Трудно произвести первое
впечатление во второй раз. Мое
общение с Lionheart сразу не
заладилось: уродливые графические
артефакты и неизбежный вылет в
конце дебютной миссии (сохраняться
в процессе, разумеется, нельзя)
попортили немало крови. Три недели
понадобилось венгерским
программистам на то, чтобы привести
код в порядок. Все это время сотням
людей, честно заплативших за
лицензию, пришлось плевать в
потолок.
Через тернии к звездам
Системные требования
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 7 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo 2.5 ГГц/Athlon 64 X2 5200+ 2 Гб памяти 3D-ускоритель с 512 Мб памяти 7 Гб на винчестере
Даже если закрыть глаза на
технические неполадки, намного
лучше игра не станет. После
вольницы King Arthur возврат к
жесткой помиссионной структуре Crusaders:
Thy Kingdom Come вызывает недоумение.
В наследство от «артуровской саги» Lionheart
досталась симпатичная графика,
примитивные недоквесты (авторы
окончательно отказались от
полноценных текстовых приключений)
и боевая система.
Очередное противостояние
религий началось с высадки
передового отряда рыцарей-крестоносцев
неподалеку от Иерусалима. Затем —
штурм Священного города и
длительная война за контроль над
Ближним Востоком. Полтора десятка
кровавых битв отделяют Ричарда I
от цели. Причем далеко не всегда
дело сводится к стандартному
аттракциону «стенка на стенку».
Засады, ночные вылазки, «сложносочиненные»
операции (атаковал, закрепился,
отбил контратаку) — есть на что
посмотреть. После захвата всех
регионов «Король Лев» уступает
место своему закадычному врагу Саладину,
который постепенно освобождает
мусульманский мир.
Глобальная карта здесь скорее для
красоты — можно заменить ее
списком заданий, и ничегошеньки не
изменится. В реальности монархи
часто были не в состоянии
договориться и выработать общий
план. В игре мы вынуждены
отстаивать интересы той или иной
группировки, игнорируя остальных.
Такой подход хорошо знаком
поклонникам Crusaders, но в
контексте Lionheart он
выглядит несуразно. Король и
наемник — не одно и то же. Упрямец
Ричард, обладавший мощнейшей
армией, никогда бы не пошел на
поводу у презренных французишек,
немцев, Папы и тамплиеров.
Развивая отношения с
определенной (или несколькими)
фракцией, мы получаем доступ к
новым подразделениям, героям и
тактическим возможностям. Третий
крестовый поход оказался пустой и
бессмысленной авантюрой, но он
пришелся на расцвет рыцарства.
Арбалетчики из Генуи, наемники из
Штирии, копейщики из Англии — в
Святую землю выступили «паломники»
со всей Европы. Хотя в Medieval 2: Total
War — Kingdoms выбор был богаче. Под
знаменами Саладина собраны
гораздо более колоритные персонажи.
Чего стоят полуголые нубийцы с
огромными тесаками (прежде чем
кинуться в сечу, они метают в
противника копья — совсем как
легионеры из Rome), похожие
на инопланетян мамелюки или «бомбардиры»
с парой остро заточенных сабель и
комплектом дымовых гранат за
пазухой. Юниты поделены на классы (легкая
пехота, тяжелая пехота, стрелки и т. п.),
и в целом отличий между сторонами
маловато. Научившись управлять
европейскими ратниками, вы быстро
освоитесь среди сарацин.
Перед боем нелишним будет
проинспектировать свое воинство.
Раздать бойцам уникальную броню и
вооружение (ценные предметы
экипировки и эликсиры регулярно
выпадают из поверженных недругов),
подкрутить характеристики, нанять
командиров и лекарей. Lionheart
привлекает именно «прокачкой» —
завоевывая земли, мы пополняем
казну, в «магазине» растет
ассортимент, ветераны обрастают
шрамами и нашивками. Экономика,
напротив, незатейлива. Денег
хватает, а если возникают трудности,
не стесняйтесь занимать у
состоятельных венецианских купцов
(в Иерусалиме их не меньше, чем на
родине). Конечно, долг рано или
поздно придется отдавать. Те, кто не
любит расставаться с весело
позвякивающими дукатами, изберут
другой путь. Короткий бесплатный
отдых — и потрепанный в схватках с
иноверцами отряд вновь готов к
подвигам.
Артур Львиное Сердце
Тактическая часть представляет
собой беззастенчивую кальку с King
Arthur — остались даже флаги и
заклинания. Геймплей отличается от
эталона Medieval 2, однако
существенных перекосов и глупостей
нет. Бронированные рыцари теснят
неприятеля по центру, с флангов его
давит кавалерия, легкая пехота
затыкает дыры в защитных порядках и
следит, чтобы с тыла не подобрались
диверсанты, лучники обрабатывают
копейщиков, те, в свою очередь,
отгоняют назойливых лошадок… AI
осведомлен об особенностях юнитов.
Стоит подогнать поближе конницу, и
перед ней немедленно вырастет
частокол из пик. Тяжеловесы-то
одолеют любое препятствие, но какой
ценой! В Lionheart пиррова
победа равносильна поражению.
Множество миссий посвящено
обороне. Баллисты и требуше
одинаково эффективно крошат стены
и головы. Без разницы, угодил камень
в голодранца с копеечным мечом или
в увешенного дорогостоящими
железяками лорда — итог один.
Удержать плацдарм помогут
катапульты и деревянные башни со
стрелками; кроме того, атакующих
можно встретить выкопанными
ловушками и разбросанными
металлическими шипами. Приемы
логично использовать в связке, ведь
замешкавшиеся воины — идеальная
мишень. Кстати, самая мощная
артиллерия — у Саладина.
Знакомые по сериалу Total War
ракетницы (прообраз современных
РСЗО) бьют метко и наверняка.
Полностью уничтожать врага
необязательно. Сосредоточив огонь
на одном отряде, вы без труда
обратите его в бегство, что
скажется на духе всего войска.
Штурмы — лакмусовая бумажка для
подражателей Total War —
реализованы из рук вон плохо.
Камнеметательные машины неспешно
ломают ворота и башни (к счастью,
авторы не забыли о функции
ускорения времени), а солдаты
грустно переминаются с ноги на ногу,
ожидая своего часа. Городские бои и
того хуже. На открытой местности
важны тактика и военный талант;
узкие улочки не оставляют
пространства для маневра. Лучшее,
что можно сделать — обойти
связанные боем подразделения и
ударить в тыл, надеясь не наскочить
по пути на невидимую преграду.
Зато выглядят восточные
мегаполисы превосходно. Уходящие
за горизонт ряды построек
действительно впечатляют. Если
подлететь вплотную к земле,
картинка расцветет еще больше —
как и в King Arthur, художники
положили немало сил на создание
действительно красивых доспехов.
Главное — не обращать внимания на
невзрачную размазню под ногами и
нелепые па, символизирующие жаркую
битву. Впрочем, все равно куда
удобнее взирать на поле брани с
высоты птичьего полета, лишь
изредка приближая камеру, чтобы
снять скриншот.
Шаг вперед, два шага назад
В меру реалистичная боевая
система и увлекательная «прокачка»
позволяют Lionheart опередить Crusaders
и XIII Century. Но технические
недоработки и отсутствие
стратегического режима —
серьезные недостатки, которые не
оттолкнут разве что поклонников
эпохи крестовых походов. Medieval 2:
Total War — Kingdoms даже спустя три
года кладет конкурентов на лопатки.
605 Прочтений • [Рецензия на игру Kings' Crusade, The] [21.04.2012] [Комментариев: 0]