
тысячелетий разделяют крайние
точки сериала (и легендарных
полководцев: Александра
Македонского и Наполеона
Бонапарта), но так ли сильно
различаются сами игры? Ответ
очевиден, что, однако, не означает,
будто The Creative Assembly стоит на месте.
Эволюция здесь важнее революции. В
первой части мультиплеер был
необязательным довеском к «синглу». Shogun 2 уже трудно
представить без азартных сетевых
баталий.
Путь воина
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2.6 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 20 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core i7/Phenom X4 2.6 ГГц 4 Гб памяти 3D-ускоритель с 1 Гб памяти 20 Гб на винчестере
Бессмысленные потасовки со
случайными соперниками остались в
прошлом. На первом плане — режим «Avatar’s
Conquest», диковинный гибрид RPG и
стратегии. Теперь мы не просто
меряемся звездами и достижениями, а
постепенно оккупируем Японский
архипелаг. Схема незатейлива:
передвигаем фишку-армию на
соседний участок, сражаемся (игра
автоматически ищет подходящего
спарринг-партнера), получаем приз.
Захваченные провинции добавляют в
арсенал новые возможности. В
распоряжении молодого генерала
лишь базовые юниты; чтобы открыть
доступ к продвинутым войскам,
необходимо расширить свою сферу
влияния. Одна школа мечников
позволит нанимать асигару, две —
самураев с катанами, три — воинов с
нодати, четыре — кэнсая со свитой.
То же самое — со стрелками,
копейщиками и т. д. Сложность в том,
что однотипные здания расположены
на приличном расстоянии друг от
друга. Дабы убедить лучших бойцов
маршировать под вашими знаменами,
придется совершить немало кровавых
подвигов.
«Пустые» регионы тоже приносят
пользу, пополняя обширную
коллекцию «перков» (перед битвой
можно выбрать нужные). Опытный
офицер подбодрит, европейский
специалист научит правильно
целиться, кузнец снабдит крепкими
доспехами… Невидимые помощники
увеличивают наши шансы, но есть и те,
без кого в определенных
обстоятельствах вообще не обойтись
— например, для тяжелой (во всех
смыслах) артиллерии требуется
запряженная быками телега. Любите
действовать «от противного»? Shogun
2 предлагает массу способов
напакостить оппоненту: испортить
порох, напоить лучников дрянным
саке, приманить стаю воронья (их
мерзкое карканье напомнит солдатам
о смерти).
За некоторые «карточки»
предстоит побороться. Бывает, что
игра награждает частью доспеха;
соберете комплект — «перк»
сработает. Кроме того, разноцветные
железки можно нацепить на «аватара»,
хотя, учитывая масштаб, сомневаюсь,
что на это обратят внимание.
Гораздо важнее следить за «внутренним
миром». Накапливая опыт, мы
открываем ветви на дереве развития.
Есть три основных направления:
лидерство, стрельба и рукопашный
бой. Отдать чему-то предпочтение
нелегко. Во время обороны лук
незаменим, но когда враг уже внутри
крепости, а подчиненные в испуге
бросают оружие, понимаешь, что были
пути и поинтереснее. В любом случае,
халявы не ждите — бывалый генерал
дороже новичка.
Рядовые головорезы не отстают.
После схватки особо отличившийся
отряд получает статус ветерана — в
дальнейшем он будет «качаться» и
понемногу улучшать характеристики.
Вместе с уровнем растет и цена.
Поначалу разница минимальна,
однако рано или поздно нас заставят
выбирать между количеством и
качеством. Скорость, выносливость,
броня, наносимые повреждения,
боезапас — при желании все
поддается корректировке.
Дополнительные бонусы
предусмотрены для игроков,
состоящих в кланах. Вступить в один
из них довольно просто, ведь любая
существующая Steam-группа —
потенциальный клан. Тот из ее
членов, кто первым превратит
виртуальное сообщество в грозную
боевую единицу, устанавливает
специализацию: меч, лук, копье или
езда на лошади. В зависимости от
принятого решения юниты приобретут
те или иные «элитные» умения.
