Штирлиц еще никогда не был так
близок к провалу. к/ф «Семнадцать мгновений весны»
Шпиону Майклу Тортону крупно не
повезло. Проработал каких-то три
месяца полевым агентом, получил
первую важную операцию, после чего
был предан, едва не убит и превращен
в козла отпущения. А ведь парень
просто хотел послужить Родине!
Его звали Михаил
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 1 Гб памяти GeForce 6800/Radeon 1300 XT 12 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon X2 64 2.5 ГГц 2 Гб памяти GeForce 9800/Radeon HD 2600 12 Гб на винчестере
По иронии судьбы, Тортона
невольно спасает та самая
организация, по чьей вине он стал
изгоем. Программа «Alpha Protocol»
действует за рамками
правительственных учреждений и
настолько глубоко засекречена, что
опальному разведчику ничего не
стоит затеряться в ворохе тайн.
Благо, у Майкла есть инсайдер в АР —
аналитик Мина, помогающая ему на
каждом шагу. Регулярные донесения,
доступ к черному рынку вооружения и
аксессуаров, роскошные
конспиративные квартиры в Москве,
Тайпее и Риме…
Три региона — три почти
самостоятельных эпизода, в которых
так или иначе замешана корпорация
Halbech. В России по традиции
приторговывают крадеными ракетами,
в Риме замышляют теракт, на Тайване
готовят покушение на президента.
Авторы даже не пытаются скрыть
имена злодеев; наоборот, они
выстраивают рассказ как
ретроспективу — плененный герой и
Кури… в смысле, Приз… то бишь,
глава Halbech Генри Лиланд обсуждают
дела последних недель. (Кстати,
недавняя Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction
тоже использует этот классический
прием.)
Поговорить есть о чем — Тортон
наломал немало дров за 15 часов
путешествий. Страсть сценаристов к
ветвящемуся повествованию — самая
сильная сторона Alpha Protocol.
Не претендуя на новое веяние, игра
внимательно следит за репликами и
поступками. Диалоговая система,
подсмотренная в Mass Effect (от
себя Obsidian добавила лишь таймер),
предлагает три подхода:
агрессивный, обходительный и
профессиональный. Пусть она не
всегда дает понять, что именно
скажет герой, но честно позволяет
менять ход событий и учитывает
прочие параметры. Спец по
техническим средствам легко
запудрит мозги компьютерным
жаргоном или найдет способ
перехватить сразу два источника
информации. Оперативник,
скрупулезно собирающий досье на
друзей и противников, знает, как
лучше надавить на собеседника. А
чтобы ушлые граждане не загружали «чекпойнт»
в поисках выгодного варианта,
разработчики запрещают выходить в
меню из беседы и часто
перезаписывают автоматический «сейв».
Слово — не воробей!
Некоторые решения могут
аукнуться мгновенно, вторые «стреляют»
под занавес, третьи постепенно
влияют на отношение людей к Майклу.
Троньте хоть одного морпеха при
штурме американского посольства в
Москве, и вам не раз припомнят
погибших бойцов. Пощадите главаря
группировки «Аль-Самад», и «враг
США» выручит в трудную минуту.
Столкнувшись с наемницей Зи на
Ленинградском вокзале, вы можете
заключить пакт о сотрудничестве
или расстрелять нахалку без долгих
пререканий. Alpha Protocol не
трясется над персонажами, какими бы
ценными они ни были.
Секретарша или Рим
Оно и понятно — кому интересны
штампы и карикатуры? Удачно вышел
только наш подопечный, да и то во
многом благодаря приятному голосу.
Obsidian, похоже, так и не определилась,
что ваять: «Идентификацию Борна»
или «Остина Пауэрса», Splinter Cell
или No One Lives Forever. Не сумев
придумать яркие характеры, авторы
то лезут в мешок за провонявшими
нафталином клише (угрюмый
заместитель главного негодяя,
журналистка, охочая до сенсаций,
секретарша, сунувшая нос куда не
следовало…), то ударяются в фарс.
