I wake up, it's a bad dream,
No one on my side,
I was fighting
But I just feel too tired to be fighting,
Guess I'm not the fighting kind. «A Bad Dream», Keane
Если составить список самых
беззащитных героев
приключенческих игр за последнюю
пятилетку, то Алан Уэйк по праву
займет в нем одну из верхних
строчек (или вообще первую?).
Именитый писатель — доходяга даже
по меркам «survival horror», где на
главные роли суперменов обычно не
ставят. Пробегает с десяток метров
и сгибается пополам от одышки,
прыгает неуклюже, стреляет криво,
рукопашному бою не обучен. Знать,
будущий создатель детективных
бестселлеров получал на орехи в
школе — иначе с чего бы он ловко,
порой по-каскадерски,
уворачивается от ударов?
United States of Alan
С другой стороны, Уэйк вряд ли
думал, что в городке Брайт-Фоллс ему
предстоит бродить по мрачным лесам
и искать пропавшую жену,
комментируя действо отстраненным
дикторским тоном. Творец книжных
вселенных угодил в классическую
байку про древнее зло, подмявшее
тихую провинцию. Траву на этом поле
пощипали все, от Лавкрафта, Симмонса, Кинга и Баркера до фильмов,
сериалов и игр. Alan Wake —
одновременно коллекция расхожих
клише и любовное послание жанру.
Тут вам и странная дама-в-черном, и
не в меру ретивый ФБРовец, и
психиатр, уверяющий, что герой
просто рехнулся, и ожившая
сельхозтехника… Параллелей хотя
бы с Silent Hill 2 хватит на
целую курсовую работу.
А еще на ум приходит Nocturne
— недооцененный экшен студии Terminal
Reality, откуда Remedy взяла основное
правило выживания. Подобно агенту
Стрейнджеру, Уэйк держит наготове
фонарик, ослабляющий монстров
сфокусированным лучом, и кидает
фальшфейеры. Но среди патронов,
батареек и бесхозных
«стволов», разбросанных по
округе неведомым доброхотом, нет
оружия ценнее сигнального
пистолета и ослепляющих гранат.
Револьвер, дробовик и охотничье
ружье помогут не раньше, чем с твари
сползет покров мрака. Ну а если под
рукой ничего не осталось — пора
драпать что есть мочи к ближайшему
источнику света.
Alan the Redneck Slayer
Вот, собственно, и вся соль. Каждая
из шести «серий» Alan Wake
— прогулка из точки А в точку Б,
качающиеся ветки на ветру,
заброшенные фермы и однотипные
враги. Десять часов на Уэйка прут
деревенщины разной степени
упитанности, стаи кровожадного
воронья и полтергейст, швыряющий
все что ни попадя, от бочек до
паровозов. Дюжина стычек — и финский
колодец сюрпризов иссякнет, а
ракурс «глазами противника»,
часто предваряющий битву, начнет
раздражать.
Ближе к середине авторы сажают
писателя за руль и отправляют в
скучный заезд по пустынным дорогам.
Помимо великолепной природы
Тихоокеанского Северо-Запада,
воссозданной с любовью и тщанием,
неплохого управления да шустрой
подгрузки огромных локаций,
разработчикам нечем гордиться.
Автомобильные эпизоды — наследие 2005
года, когда AW была
«песочницей» и грозилась выйти
на трех платформах сразу. Теперь
можно только фантазировать о том,
как финны планировали реализовать
нелинейность, и какие красоты
показал бы движок, свободный от
оков приставочного «железа». И
благодарить небеса за то, что в
Брайт-Фоллс нет летучих
мышей.
Но, в любом случае, «horror» убит
наповал — жуткая лицевая анимация
пугает куда сильнее, чем толпа
мужиков с лопатами. Не спасают ни
отличный звук, ни замечательные
тени, ни потрясающий, почти
осязаемый туман. Особняком стоит
пятая глава, где Алан с двумя
спутниками шагает по ночному
Брайт-Фоллс — кажется, будто из-за
угла сейчас выскочит орава
голодных зомби. «Survival» же
светит исключительно тем, кто
вздумает осилить Alan Wake на
сложности Nightmare (или без пальбы на
как минимум Hard). Нам же остается
смотреть по ящику забавную пародию
на Twilight Zone с плохо дублированными
актерами, собирать листки
незавершенной рукописи Уэйка,
слушать его монотонный бубнеж и
следить за интересными сюжетными
поворотами. Благо, при всем безумии
происходящего, события подчинены
жесткой внутренней логике. Лишь
очень невнимательный игрок не
распутает клубок к финальному
ролику.
Better Off Wake
Сотрудники Remedy обожают
сравнивать свое творение с
телевизионными хитами вроде Heroes и
Lost, но, если взглянуть через эту
призму на геймплей, станет ясно, что Alan Wake — никакой не
«первый сезон». Скорее,
невыносимо длинный «пилот»,
расстрелявший боезапас задолго до
третьего акта. Титры предрекают
Уэйку новые скитания во тьме (два
мини-дополнения уже тянут лапы к
кошелькам), а значит, самое время
сменить обстановку и расширить
рамки. На одержимых доярках,
лесничих и трактористах далеко не
уедешь.
1393 Прочтений • [Рецензия на игру Alan Wake (X360 review)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]