На острие
Яркие и напряженные битвы
увлекают не на шутку. Shogun 2
не пытается утопить в болоте из
цифр и столбиков — роль каждого
бойца понятна сразу. Копейщики
отпугивают кавалерию, лучники
расстреливают «близоруких»
аркебузиров, те, в свою очередь,
смертельны для тяжелой пехоты. Да,
это старая формула «камень-ножницы-бумага»,
вот только вариантов на порядок
больше. Тактика ни в коем разе не
примитивная, правильнее назвать ее
логичной. Анализируя собственные
успехи и провалы, нетрудно заметить
ошибки. Пожалуй, главный недостаток
такой системы — излишняя
предсказуемость. Иногда достаточно
изучить составы армий, и все
становится ясно.
Лично меня поразил штурм крепости.
Десять лет понадобилось The Creative
Assembly, чтобы отшлифовать режим, но
ожидание стоило того. Соотношение
сил идеально, мыслей о
несправедливом преимуществе
противника (чем грешила Empire)
нет и в помине. Сложная планировка с
несколькими рядами стен вынуждает
активно шевелить извилинами.
Стационарная оборона обречена —
необходимо менять позиции,
регулярно контратаковать,
связывать врага боем. Но и движение
не панацея! Когда отряд бежит, он не
стреляет. Заигравшись с маневрами,
вы зря вымотаете солдат и потеряете
инициативу.
Постепенно начинаешь различать
малейшие нюансы. Засевшие в
укреплениях аркебузиры способны
отбить лобовую атаку, потому
зачастую победителя определяет
дуэль лучников (прицельная
дальность лука выше). Если
нападающие, пусть и ненадолго,
очистят стены, участь защитников
предрешена — их попросту задавят
числом. Или не задавят? Игра с
человеком тем и хороша — нельзя
знать заранее, что именно он
предпримет. Кто-то захватит башню и
будет терпеливо ждать, пока у
находящегося под постоянным
обстрелом соперника сдадут нервы,
кто-то попробует проскочить через
ворота, кто-то поставит на
артиллерию. Не бойтесь бомбежки —
отвратительная точность и малое
количество снарядов превращают ее
в чисто психологическую меру
воздействия. Самоубийственные
вылазки ни к чему не приведут. Как
показала практика, верный ход — не
спешить и следить за развитием
событий.
«Пуристы» предпочтут
прогулки среди петляющих речушек,
живописных холмов и густых лесов.
Здесь, кстати, тоже есть своя «артиллерия»;
в отличие от неповоротливых пушек и
баллист, ракетчики могут свободно
перемещаться по пересеченной
местности, а их оружие прекрасно
подходит для больших толп. Если
противник не хочет атаковать, не
торопитесь брать «почетную»
обязанность на себя. Приберите к
рукам контрольные точки — как и в King
Arthur, они приносят неплохие
дивиденды (алтарь повышает боевой
дух, стрельбище пополняет боезапас
и т. п.). Это нововведение
провоцирует игроков на скорейший
контакт, но в итоге все решает
тактика. Полководцу, который
накануне генерального сражения
делит армию, уже ничто не поможет.
А вот массовые увеселения
совершенно не впечатлили.
Возможность устроить грандиозное
побоище 4х4 выглядит привлекательно
лишь в теории. На деле же: хаос,
отсутствие взаимодействия,
проклятия в адрес несчастных «нубов».
Конечно, когда у вас умелая и
слаженная команда, и вам
противостоит другая умелая и
слаженная команда… Мечтать не
вредно! Мультиплеерные кампании,
формально дебютировавшие в Napoleon,
увлекут даже меньше людей — борьба
за «кресло» сёгуна грозит
растянуться на недели. Что до
морских баталий, то мое мнение
не изменилось. Колорит бьет через
край, да только после Empire
скучновато (и народу почти никого).
Такая прекрасная война
Гениям все сходит с рук. Можно
придираться к мелочам, стонать по
поводу патчей, которые никогда не
выходят вовремя, или ругать мнимый
дисбаланс, но одна непреложная
истина перекрывает любые доводы:
каждая последующая игра хоть в чем-то
лучше предыдущей (пару лет назад
казавшейся идеалом). В Shogun 2
The Creative Assembly опять удалось прыгнуть
выше головы — такого мультиплеера
мы еще не нюхали. Страшно
представить, чем удивит сиквел Rome.
1474 Прочтений • [Рецензия на игру Total War: Shogun 2 (Multiplayer)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]