Рецензия на игру Europa Universalis 3: Divine Wind
Europa Universalis 3 — одна из
немногих игр, к которым вышло целых
четыре аддона. И несмотря на то, что
глобальные исторические стратегии
— не самый популярный жанр на PC,
дополнения явно востребованы.
Пользуясь этим, Paradox с радостью идет
навстречу фанатам. Дело дошло до
того, что следующую тему определяли
голосованием на форуме.
Asiopa Universalis
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере EU 3: Heir to the Throne
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере EU 3: Heir to the Throne
Поклонники, уставшие от «евроцентризма»,
посоветовали заняться другими
частями света. В итоге разработчики
обратили взор на второй по важности
регион — Азию. Тамошние жители не
осваивали далекие континенты, не
двигали вперед науку и не создавали
промышленность. Тем не менее,
масштаб их владений поражает, а
распутывать клубок местных
политических и религиозных проблем
так же увлекательно, как на Западе.
Первое государство, затронутое
изменениями, — Япония. В предыдущих
версиях не было инструментов,
позволяющих изобразить здешние
феодальные «разборки» и отсутствие
интереса к остальному миру. В Divine
Wind все иначе: игрок выбирает
одного из четырех даймё,
стремящихся стать сёгуном. Первые
ведут переговоры только между
собой. Второму разрешено общаться с
инородцами, но количество
доступных ему опций зависит от «авторитета»,
а на него влияют отношения с
императором и даймё. Настоящий
серпентарий! Правда, столкнувшись с
внешним агрессором, самураи держат
удар сообща.
Серьезные подвижки коснулись и
Китая. Кажется, что Поднебесная —
гигант, способный подмять под себя
всю Азию. Однако ничего похожего в
тот исторический период не
произошло. Причина тому —
внутренние неурядицы,
раньше моделировавшиеся примитивным
штрафом. В Divine Wind власть
делят бюрократы, храмовники и
евнухи. Победителя выявляют
случайные события, настройки
политики и таланты монарха.
Кто бы ни взял верх, это наложит на
игрока ряд ограничений. Одна
фракция запрещает развязывать
войны, другая не возводит здания,
третья не посылает колонистов и т. д.
Оставаться под началом кого-либо из
них навсегда — опасно, ибо лоббисты
загубят нормальное развитие. Но
переписывать законы, чтобы
склонить чашу весов в нужную
сторону, дозволено раз в тринадцать
лет. Приходится составлять план на
целые столетия, который легко может
сорвать потеря Мандата небес. Лидер,
лишившийся божественной поддержки,
едва ли спасет страну от хаоса.
В такой момент не преминут
заглянуть на огонек кочевники. Орды,
захватившие земли от Монголии до
Поволжья, действуют по своим
правилам, и язык дипломатии им
непонятен. Варвары — постоянная
угроза для цивилизованных соседей.
Вариантов для заключения с ними
временного перемирия всего два:
заплатить им или обложить данью.
Отобрать вотчину у степняков тоже
непросто — необходимо занять регион
армией, отрядить туда поселенцев и
беречь их до тех пор, пока область
не станет вашей. В общем, азиатского
колорита хоть отбавляй —
знакомство с новинками затягивает
на несколько партий кряду.
На пути к идеалу
Разумеется, не только атмосферой Востока хорош аддон. Paradox изрядно
переработала систему
строительства. На вербовку зодчих
отныне тратится магистрат, поэтому
каждый подряд — стратегическое
решение. Нельзя накопить тысячу
золотых и заказать 20 мастерских на
следующий день после их
изобретения.
Стандартных зданий в Divine Wind
— аж 56 типов. От подобных чисел
голова идет кругом, хотя на самом
деле все не так ужасно. Постройки
рассованы по семи «цепочкам» —
чтобы освоить второй уровень, не
обойтись без первого. Продвинутые
версии исключают друг друга, и
важно заранее придумать, что куда
засунуть. Некоторые доступны в
единственном экземпляре или
требуют конкретных ресурсов.
Найти место в плашке провинции
для таких богатств было нелегко.
Ради этого меню Paradox пожертвовала
уродливыми 3D-диорамами городов.
Удались и прочие реформы
интерфейса. Обсуждая условия мира,
игрок изучает перекройку
территорий прямо на основном
экране. Из Hearts of Iron 3: Semper Fi
перекочевали «глобальные цели», из Victoria
2 — внешний вид карты при
сильном отдалении.
Переговорщикам выдали пару новых
кнопок: «попросить союзников о
помощи индивидуально, а не всех
скопом» и «присоединить члена
личной унии». Расширять сферу
влияния еще полезнее — теперь это
увеличивает прирост магистратов и
дает бонус к навыку дипломатии.
Правда, если со страной нельзя
торговать, то «взять ее под крыло»
запрещено.
Купеческие будни тоже стали
сложнее и интереснее. В Divine Wind
негоцианты спекулируют только на
тех рынках, до которых могут
добраться. Приверженцы свободной
коммерции путешествуют охотнее,
зато меркантилистам проще
конкурировать в «родных» областях.
Кроме того, появились специальные «выгодные»
товары. Для прибавки надо стать
лидером по их производству или
перепродаже.
Перечислять мелочи можно долго.
Державы-колонизаторы покоряют
Новый Свет более логично (Южная
Америка в прямом смысле ближе
испанцам и португальцам, а Северная
— британцам и французам). Повстанцы
разных типов получили уникальные
флаги и дерутся между собой. Модель
Священной Римской империи приросла
несколькими важными механизмами.
Конечно, все это просто тонкая
настройка, но уж ветераны-то оценят
ее по достоинству.
* * *
Пожалуй, именно на давних фанатов
и нацелен Divine Wind. Несмотря
на то, что изменения очень приятны,
они не вызывают такого восторга,
как In Nomine и Heir to the Throne.
В отличие от предыдущих аддонов,
этот не страшно и пропустить. Хотя о
покупке вы точно не пожалеете,
особенно если неравнодушны к
азиатской тематике.
1139 Прочтений • [Рецензия на игру Europa Universalis 3: Divine Wind] [21.04.2012] [Комментариев: 0]