Два с половиной года назад в
подзаголовке Arcania не было
чисел — просто «A Gothic Tale».
Издательство JoWooD планировало «перезапустить»
серию Gothic, малоизвестную в
Америке и подпорченную скандалами
в Европе (да еще и не навещавшую
доселе консоли), однако побоялось
рисковать и добавило цифру «4». Зря.
С культовой вселенной этот проект
не роднит ничего, за вычетом
горстки знакомых имен и названий.
Из пастухов — в почтальоны
Системные требования
Core 2 Duo/Athlon X2 2.8 ГГц 2 Гб памяти GeForce 8800 GT/Radeon X1900 11 Гб на винчестере интернет-соединение
Рекомендуемые требования
Core 2 Quad/Phenom X4 2.5 ГГц 4 Гб памяти GeForce GTX 280/Radeon HD 3800 11 Гб на винчестере интернет-соединение
Вообще говоря, Arcania и на
ролевую игру-то едва похожа.
Элементы жанра на месте — битвы, «прокачка»,
квесты, — но каждый выполнен на «отцепись»,
словно авторы в глаза не видели
приличные RPG. Зато сценарные штампы
они освоили в совершенстве.
Деревенский пастух пускается в
странствия, чтобы отомстить королю
Робару III, разорившему его остров.
Он намерен отыскать тайник, где
спрятана наковальня богов, и лишить
вражью армию магического оружия.
Парень еще не ведает, что забытое
пророчество устроит ему встречу с
древним злом. Если не считать
унылых придворных козней ближе к
развязке, это — полный пересказ
сюжета.
Меж тем, Робар III — не кто иной, как
безымянный спаситель человечества
из трилогии Gothic. Прикончив
прежнего монарха и узурпировав
трон, новоиспеченный владыка
недолго правил в спокойствии.
Странная напасть повредила его
рассудок. Теперь король только и
думает, что о господстве над миром.
А все из-за того, что он однажды
тряхнул стариной и согласился
доставить загадочный амулет по
просьбе слепой дамы. Мораль: не
берите «почтовые» квесты у
подозрительных граждан!
Увы, в Gothic 4 этих
поручений не избежать. Собственно,
кроме «принеси» да «убей», иного и
не требуют. Заданий с
альтернативными вариантами
решения — четыре на всю игру,
причем от выбора ничего не зависит,
а в диалоговом меню почти всегда
красуются две строки: одинокая
реплика и «END». Здесь не предлагают
распутывать детективные интриги,
общаться с интересными личностями,
выяснять, на чьей стороне правда, и
корпеть над головоломками. Дорожка,
что ведет к финалу, петляет по
бесшовному континенту что есть
мочи, но с таким же успехом можно
было бы проложить идеально прямой
автобан протяженностью в 20 часов и
завалить его блокпостами.
Куда бы ни забросила нас нелегкая
— в прибрежный город-крепость,
безыскусные подземелья, болотную
обитель чародеев, старинный
монастырь, — обязательно вылезет
отговорка, мешающая пройти дальше.
То бунтовщики оккупируют
единственный мост в соседнюю зону,
то груда камней перегородит ущелье,
то бдительный охранник потребует
пропуск, то орк-часовой промямлит
что-то про договор с магами и не
пустит на горный серпантин…
Устранив преграду, герой зашагает
вперед и не обернется, ибо незачем.
Spellbound повторила ошибку,
допущенную Piranha Bytes в Risen, —
аккуратно «размазала» зоопарк по
карте. Чем сильнее мы отклонялись
от проторенных тропок в предыдущих
частях Gothic, тем выше был
риск встретить опасных тварей.
Путешественники убегали, сверкая
пятками, но запоминали местечко,
чтобы потом вернуться с крутым
оружием, наказать обидчика и
забрать клад. В Arcania вы без
труда уложите любого неприятеля:
зарубите, ритмично щелкая левой
кнопкой мыши, расстреляете из
читерского лука или арбалета, до
отвала накормите ледышками и огнем.
Благо, противники рождены идиотами,
а механика боя примитивна до одури.
Удары обычный и мощный, цепочка
выпадов, блок и дикие кувырки в
сторону — подобным жлобством не
страдают нынче и второсортные
экшены. Какие «комбо»? Клик-клик-клик-клик-клик!
The increasingly poor decisions of Spellbound
Куцая ролевая система отлично
гармонирует с этим убожеством. Gothic
4 послала к черту NPC-наставников
и все атрибуты, сохранив здоровье,
ману и энергию. Отмычки появляются
в кармане по ходу повествования,
охотничьи навыки, акробатика и
прочие тонкости вырезаны как класс.
Уцелели лишь три школы колдовства
по пять заклинаний в каждой,
супервыстрел и «зум» для
рейнджеров, полтора рукопашных
приема и никчемный «стелс».
Да и зачем красться? Одолеть любую
зверюгу — что муху прихлопнуть,
специальные задания на бесшумное
прохождение отсутствуют, а жители
молча взирают на незнакомого
мужика, деловито обчищающего их
дома. Понятно, почему Arcania
не нуждается в патчах — все, что
могло «заглючить», было вырвано на
стадии дизайн-документа. Имитация
жизни, ставшая визитной карточкой
серии, загублена на корню. Нет
зрелища печальнее оравы крестьян,
ковыряющих поле тяпками посреди
ночи. Некогда полезные объекты (кровати,
бочки, котлы, книги на пюпитрах,
алхимическая посуда) низведены до
интерактивного барахла,
отключаемого в настройках. Раньше
Безымянный жарил на сковороде
куриные ножки и раздувал огонь в
кузнице. Сегодня мы изучаем рецепт,
собираем ингредиенты и жмем «Craft».
Сварить и съесть дюжину порций супа
в разгар боя? Лег-ко.
Тему хлама закрывает инвентарь.
Бездонный, невесомый рюкзак
распирает от дубинок, мечей, щитов,
наручей, колец, зубов, шкур и
лекарственных трав, но 99% предметов
не нужны. Логика подсказывает:
балласт надо сплавить торговцу.
Только вырученные деньги некуда
тратить, разве что на бинты. Самые
ценные вещи разложены по сундукам,
доспехи же в буквальном смысле
выдают по сюжету. Бац! — и на экране
возникают три окошка с комплектами
для воина, лучника и мага. У Piranha Bytes,
по крайней мере, хватало ума не
тыкать этим изъяном в лицо.
Техническое поражение
На выставке gamescom 2009 мне довелось
увидеть ранний билд Arcania.
Скучающий продюсер бродил по
безлюдным селениям, невпопад
отвечая на пытливые вопросы
журналистов. Прошел год. Игра как
была, так и осталась пустышкой в
блестящей обертке. Хотя даже
графика, которой авторы кичились на
презентации в Лейпциге (если показ
начинают с получасового рассказа о
шейдерах и честном HDR-освещении —
жди беды), отстала от прогресса.
Симпатичные пейзажи испорчены
уродливым небом, изрыгающим
ниточки серых пикселей, а по улицам
шляются клоны с одинаково пухлыми,
водянистыми рожами и похабными
голосами1. Не красят Gothic 4 и
кривенькие ролики, сляпанные,
видимо, на последние евроценты.
Помимо удобных автокарты и
дневника, у творения Spellbound есть
главная положительная черта — оно
лучше, чем Gothic 3: Forsaken Gods…
Примерно в два раза.
1Речь об английской версии.
Перевод и озвучка «Акеллы»
достойны более ярких эпитетов.
Непечатных.
987 Прочтений • [Рецензия на игру Arcania: Gothic 4] [21.04.2012] [Комментариев: 0]