Кейт Арчер, светлая ей память,
воевала с отрядами ниндзя и
оперными певицами, потому что NOLF
пародировала жанр. В серьезной
истории нет места русскому
гламурному «братку», обожающему
диско и аркадные автоматы,
шизанутому цэрэушнику, помешанному
на теориях заговора, и китайскому
киллеру с манерами «редиски» из
японской RPG. Ладно бы при этом
сценаристы остроумно шутили… Зато
вам без издевки подкинут
умопомрачительно глупый выбор:
спасти почти незнакомую девушку (ну
переспали разок, и что?) или пол-Рима.
Хм-м, дайте сообразить…
От распыления страдает и дизайн
игры в целом. Она слишком
примитивна как шутер (см. также Mass
Effect 2) и чересчур банальна,
чтобы тягаться с Hitman или Splinter
Cell. По сути, это — набор из двух
дюжин линейных уровней в
декорациях, чье качество прыгает от
«симпатично» и «я видывал лучше на
PlayStation 2» до «за такие задники надо
отрывать руки». Забудьте о
переодеваниях, хитрых тактических
фокусах, интерактивном окружении и
перебежках из тени в тень. Тут
охранные камеры елозят по полу
огромными зелеными конусами, какой
еще «стелс»? Притаился за стенкой,
выждал момент, подбежал к
патрульному, придушил, пошел дальше.
О чем вообще говорить, если из
здешних «гаджетов» полезнее всего
гранаты, карманная аптечка и ЭМ-заряды,
избавляющие от надоедливых «хакерских»
головоломок?
Рассчитывать на смышленых
оппонентов тем более не стоит.
Массовка шокирует дерганой
анимацией, отставшей от прогресса
лет на десять, и начисто лишена
разума. Заметив Тортона, враг не
спешит залечь в укрытии, а мечется
по комнатам, будто обезглавленная
курица, и прет врукопашную.
Толстокожие «боссы» ничуть не
умнее, даром что палят из спаренных
«стволов» с лазерными прицелами и
рисуют из воздуха толпы «мяса».
Очень увлекательные схватки,
особенно в третий-четвертый раз.
Шпионы, как ME
Ролевую механику Obsidian
скопировала, опять же, у Mass Effect.
Пять полосок развития отвечают за
оружие (пистолеты, автоматы,
дробовики, винтовки, боевые
искусства), от «toughness» зависит
крепость тела, «sabotage» упрощает
взлом электроники и замков, «technical
aptitude» усиливает «гаджеты» и,
наконец, «stealth» в буквальном смысле
делает Майкла невидимым.
Распределяя action points, мы обретаем
новые и совершенствуем уже
существующие способности. Увы,
многие из них никчемны, да и
переключать таланты в пылу
сражения неудобно. Унылую «прокачку»
оживляют «перки» за всевозможные
достижения, будь то секс с коллегой
или результативный допрос.
Магазин снаряжения, открытый
между вылазками, — сплошное
расстройство. Куда проще подбирать
бесхозный скарб на миссиях и копить
деньги, чем слепо покупать дорогие
«пушки», броню и апгрейды, дающие
микроскопическую выгоду в 1-2 балла (их
установка — отдельное «удовольствие»:
в кривом инвентаре РС-версии
непросто попасть курсором по
нужной кнопке). Единственный по-настоящему
приличный раздел виртуальной лавки
— секция с документами, где продают
досье, карты локаций, услуги
союзников и бонусные задания.
Например, отсчитайте неизвестному
благодетелю тысяч пять, и
автотурели примут вас за «своего».
Альфа прокол
А вот кто примет Alpha Protocol
за «свою» — вопрос на миллион.
Ролевой экшен про современный мир,
полный политических и
корпоративных интриг, стоял
особняком в океане фэнтези, древних
мифов и космической фантастики. Но
хорошую идею сгубило слабое
исполнение. Теперь уже не важно, чья
тут вина: кучи поваров на
дизайнерской «кухне»,
самодурствующего директора
проекта или вмешавшейся Sega. Шпион «сгорел»,
явка провалена.
1012 Прочтений • [Рецензия на игру Alpha Protocol] [21.04.2012] [Комментариев: 0]