Как известно, история ползет по
спирали. Paradox Interactive ступила на
тропу к стратегическому Олимпу в
далеком 2001-м. Три с половиной года
назад она погналась за техническим
прогрессом и с тех пор пересаживает
на трехмерный движок все свои
успешные игры. Вслед за флагманами, Europa
Universalis и Hearts of Iron,
пришел черед «нишевой»
продукции.
Под микроскопом
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 1 Гб памяти GeForce 6800/Radeon X850XT 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц 2 Гб памяти GeForce 8800/Radeon X1900 2 Гб на винчестере
Victoria 2, как и ее
предшественница, посвящена «эпохе
пара» — с 1836 по 1936 год. Игрок
управляет внешней и внутренней
политикой, развивает экономику и
инфраструктуру, проводит
исследования, командует армией и
решает демографические проблемы.
Модель виртуального мира тут
намного сложнее, чем в EU 3
или EU: Rome.
К примеру, выбрав на старте одну
из областей Сицилии, вы узнаете, что
в ней обитают 2 тысячи солдат, 700
священников, 21 тысяча
ремесленников и почти 150 тысяч
шахтеров. Все они принадлежат к
этнической группе «южные
итальянцы» и исповедуют
католицизм. Сытые, малограмотные
обыватели настроены очень
консервативно. «Лишь бы не было
войны» — вот что волнует их по-настоящему.
Впрочем, если реакционное
правительство сделает жизнь
слишком тяжелой, поток
переселенцев неудержимо хлынет
отсюда в Новый Свет.
Только Hearts of Iron 3
способна похвастаться таким
фанатичным вниманием к деталям, но
она «заточена» под борьбу на
фронте и в тылу, а «Виктория»
— мастер на все руки. Неудивительно,
что авторы не стали
экспериментировать с тонкими
материями. HoI 3 — революция, Victoria
2 — осторожный сиквел. Обновок в
ней мало, зато знакомые элементы
основательно улучшены.
Будни вождя
Начиная с Europa Universalis: Rome,
шведские дизайнеры предпочитают
особый подход к руководству,
который мне чертовски симпатичен. В
отличие от ранних проектов студии,
лидер нации не носится по стране,
лично улаживая всякие неурядицы.
Вместо этого он задает ориентиры и
принимает ключевые решения, после
чего автоматика и естественный ход
событий двигают государство в
нужном направлении.
Поэтому играть в Victoria 2
легче, нежели в оригинал, хотя ее
механика гораздо глубже.
Наслаждаться процессом помогает и
прекрасный интерфейс, вобравший в
себя массу удачных находок Paradox.
Новички, скорее всего, не поймут с
наскока, что к чему (кнопок, таблиц и
меню здесь порядочно), но добротный
обучающий режим и подробные
всплывающие подсказки — отличное
подспорье.
Главное средство, облегчающее
менеджмент, — установка «национальных
фокусов». В Heir to the Throne,
где Paradox впервые опробовала идею,
они давали бонусы в обустройстве
единственного клочка суши.
Благодаря технологиям XIX века
власти действуют активнее. Игрок
расставляет приоритеты сразу в
нескольких провинциях: поощряет
строительство железных дорог,
производство определённых товаров,
обучение специалистов, эмиграцию и
колонизацию.
Освободившееся время уйдет на
вдумчивое изучение обстановки. Victoria
2 учитывает множество нюансов,
связанных с выборами, так что
схватка за электорат в республиках
стала реалистичнее и напряженнее.
Тем, у кого на столе всегда лежит
«Капитал», будут интересны
изменения на мировой бирже и в
системе займов. Им понравится и
новый тип граждан — «кустари»,
выпускающие промышленные товары
даже там, где вообще нет фабрик.
Если вы все-таки не справитесь с
обязанностями, то ситуация выйдет
из-под контроля. Повстанцы переняли
опыт коллег из Europa Universalis 3: In
Nomine — у каждой группы
недовольных жителей есть
собственные стремления (обрести
независимость, заставить монарха
отречься от престола и т. п.). Помимо
спонтанных вспышек насилия,
бунтовщики научились оценивать
шансы на успех и готовить всеобщие
восстания.
Большая дубинка
Встряска коснулась и внешней
политики. Прибирать к рукам
ничейные земли в Victoria 2
разрешено только странам,
возглавляющим рейтинг: 8 великим и 8
второстепенным. Кроме того, эти
державы получают бонус к
количеству дипломатов. Лидеры
могут брать мелочь «под крыло»:
или силой, или накапливая
специальные очки. Став «старшим
товарищем» одного из соседей, вы
присоедините его к своему
внутреннему рынку и сможете
встревать в локальные войны.
Конфликты за раздел сфер влияния —
такое же обычное дело, как
традиционные битвы за территорию.
Разумеется, поводов для
кровопролития во второй «Виктории»
значительно больше. Подобно Heir
to the Throne, у любой заварушки есть
конкретные цели. Правда, здесь
игрок провозглашает их
самостоятельно, не надеясь на
подходящий casus belli. Усердствовать с
этим не стоит, иначе невыполненные
обещания сильно расстроят ваших
подданных. Порой разгромное
поражение приводит к падению
правительства.
А вот революционные пожары в
России и Германии вряд ли
разгорятся так же, как было в
реальности, ибо Paradox включила лишь
одну стартовую дату. Начать с
поздних точек отсчета нельзя, а за 80
лет события наверняка пойдут
другим курсом. Зато заложенные в Victoria
2 механизмы позволяют творить
альтернативную историю, не
превращаясь в марионетку
скриптовых цепочек. Если захотите —
устройте свою Первую мировую, еще
более драматичную.
* * *
«Игры для умных» бывают
доступными и увлекательными — девиз Victoria 2. Конечно, ей не по
силам тягаться с грядущей Civilization
5 за народную любовь, но для тех,
кто жаждет развлечений посерьезнее,
лучшей стратегии в этом году не
найти.
876 Прочтений • [Рецензия на игру Victoria 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]